2б. "А сколько нам метров до дна?"
Если в воздухе немцы хотя бы имели численное преимущество, то вот на море был совсем полный швах. Английский флот на тот момент насчитывал только линкоров и линейных крейсеров аж 14 штук (4 типа «R», 5 типа «Куин Элизабэт», «Нельсон», «Родней», «Худ», «Ринаун» и «Рипалс»), а так же 5 авианосцев («Илластриес», «Аргус», «Фьюриес», «Игл» и «Арк Ройял»), 18 тяжелых крейсеров, 48 легких крейсеров , 7 крейсеров-минзагов, 51 эсминец, 39 эскортных миноносцев и т.д. Кроме того, значительную роль играл Королевский Добровольный Резерв (Royal Volonteer Reserve), который во время ожидания высадки только мобилизованных траулеров дал 58 штук, всего же кораблей от миноносца и ниже в июле-сентябре в Канале находилось 1204 штуки (Росскил). Хоум Флит в августе-сентябре включал в себя линкоры «Нельсон» (флагман), «Родней», «Ривендж» (в Розайте), линейный крейсер «Худ», авианосцы «Фьюриес» и «Илластриес»; крейсера «Калькутта» (в канале Св. Георга), «Сассекс», «Шропшир», «Эмеральд» (в устье Клайда), «Кардиф» (в Гарвиче), «Бервик», «Корнуолл» (в Ливерпуле), «Аретьюза», «Норфлок» и «Австралия»; в состав Хоум Флита входило 5 дивизионов эсминцев (35 единиц), 3 дивизиона тральщиков (не считая мобилизованных). Это то, что англичане могли выставить в море сразу, как только немцы решатся на высадку. Настолько была сильна уверенность британцев в своем флоте, что в разгар Битвы за Британию они отправили часть кораблей в качестве подкреплений «Соединению Н» в Гибралтаре.
Что мог этому противопоставить Кригсмарине? Норвежская компания апреля-мая 1940 года полностью обескровила немецкий ВМФ. Немцы имели два прекрасных линейных крейсера - «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Первый из них был поврежден 8 июня 1940 года, торпеда с английского эсминца «Акаста», защищавшего гибнущий авианосец «Глориес», попала в левый борт немецкого корабля и вывела его из строя до конца года. Второй немецкий крейсер 21 июня 1940 года получил сильные повреждения в результате атаки британской подводной лодки «Клайд» недалеко от Хальтана и попал в док до декабря. Из двух тяжелых крейсеров типа «Дойчланд», оставшихся у Германии на середину 1940 года, был боеспособен только «Адмирал Шеер», «Лютцов получил торпеду в корму с английской лодки «Спирфиш», а 13 июня - еще одну торпеду с торпедоносца у Эргезунда и встал в док до марта 1941 года. Еще один тяжелый крейсер - «Адмирал Хиппер» - находился на данный момент в строю. Из легких крейсеров немцы могли использовать только «Нюрнберг», «Кельн» и учебный крейсер «Эмден». После Норвежской компании в строю у немцев находилось только 8 эсминцев типа «Z-1», 20 миноносцев, да около 30 тральщиков.
Особо стоит выделить подводные лодки, поскольку согласно директиве №16 на них возлагалось нанесение торпедных ударов по английским кораблям и минирование Канала. Согласно записи от 1 октября 1940 года в «Журнале боевых действий командующего подводными силами» на конец сентября в строю находилось 24 подводных лодки (из них 6 типа II, 10 типа VII, 7 типа IX и 1 типа UA) и увеличить эти силы было по сути нечем.
Если вы думаете, что на этом все - вы сильно ошибаетесь.
От безнадежности к сентябрю возник еще один план нейтрализации Ройял Неви в районе высадки - было предложено заминировать Канал с запада и востока, чтобы транспорты с десантом без проблем смогли перевезти войска. Но и этот план оказался нереализуем - у немцев на сентябрь 1940 года было всего 2000 морских мин, предназначенных для подводных лодок и самолетов. Немецкие самолеты ставили магнитные мины. Точность этих постановок была невысока. Для примера приведем статистические данные постановки мин с самолетов немцами на севастопольском рейде. Из книги Мирослава Морозова «Воздушная битва за Севастополь. 1941-1942.»: «В июне 1941 года немецкая авиация для минирования входных фарватеров Севастополя, израходовала 120 мин. Постами ВНОС обнаружено сброс 44 мин, в районе фарватеров - 24 мины.» То есть точность минных постановок оказалась равна всего лишь 15-20 процентам. Подводные лодки ставили якорные (TMA) и донные (TMB и TMC) мины. Мины типа TMA использовались на глубинах до 270 метров, но для минирования Канала в той части, где его собирались форсировать немцы, они мало подходили - мы с вами помним, что глубины Ла-Манша варьируются от 170 до 3 метров, но 170 метров - это район Бретани. Донные мины TMB имели предельный показатель глубины 27 метров, а TMC - 37 метров. Не говоря о сложности минных постановок в Канале, буквально нашпигованном английскими кораблями, задумаемся вот о чем - а какова была бы точность эих постановок? Скорее всего, еще хуже, чем с самолетов, поскольку лодкам пришлось бы действовать в литоральных водах и только в подводном положении. Кроме того, использование лодок в качестве минзагов делало невозможным их борьбу с кораблями противника - ведь субмарины ставят мины через торпедные аппараты, соответственно не могут использовать торпеды.
В борьбе с кораблями противника немцам могли бы помочь пикирующие бомбардировщики. На август 1940 года в строю у немцев находился 421 пикировщик Ju-87 (367 боеготовых) , эти самолеты являлись эффективным средством борьбы с легкими кораблями, но вот беда - в описываемое время эти бомбардировщики могли нести только 250-кг бомбы, то есть серьезному бронированию линкоров они не могли ничего противопоставить. Повредить линкоры они могли, но вот уничтожить - нет. Кроме того, немцы имели пикирующие бомбардировщики Ju-88 (на 7 сентября - 299 штук ), которые, однако, использовались для бомбометания с пологого пикирования, что довольно сильно снижало точность сброса. Также легкие бомбы могли нести (и производить бомбометание с пикирования) тяжелые истребители Bf110 (44 единицы ), но опять-таки крейсерам и линкорам их легкие осколочные бомбы проблем причинить не могли.
Если мы с вами сдвинем все к началу июня - то там после потерь в войне с Францией "Штук" совсем мало - 220-270 единиц.
А что горизонтальные бомбардировщики? Те кто не читал - обязательно прочитайте книги "История пикировщика" и "Первые залпы британского флота" Смита.
Пока что несколько примеров:
РАЗ
" Типичными являются приключения «Суордфишей» 812-й эскадрильи. Примерно такие ошметки приходилось союзникам бросать в кипящий котел.
26 мая 11 этих самолетов были отправлены бомбить район сосредоточения танков в районе Гравелина. Каждый биплан нес по несколько 250-фн фугасных бомб. Когда они прибыли в указанный район, то никаких танков там не обнаружили. Вместо этого «Суордфиши» были вынуждены искать хотя бы какие-то стоящие цели. Поскольку везде двигались немецкие колонны, это оказалось не слишком трудно.
Все самолеты самостоятельно атаковали выбранные цели. Каждый «Суордфиш» сбросил свой груз, а это было [118] в общей сложности 66 бомб по 250 фунтов каждая. Пилоты заявили, что добились 5 прямых попаданий в дорогу и уничтожили 3 немецких танка. При этом 1 самолет был сбит зенитками.
Еще более отчаянной выглядела попытка Королевских ВВС использовать свои самолеты в качестве пикировщиков. 25 мая 6 Уэстланд «Лизандеров» были посланы бомбить немецкие батареи к юго-западу от Кале, но пилоты не смогли пронаблюдать результаты атаки. 26 мая в бой были отправлены еще более древние аэропланы. 6 бипланов Хаукер «Гектор» из 613-й эскадрильи должны были разбомбить батарею, находящуюся к юго-западу от Кале, вполне вероятно, ту же самую. Этими музейными экспонатами командовал майор А. Ф. Андерсон. Во время этой операции он летел на самолете, который он же пилотировал во время воздушного шоу в Хендоне еще в 1937 году!
Часть летчиков прибыла прямо из школ, и они «никогда не летали на «Гекторах», не стреляли из пулеметов и не сбрасывали бомб». Атака 26 мая, судя по всему, оказалась совершенно безрезультатной. На следующий день ее повторили. 6 «Гекторов» и 9 «Суордфишей» бомбили цели вокруг Кале, пока «Лизандеры» сбрасывали грузы для осажденного гарнизона, но большинство посылок попало, разумеется, в руки немцев. Из этого самоубийственного вылета не вернулись 3 ископаемых самолета. "
ДВА
"Мы уже обсуждали тактику, которой придерживались итальянские бомбардировщики для атаки таких целей, как военные корабли в море. В течение всего дня итальянцы упрямо использовали только ее. Нам также следует рассмотреть, какое оружие несли эти большие трехмоторные бомбардировщики, в основном SM-79 и SM-81, при атаке бронированных кораблей. Всего эти 126 бомбардировщиков (если не считать самолеты морской авиации) сбросили в этот день 514 бомб. При этом они не сумели добиться ни одного попадания!"
ТРИ
"Против флагманского линкора Каннингхэма и кораблей сопровождения итальянцы в период с 12.05 до 18.12 провели 7 воздушных атак. На них было сброшено около 50 бомб, но ни одна не попала в цель. "
И так далее.
Таким образом для борьбы с вражеским флотом горизонтальные бомбардировщики немцам не помогут (и в реальности тоже не помогли).
Ну а что же со средствами переправы и десанта?
Предоставим слово Фридриху Руге, немецкому адмиралу, на описываемый момент Руге руководил Морской Резервной Группой Восток - минно-тральными силами на Балтике и в районе Бельтов, а в феврале 1941 года был назначен командующим минно-тральных сил в Ла-Манше и у побережья Голландии: «Военно-морской флот в результате большого напряжения собственных сил, а также благодаря немецкому каботажному флоту и судоходству на внутренних линиях сосредоточил к назначенному сроку в отправных пунктах от Антверпена до Гавра следующие суда:
155 транспортов - 700000 брт ;
1277 паромов, барж и лихтеров, большей частью несамоходных;
471 буксир;
1161 мотобот.
Одновременно началось сооружение тяжелых батарей у Гри Не.
Первая из них - «Гроссер Курфюрст», с четырьмя 280-мм орудиями, к 1 августа была готова открыть огонь. До середины сентября за ней последовали «Фридрих-Август» с тремя 305-мм орудиями и «Зигфрид» с четырьмя 380-мм. Однако завоевать господство на море было невозможно. Правда, экспедиция в Норвегию удалась и без него; но успех ее был полностью основан на внезапности появления у цели небольших, рассредоточенных на обширном пространстве открытого моря групп быстроходных кораблей. Теперь это совершенно исключалось. Противник располагал мощными военно-воздушными силами; он сумел эвакуировать из Северной и Западной Франции 136000 человек с вооружением, значительная часть тех 300000 человек, которые подарил ему Гитлер на пути через Дюнкерк, должна была уже быть вооружена заново. Он мог направить в угрожаемый район большое число орудий среднего калибра и некоторое количество тяжелых, снятых со старых военных кораблей, равно как и резервов. Среди немецких транспортных средств было лишь немного судов, способных совершить рейс собственным ходом, влезть на, берег и немедленно выгрузить войска и материальную часть через откидной порт. Пароходам пришлось бы встать на якорь вдали от берега; было подсчитано, что выгрузка продлится 36 часов - безнадежное дело в пределах досягаемости еще боеспособных военно-воздушных сил противника. Буксирные караваны - 33 буксира с двумя баржами каждый - совершили бы переход со скоростью 2 - 3 узла, то есть 4-5 км/ч. Скорость течения в узком месте пролива, направленного наперерез движению буксиров, доходила до 5 миль, то есть 9 км/ч, ширина пролива в местах перехода - минимум 40 - 50 миль, следовательно, переход должен был занять не менее 15 часов. При этом экспедиция была весьма недостаточно ограждена от атак с флангов. При наличии сильного течения и приливов минные заграждения в лучшем случае могли послужить лишь временной и относительной защитой.»
Это как бы немцам насчет рентгена некоторым насчет тоннажа немецкого торгового флота, способного к переправе.
Но и на этом трудности не заканчиваются..)))
Продолжим позже.