Загадка одного камня

Oct 30, 2013 10:25

Оригинал взят у akozmin_7 в ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. ЗАГАДКА И ИСТОРИЯ ОДНОГО КАМНЯ
После осмотра Казанской церкви в селе Чамарово наш путь лежал к святому камню. По-крайней мере, так охарактеризовали нам его местные жители и рассказали много интересного о том как он вылечивал от болезней глаз, помогал и в других вопросах восстановления силы и здоровья.
Находился камень вблизи Троице-Пятницкого монастыря (1885 г.) Весьегонского уезда Тверской епархии. Но это было раньше ...
Самого монастыря уже много лет как нет, но осталась память о нём и его История.
Но об этом, чуть позже. А сейчас, я расскажу про КАМЕНЬ.

Добраться до КАМНЯ не так просто. Можно, конечно, пройти пешком. Но это отнимет не один час вашего времени, придётся идти пробираясь через поросшую молодыми деревьями, пересекающие дорогу тяжёлые ветви деревьев и не забыть о сапогах - единственной подходящей обуви для этих мест. Нам повезло, добирались мы на отечественном внедорожнике который пёр "танком" сметая и преодолевая на своём пути всё что преграждало дорогу. Порой казалось что ветки снесут крышу нашего вездехода. Дорога к Камню скорее всего подходит под определение "танковое направление". Разбитая колея заполненная жидкой грязью сопровождает путника большую часть дороги




Машину кидает и подбрасывает, но она упорно держится выбранного водителем курса.




И вот мы прибыли на место. Находится он на первой предпойменной террасе правого берега лесной речки Суховетки.




Камень оказался и в самом деле огромным, округлым и с выемкой-канавкой в верней его части откуда и брали во все времена воду для чудесных омовений страждущие. Кстати, по рассказам местных старожил именно из этой выемки и бил родник. Но позже родник ушёл. Да и камень претерпел внешние изменения. Сколько его помнили люди, не считая жёлоба с водой, сам камень оставался сухим и чистым. Но однажды, его решили укрыть. Возвели над ним купол, стены. И камень заболел. Привыкнув находиться на воле, в помещении он "зацвёл" - порос мхами и лишайником. Когда люди догадались об этом и освободили его, то повернуть вспять происходящие изменения уже не смогли.



--------------------------------------------------------------------------------------------------------

"У Камня в давние времена стояла добротная часовня. Кто шел по тропинке к монастырю, непременно подходил к камню, который имел ложбинку, наполненную водой, считавшуюся святой. Поток людской к самой таинственной часовне на Руси был неиссякаем."

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
[Наконечная Галина Виуленовна]"Наконечная Галина Виуленовна. Журналист, краевед, библиограф, действительный член Географического общества России. Родилась в Тверской области. В настоящее время живет во Владивостоке. Впервые очерк был опубликован в газете "Весьегонская жизнь" и вышел к столетию Троице-Пятницкого монастыря под названием "Святое место" (ноябрь-декабрь 1994г.). Очерк посвящён родителям и жителям села Камень Весьегонского района. Отец Виулен Мустивый был назначен в послевоенное время директором детского дома. Детство и юность Галины Виуленовны прошли в селе Камень, к которому последнее время обращено так много внимания в Весьегонском районе. Очерк стал точкой отсчёта к изучению этой удивительной местности и, несомненно, сыграл большую роль в популяризации Троице-Пятницкого монастыря." так пишет в своих воспоминаниях о Камне:
"Вода в следе считалась целебной, и люди в это глубоко верили. Мама рассказывала, что когда она жила на Камню, из далёких мест приходили люди и лечили глаза, руки, ноги этой целебной водой. Раньше углубление в камне очень было похоже на след ноги. Позже , где-то в 80-е годы мы получали газету «Сельская жизнь» и в одной из них была напечатана статья о таких камнях-монолитах, которые относят к ледниковому периоду. Такие камни есть в Максатихинском районе Тверской области, Новгородской и Ленинградской областях. Предполагали, что следы высекались первобытными людьми , указывая направление по следу о передвижениях племён"

Теперь, здесь лежит металлическая щётка. Каждый пришедший к нему обязан его потереть ею и хоть не много очистить камень от поросли забвения. Каждый из нас присоединился к этой традиции и честно работал металлической щетиной по круглым бокам каменного гиганта. Вероятно, Камень имеет ледниковое происхождение. И многие миллионы лет назад притащил его сюда надвигающийся ледник. Много ли земель преодолел за свою долгую историю этот валун , далеко ли осталось его "родное место" не знает никто.

Много лет назад рядом находилось село с одноимённым названием Камень. И опять же, в урочище Камень.
Находился здесь и Троице-Пятницкий монастырь. Но сложная и трудная история нашей страны не обошла стороной и этот забытый, теперь уже, всеми (всеми ли?) уголок. Можно долго рассказывать об этом местечке, но вряд ли это получится лучше чем было сформулировано ЗДЕСЬ и я просто приведу выдержку из текста:
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Село Камень умерло. Погибло. Сначала под напором невежества и необразованности - это когда закрыли Троице-Пятницкий монастырь и разогнали монашек, взорвали удивительной красоты соборный храм и колокольню. Затем в силу амбиций, когда на месте монастыря Каменский детский дом был расформирован, его сотрудники разъехались по России. Жители села Камень вынуждены были из села, затерянного в густом лесу выбираться и обживать новые места. Завершила жизнь Камня природа: скрыла от людского глаза под своим зеленым покровом загадочный, Богом найденный святой уголок весьегонской земли."
------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Стены монастыря были из красного кирпича. Его крепости и прочности позавидовали бы современные технологии производства. Но именно этот кирпич спустя почти пол века послужил причиной разрушения храма.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Собор был из красного кирпича. Он имел три входа: с западной,южной и северной.Ступени крыльца были большими и широкими из серого гранита. Пол собора подпирали своды печей, в зимнее время прихожане вставали и молились на теплом полу. Двери были с цветными стеклами (витражами). Со стен на прихожан смотрели большие, в полный человеческий рост, иконы. Пол в соборе был выложен из цветных керамических плиток разными рисунками, около стен стояли крашеные скамейки. Территория монастыря утопала в пышных зарослях цветов и деревьев, в прямых липовых и березовых аллеях без устали пели соловьи. Монастырь имел большое подсобное хозяйство: мельницу, пасеку. Огороды были плодородны и хорошо удобрены ..."
------------------------------------------------------------------------------------------------------------








------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Монашки жили на горе. Звали их уменьшительно-ласково: Олюшка, Ленушка, Катенька. Все работали не покладая рук: стегали одеяла, тюфяки, разводили лошадей и коз, лечили людей. Хлеб пекли в русской печи, он получался вкусным, с хрустящей корочкой. К селу прижимался хвойный лес, который щедро кормил ягодами и грибами. Вокруг села покоились раздольные льняные и клеверные поля, колосилась рожь ..."
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Во время Второй мировой войска оккупантов не дошли на территорию района. И разрушений как таковых не было. Не было бы ... Если бы кому-то не пришла в голову мысль разрушить храм взяв его кирпичи на строительство запасного аэродрома. То что не разрушил враг, разрушили сами ... А запасной аэродром, так и не построили. В истории страны, увы такое случалось часто. Возвращаясь к воспоминаниям Галины Виуленовной читаем:
"... При строительстве собора в раствор при кладке кирпичей добавляли сырые яйца, и раствор был очень прочным. Когда в 1941 году начали разбирать собор для строительства аэродрома , то у мужиков плохо получалось отделять кирпич друг от друга. Тогда было решено использовать взрывчатку. Отдельных кирпичей всё равно не получилось, а от взорванного собора осталась большая гора кирпичного мусора. Ни дети из школы-интерната, ни мы почему-то никогда не бегали и не играли на этой горе. Так и стояла гора-укор непонимания. Зачем, кому помешала красота собора?"




--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Собор был разрушен в зиму 1941 на 1942 год. Сначала жгли иконы, не подозревая об их ценности. Многие жители Камня тайком уносили иконы к себе домой. Собор взрывали несколько раз, но все не получалось, настолько качественная была кладка. Тогда решили взрывать потолок и купола. Это удалось. Взорвав потолок, начали взрывать стены. Была зима, весь снег метров на 500 был красным от кирпичной пыли ..."
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------







Одев сапоги предусмотрительно подготовленные местными жителями - которые за эти несколько часов стали для нас хорошими друзьями (люди на периферии всегда более открыты душой, улыбчивы и добры) и перейдя речку Суховетку в брод мы поднимаемся по старой прокатанной дороге вверх по склону. Впереди на небольшом, по-видимому насыпном холме, среди густо растущих крУгом деревьев замечаем большой деревянный крест.
Сейчас, фрагменты кирпичной кладки и плитки образуют собой сложенный фундамент в основании Поклонного креста напоминающего о том что именно на этом месте находился снесённый монастырь.




Нам подсказывают что где-то рядом, среди заросшего леса есть старое кладбище и именно на нём похоронены монахини разрушенного монастыря. Пользуясь помощью наших местных проводников, сторожил этих мест: Любовь Ивановной Павловой, Натальи Михайловной Шуруповой и Татьяны Вавиловой мы не без труда находим этот погост.
Могил не очень много, но определить что именно та или иная могила принадлежит основательницам женской общины очень сложно. Надмогильные кресты практически не имеют именных табличек, дат и имён за исключение могил последних лет. Приходится искать захоронения сравнивая по старости и стилю крестов.








Возможно, именно эти могилы и принадлежат искомым героиням этого повествования. В одном из найденных воспоминаний от 1967 года, в котором местная жительница вспоминает свой разговор с промышляющим вот год заезжим "потрошителем могил и охотником за драгоценностями" мы читаем следующие строки:" ... кладбище такое маленькое, а земляной вал проходит дальше до самого крутого берега реки. Интересовался, кто захоронен в центре кладбища под чугунным крестом. Мол, он проверял, там ничего нет. И надо было дойти до такого кощунства своротить крест и проверить, нет ли там ценностей!"
Обратите внимание что именно это надгробие выполнено из литья, имеет обломанный верхний крест и вероятно именно его опрокинул тот "чёрный кладоискатель".





... или этот?

Обойдя все исторические достопримечательности этих мест, сделав большое количество фото и видео записей покидаем этот загадочный Камень, его Крест и его загадку.
История витиевата и когда-то процветающие города, сёла и деревни превращаются в пустыри и погосты.
Как знать, спустя полвека-век изменится ли ситуация и возродится ли село и Храм или всё останется по-прежнему? Как знать ...
(на фото внизу водители внедорожников УАЗ "Патриот" называемых в народе "буханками" которые и доставили нас к Камню)



Мной отснят достаточно подробный видео-рассказ с историей о самом камне, о дороге к нему. Я выложу всё это чуть позже и обязательно дополню к этой теме. О чём сообщу анонсом.

В подготовке использованы материалы:
1. "КАМЕНЬ" Наконечная Г.В. (очерк)
2. Зинаида Романюк. "Воспоминания о Камне"

_______________________________________________________________________
Партнёры блог-тура:
Администрация Весьегонского района Тверской области
ОАО "Весьегонский винзавод"
Холдинг “Афанасий”
Агентства недвижимости “Заволжский район & Правый берег”
Информационный партнёр - “Тверские ведомости”

Подборку всех материалов блогтура можно посмотреть здесь

[СПИСОК ТЕМ ПО ВЕСЬЕГОНИИ]Обо всём увиденном в поездке по Весьегонскому району Тверской области смотрите здесь:
1. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. В ДОМЕ С ЧЕТЫРЬМЯ МЕЗОНИНАМИ] http://akozmin-7.livejournal.com/137334.html
О посещении музея "Дом Поэтов" Ахматовых-Гумилёвых в селе Градницы

2. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. ИЗ ОКНА АВТОМОБИЛЯ] http://akozmin-7.livejournal.com/137707.html
О взгляде из окна автомобиля на дороги Весьегонии

3. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА] http://akozmin-7.livejournal.com/137948.html
О контрастах города Бежецк

4. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. ТРЭШ-МЕХАННИКА ЮРЫ ЧИСТЯКОВА] http://akozmin-7.livejournal.com/138010.html
Об оригинальной площадке трэш-механики в деревне Слобода

5. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. В ЛИЦАХ. ] http://akozmin-7.livejournal.com/138967.html
Об участнике поездки из Казахстана (Астана)

6. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. ЕСЛИ РАК НА ГЕРБЕ СВИСТНУЛ] http://akozmin-7.livejournal.com/139333.html
О музее речного рака в Весьегонске

8. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. ДОМ НА ПРИСТАНИ] http://akozmin-7.livejournal.com/139595.html
О яхт-клубе "Порт Весьегонск"

8. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. КРАЙ ЩУЧЬЕГО ВЕЛЕНИЯ] http://akozmin-7.livejournal.com/140004.html
О богатствах природных даров Весьегонского района

9. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. В ГОСТЯХ У «Creative Wine Co»] http://akozmin-7.livejournal.com/140251.html
В гостях у винного дома (винзавод) в Весьегонске.

10. [ДОРОГИ И ДОБРЫНЯ] http://akozmin-7.livejournal.com/140791.html
Совместно с Фондом «Доброе начало»

11. [ВЕСЬЕГОНСКИЙ КЛАСТЕР. ГЛАВНЫЙ ДОМ НА ДЕРЕВНЕ] http://akozmin-7.livejournal.com/141001.html
О том как живёт деревня Чистая Дуброва.


Продолжения следуют ...
Если вам нравятся мои отчёты и репортажи о поездках и путешествиях, мне будет приятно читать ваши комментарии к темам постов и ваша поддержка нажатием кнопочек репостов в другие сети.
Спасибо и заходите снова!

блог-тур, Фото, #blogtour69, Тверская область

Previous post Next post
Up