Валдай - Александр Радищев "Путешествие..." (Перевод на современный русский язык)

Oct 12, 2024 08:50


Александр  Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" (Перевод на современный русский язык)
Оглавление

Валдай

Говорят, что этот новый городок был заселен пленными поляками во времена царя Алексея Михайловича. Этот городок памятен влюбчивым нравом своих жителей, особенно незамужних женщин.
Кто не был на Валдае, кто не знает валдайских булочек и валдайских румяных девушек? Наглые валдайские девицы, трясущие своим стыдом, останавливают каждого путника и стараются разжечь в путнике похоть, воспользоваться его щедростью за счет своего целомудрия. Сравнивая нравы жителей этой деревни, выросшей в город, с нравами других русских городов, подумаешь, что она самая древняя и что развратные нравы - лишь остатки ее древнего уклада. Но так как она заселена немногим более ста лет, то можно судить, насколько развратными были ее первые жители.
Бани были и остаются теперь местом любовных празднеств. Путешественник, договорившись о пребывании с услужливой старухой или молодым человеком, отправляется на двор, где намеревается принести жертву всепочитаемой Ладе. Наступила ночь. Баня уже приготовлена ​​для него. Путешественник раздевается, отправляется в баню, где его встречает либо хозяйка, если она молода, либо ее дочь, либо ее свекровь, либо соседи. Они обтирают его уставшие члены, смывают с него грязь. Делается это тем, что он снимает с себя одежду, разжигает в нем похотливый огонь, и он проводит здесь ночь, теряя деньги, здоровье и драгоценное время на дорогу. Бывало, говорят, что эти похотливые изверги убивали неосторожного путника, обремененного любовными подвигами и вином, чтобы воспользоваться его имением. Не знаю, правда ли это, но правда то, что наглость валдайских девушек поубавилась. И хотя они не откажутся удовлетворить желания путника, но прежней дерзости в них не видно.
Валдайское озеро, над которым построен этот город, останется памятным в рассказах о монахе, пожертвовавшем жизнью ради своей госпожи. В полутора верстах от города, посреди озера, на острове находится Иверский монастырь, построенный славным патриархом Никоном. Один из монахов этого монастыря, посетив Валдай, влюбился в дочь одного валдайца. Вскоре их любовь стала взаимной, вскоре они стремились к ее совокуплению. Насладившись однажды ее радостью, они не смогли противиться ее желанию. Но их состояние ставило этому препятствие. Влюбленный не мог часто покидать свой монастырь; госпожа не могла посещать кельи своего возлюбленного. Но пылкость одолела их всех; из любострастного монаха она сделала бесстрашного мужа и наделила его почти сверхъестественными силами. Этот новый Леандр, чтобы наслаждаться ежедневным весельем в объятиях своей возлюбленной, как только ночь покрывала все видимое черной вуалью, тихо выходил из своей кельи и, сняв облачение, переплывал озеро на противоположный берег, где его принимала в объятия его возлюбленная. Купальня и любовные наслаждения в ней были готовы для него; и в них он забывал об опасности и трудности плавания и о страхе, что его отсутствие станет известным. За несколько часов до рассвета он возвращался в свою келью. Так он проводил долгое время в этих опасных плаваниях, вознаграждая скуку своего дневного заключения ночным весельем. Но судьба положила конец его любовным подвигам. Однажды ночью, когда этот бесстрашный влюбленный отправился через крепостные валы, чтобы увидеть свою возлюбленную, внезапно поднялся противный ему ветер, ударив его посреди пути. Все его силы были бессильны преодолеть яростные воды. Напрасно он изнурял себя, напрягая мышцы; напрасно он возвышал голос, чтобы его услышали в опасности. Видя невозможность достичь берега, он намеревался вернуться в свой монастырь, чтобы при попутном ветре тем легче было достичь его. Но едва он повернул, как волны, пересиливая его уставшие мышцы, утопили его в пучине. Утром его тело нашли на далеком берегу. Если бы я написал об этом стихотворение, я представил бы читателю его любовницу в отчаянии. Но это было бы здесь излишним. Всем известно, что любовница, даже в первый момент, грустит, узнав о смерти своего возлюбленного. Я не знаю ни того, бросилась ли эта новая Героиня в озеро, ни того, на следующую ночь она снова истопила баню для путника. Летопись любви гласит, что валдайские красавицы умирали не от любви... разве что в больнице. Валдайские обычаи перекочевали на близлежащую почтовую станцию ​​Зимногорье. Здесь с путником происходит та же встреча, что и на Валдае. Прежде всего, глазам бросятся нарумяненные девицы с бубликами. Но так как мои молодые годы уже прошли, то я поспешно расстался с намазанными валдайскими и зимногорскими сиренами.
Продолжение

Радищев-Путешествие-, пахнет родиной, памятная старина

Previous post Next post
Up