Гомеровские корабли

Sep 29, 2011 13:10


Что нас заставило вновь обратиться к Гомеру

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
          Осип Мандельштам

При обсуждении предыдущего поста Глокая Куздра штеко будланула бокра, призвав не измышлять гипотез относительно размещения ограждения  на кораблях египтян и народов моря. Я, вообще-то, гипотез не измышлял, а привел рассуждения уважаемых мной исследователей относительно данного конкретного эпизода истории кораблестроения. И задачей моей было всего лишь выяснить генетические корни такого элемента галеры, как клетня, о чем я прямо сообщил в начале темы. Вместе с тем в очередной раз убедился, что писать в блоге и писать на своем письменном столе - далеко не одно и то же. Первое требует соблюдения хотя бы какой-то логики и последовательности, в то время как на столе бумага все стерпит, даже не связанные между собой фрагменты со временем могут приобрести стройные формы. Учитывая преподнесенный урок, а также опираясь на полученный ранее опыт (при обсуждении единиц измерения), решил расширить историческое отступление, связанное с гребными кораблями античного мира. Может быть в будущем кому-нибудь пригодится.




Великая победа египтян над народами моря, о которой мы говорили в прошлый раз,  не спасла их, как, увы, это не раз уже бывало в нашей истории, от исторического краха. На авансцену вышла новая  греческая цивилизация. Она родилась, конечно, не на пустом месте, в определенном смысле новая культура стала продолжением микенской культуры.

Период между 1100 и 900 годами в истории Греции подобен «темным векам» европейской истории. И только в IX-VIII вв. до н. э., в так называемый геометрический период, появляются зачатки новой цивилизации, получившей в дальнейшем небывалый расцвет.

Подобно тому, как на входе в черный ящик темных веков Европы был дромон, а на выходе появилась галера (мы говорили об этом раньше), так и в нашем случае корабли египтян и народов моря, спустя два с лишним века обернулись тем, что принято называть «гомеровскими кораблями». Что произошло внутри упомянутых черных ящиков мы не знаем, а если и узнаем - то лишь в результате революции в исторической науке.

Гомеровские поэмы являются богатейшим источником сведений о кораблях греков той поры. Мы уже несколько раз черпали из этого источника (когда говорили о кораблях финикийцев, о тактике галер, об истории весла, о креплении весел к уключинам). Творчество Гомера относится к VIII или к началу VII века до н.э., события же, которые он описывает, происходят четырьмя-пятью веками раньше. Ясно, что Гомер в своих описаниях кораблей опирался на известные ему образцы своего времени. Если провести сопоставление между описанием корабля у Гомера и другими источниками и сохранившимися артефактами греческой истории, то наилучшее совпадение гомеровских описаний обнаруживается для кораблей VIII века до н.э.. Поэтому условно и будем относить наше рассмотрение к этому времени, т.е. к геометрическому периоду греческой истории. Конечно же Гомер по мере имеющихся у него возможностей вносил в свои поэмы детали из микенского периода, к которому относится повествование: удлиненные и прямоугольные щиты, шлемы из клыков кабана и т.п., но к кораблям это не относится. Хотя поэт старается не прибегать без явной нужды к переносу реалий геометрического периода на микенский. Так, в «Илиаде» и «Одиссее» он ни разу не упоминает о наличии тарана, хотя для восьмого века таран был неотъемлемым элементом военного корабля. Так как ни в «Илиаде» ни в «Одиссее» ни разу не упоминаются морские сражения, то поэт считает излишним описывать таран, который используется именно в этих ситуациях.

Четко надо представлять две вещи: если бы мы располагали только текстами Гомера, то судить о кораблях его времени было бы очень трудно. Во-первых, многие термины. обозначающие качества корабля, носят общий характер (быстрый, большой, хорошо сконструированный  мало что могут сказать). Необходимо привлекать изобразительные свидетельства из того периода. И во-вторых, если мы не вникнем в морской словарь Гомера, то нам вряд ли удастся реконструировать гомеровские корабли с достаточной степенью детализации.

При рассмотрении данной темы будем использовать обстоятельные книги С.Торр «Ancient Ships» (1895), L. Basch «Le Musee Imaginaire de la Marine Antique» (1987), L. Casson  «Ships and Seamanship in the Ancient World» (1995), S. Wachsmann, G. F. Bass «Seagoing ships and seamanship in the Bronze Age Levant» (2009). При использовании других источников ссылки будем приводить в тексте.

Содержательную часть темы начнем в следующий раз.

Гомер, гомеровские корабли

Previous post Next post
Up