СЕКРЕТНАЯ МИССИЯ ЖВАНЕЦКИХ: "разрушитель Союза" - кто сегодня за него? Камеди-клаб и Квартет И?
Aug 20, 2017 16:26
А вы любили Жванецкого, читали его, слушали, смеялись над точными и остроумными зарисовками и репликами, восхищались сочным и ярким языком сатирика-юмориста? Только честно. Вот я - да, не стану скрывать. Ну как можно было не хохотать над "мы так и не услышали начальника транспортного цеха"? Или "а если подъехать на танке и спросить - скока-скока?"? Или - "тщетельнее надо, ребята"? Особенно, когда исполняли его блистательные эстрадные артисты, умевшие заворожить публику, Райкин, Ильченко и Карцев?
В последние годы, правда, все чаще посещала мысль, что МихМихыч сделал для разрушения нашей страны не меньше, чем иные агенты ЦРУ в высших эшелонах власти и партноменклатуры Союза. На своем месте, конечно, маленьком, но заметном, просто в силу литературного дара он оказался очень эффективным бойцом инфовойны в непрекращавшейся все годы после Второй мировой Холодной войне Запада против России, тогда СССР, вплоть до его полного уничтожения... Мысли эти сквозили, однако, не складываясь в формулы и вдруг, вчера, я наткнулась на пару текстов, в которых автор взял на себя труд сформулировать недодуманное многими, как я полагаю, и выдать итог размышлений в виде интересного текста.
Рекомендую, соглашаться или нет, дело личное, но прочтения более чем заслуживает - Жванецкий и пустота 15 августа, 19:34 Жванецкий - это прима и звезда сатиры времен перестройки. Говорят, что смеясь, человечество расстается с прошлым. В данном случае советские люди со смехом хоронили СССР. Такой смех для очень многих вскоре обратился слезами, но мастер жанра остался на плаву. О том, как именно ломали, причем - не без помощи разрушительного смеха, красную смысловую вертикаль, написано много. Научно-философскую основу метода разрушения системных ценностей при помощи карнавала, жизни навыворот, жизни не в серьез, заложили очень даже серьезные люди - Франсуа Рабле (автор романа "Гаргантюа и Пантагрюэль") и исследователь творчества Рабле Михаил Бахтин. Последний практически был на службе у соответствующих подразделений КГБ, и отрабатывал заказ - как с помощью смеха и юмора ослабить могучее в всех смыслах, но прежде всего сильное своей идеократической мощью государство. Для неверующих - ссылка на статью http://digests.su/article/bahtin-i-nechto Жванецкий, Хазанов и другие - рядовые, если подумать, бойцы этого разрушительного фронта. Сделать серьезное несерьезным, важное - неважным, а всякую ерунду вознести на престол (у Рабле идет серьезнейший спор о наилучшем способе подтирки хорошо покакавшей попы). Подробно про эту сторону разрушительной перестройки написано у Кургиняна (в части теории, метода) и Кара-Мурзы (в части практики манипуляции массовым сознанием). Но Жванецкий - человек небесталанный, и жизнь его не окончена с крахом СССР. Ядовитое жало у всех сатириков выродилось с гибелью страны - не на что стало нападать, остался юмор для очень избранных или тупо ниже пояса. Постарадали не только разрушаемые, но и разрушители - это неумолимый и справедливый закон жизни. [Spoiler (click to open)] Что же нынче твориться в душе таких людей? Наиболее просто рассмотреть это на примере Жванецкого. У него просто стиль такой, прозрачный - что на душе скопилось, то мигом сатирически оформит и выгодно продаст. Нахамили в очереди, обсчитали и кинули - не унывая, напишет и прочтет со сцены на потеху публике.
Прочитайте по ссылке - Жванецкого пересказывать - только длиннее выходит. Я прокомментирую только. Итак, к автору пришел старый товарищ с упреком - мол, не создал Жванецкий ничего серьезного.
Упрек справедливый - не создал, он это серьезное весьма серьезно разрушал. Казалось бы: ну и что? Разрушал, на этом неплохо заработал, стал богат и знаменит. Лирический герой монолога этот факт своей благополучной жизни неоднократно, для надежности, подчеркивает. Да и оппонент попался скверный - ни кола, ни двора, да еще и жизни учит.
Итак, жизнь удалась, "завистники" жалки и неудачны - живи, да радуйся. Ан нет, вопреки всем законам логики автор уходит в запой, осторожно и ненадолго, но ломает прежнюю, и как ни крути - пустую жизнь. А вот это уже очень интересно.
Жванецкий - человек немолодой и, по его собственным словам, не вполне здоровый. Видимо, нет-нет, да и тянет в таких случаях подумать на вечные темы. Не за горами время прощания с дольним миром и визит в мир горний.
И что там предъявишь высшим силам? Цифры в банке? Количество покоренных девиц? Славу? Там это не котируется. Нужно что-то серьезное, тяжелое, настоящее. И это вовсе необязательно построенный мост или принятая на вооружение ракета.
Это может быть и книга для юноши, обдумывающему житье. Отдельные тексты сатирика Гоголя заучивают в школе многие поколения: "Нет уз святее товарищества... Русь-тройка, куда несешься ты, дай ответ! Нет ответа..."
И вот наш славный автор рванулся из последних сил, чтоб написать что-то серьезное. И написал то единственное, что было у него на душе: "Смеркалось".
Смех определенной направленности разрушает подлинное, тяжелое, настоящее. И оставляет после себя пустоту. Ее можно долго не замечать, раз за разом уповая на дом - полную чашу, обеспеченную семью и роскошный автомобиль.
А потом, пусть в самой поздней старости, вдруг как засосет под ложечкой - ведь уже давно смеркалось. Тьма сгустилась над пустотой, и все вроде бы хорошо - а как-то не по себе. И тут внезапно: запой, кофе, валокордин и полнейшая творческая беспомощность, так блестяще описанная сами же Жванецким.
Скажу сразу - мне понравился это рассказ Михаила Михайловича, понравился больше его знаменитых перестроечных шлягеров. Здесь есть немного подлинного - настоящая боль, пусть жирно замазанная румянами смеха и юмора. Только мажь - не мажь, такие вещи не замаскируешь.
Не вышел серьезный опус у Жванецкого, но то и неудивительно. Литературный труд во многом есть концентрированное выражение человеческой судьбы, квинтэссенция духовной жизни. Но надо, чтоб она была, эта самая духовная жизнь, а нет ее. Мы, почитатели таланта Жванецкого во времена перестройки, жестко расплатились за подлый смех. Однако и самого бойца сатирического фронта расплата не миновала. Осталось пожелать нам всем, включая и сатириков, как-то потихоньку приходить в себя, опамятоваться и выгребать на твердое. А то ведь и в самом деле - Смеркалось. --- Жванецкий - апологет мещанства 19 августа, 16:48 По поводу моей попытки поговорить о таких фигурах Перестройки, как Жванецкий, причем поговорить крупно, без булды, возникли споры и непонимание. Про классическое обвинение в "обсирании" великого таланта ради личных ништяков говорить не буду. Каждый читатель имеет право на свое читательское восприятие и свою гражданскую позицию. [Spoiler (click to open)] В пылу дискуссии я сказал, что заливистый смех от перестроечных юморин Жванецкого как-то связан с постперестроечным кошмаром, и в том числе, с разгулом фашизма на Украине.
Это дело требуется как-то объяснить. Обратимся к творчеству Михаил Михайловича тем времен, когда нынешние бандеровцы носили комсомольские значки и обратим особое внимание на его лирического героя.
Герой произведения - простой работяга: прямой, откровенный, такой рубаха-парень. И этим он сразу вызывает к себе симпатию: груб, резок, не выбирает слов, так как знает себе цену: пролетариат, класс-гегемон.
И вот этот честный работяга вперся на экскурсию в музей с главной целью: выпить, то есть - "культурно отдохнуть". Диалог с возмущенной дежурной по залу прекрасен:
- Чего орешь, ты, мышь белая?.. Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла...
Вроде бы сатира по всем правилам: высмеивают забулдыгу, но талант Жванецкого возводит его на пьедестал, вместо Аполлона. И в самом деле: он же завтра РАБОТАТЬ будет, трудиться. Значит, имеет полное право на маленькие радости. Причем тот, кто ему отказывает в этом простом ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ желании, на самом деле - мышь белая.
Я специально выделил слово "человеческая", ибо нет тут ничего человеческого. Этот монолог - плохо скрытый гимн мещанству, человеку маленькому (а это - любимый герой русской литературы) и претендующему только на "простые радости" жизни.
Но здесь есть и еще один герой - советский быт, и его "неисправимая" тухлость. Выход из бытовых ситуаций, всегда безнадежно проигрышных для простых парней один - водка. Талант Жванецкого опять на стороне мещан, чьи главне проблемы не поднимаются выше краев их личной тарелки. И бонусом - настолько жесткое изображение советской действительности, что неизбежно возникает мысль: советская модель неисправима.
Я не нашел рассказ в той редакции, что запомнил в те годы. Там суть в сломанном пылесосе и слова: То, что завод выпускает плохие пылесосы - одна новость, а то, что там делается, на заводе, много новостей: кто-то взял повышенные обязательства, превысил план, обучает молодых. Это же намного интереснее!
Это уже не просто сатира, направленная на то, что можно что-то улучшить и зло изжить. Это практически прямая "констатация" невозможности что-то исправить.
"В счетчик - булавки, в спиртопровод - штуцер, в цистерну - шланг, и качаем, озабоченно глядя по сторонам. Все, что течет, выпьем обязательно: практика показала, чаще всего бьет в голову. Руки ходят непрерывно - ощупывая, примеривая... Крутится - отвинтим. Потечет - наберем. Отламывается - отломаем и ночью при стоячем счетчике рассмотрим. Государство все, что можно, забирает у нас, мы - у государства". Опять в объективе автора снова он, мещанин. Монолог называется "Государство и народ", но это же прямая ложь - тема опуса иная, "Мещане и государство". Это уже подлог и обман, за такие вещи в культурном обществе бьют канделябром. Мещане, в терминологии майданных политехнологов "рассерженные горожане", в рассказах Жванецкого не ограничиваются эскапизмом - то есть, уходом от проблем с помощью водки.
"Приятно, наверное, внезапно появиться в ЖЭКе и попросить заменить пол на кухне, не выходя из машины. Хорошо въехать в базар и через щель спросить: "Скоко, скоко? Одно кило или весь мешок?"
Это мечта мещан, выходящих на майданы цветных революций по всему миру: сесть на личный танк и получить свое, гори оно огнем. В предперестроечные годы звучало смешно, но сегодня не до шуток. Мародеры на танках - не редкость в Донбассе. Талантливый литератор всегда наделен даром предвиденья, вопрос в том, как им пользоваться.
Жванецкий - не просто сатирик. Он певец мещанства, его не очень-то скрываемый фиговым листиком сатиры апологет. Но, впрочем, предоставим слово самому Жванецкому (монолог "Простые вещи") http://uznix.narod.ru/lib/zhwan003.html:
"И после того, как не понял сложного и не осуществил, начинаешь открывать простые вещи: - что спать на воздухе лучше; - что жить среди зелени лучше;"
Трудно определить мещанство лучше, чем это сделал Жванецкий. Герой не осуществил важного и главного, не создал того, что должен был, не взял планку сложного, и сделал что? Опустился на мещанский уровень "простых вещей".
Для меня простые вещи - это жизнь и смерть, соотношение того, что тебе доверено, и того, что ты смог, но совсем не то, чтобы лучше есть и спать на свежем воздухе, подтирая задницу живым гусенком, как призывал герой Рабле.
Жванецкий любит мещанина, защищает его тухлый мирок, и за это любят, в свою очередь, его самого. Его любят за оправдание мещанства, за восхваление маленького и ни за что не отвечающего человечка.
Задолго до мещански-ориентированного Жванецкого два советских сатирика (тоже далеко не безупречных, но только не в сравнении со Жванецким), Ильф и Петров, в романе "12 стульев"описали два мира. В Большом - ДнепроГЭС и Магнитка. В малом - кричащий пузырь "уйди-уйди" и пробковые женские подмышники "Любовь пчел трудовых". В большом мире - Стахановцы, домны, Транссибирская магистраль, в малом - песенка "про кирпичики", да идеологически выдержанные математические ребусы-логогрифы.
Большой мир - мир подлинной советскости, но что с малым? Дело в том, что малый мир остро враждебен большому, он непримирим к тем, у кого есть нечто большее, чем любовь к "простым вещам". У мещанина нет "верхнего этажа", нет идеалов и ценностей, ради которых большие люди в большом мире рвут свой пуп.
Казалось бы: ну нет и нет, большая беда? Тут важно понять главное: на самом деле беда большая. Дело в том, что идеалы и ценности, они и только они, дают человек азарт и энергию, раскрепощают его и делают всесильным. Отсутствие идеалов порождает пустоту, а свято место - душа человека, пустоты не терпит. И засасывает туда, как в вакуум, всякую дрянь, причем часто - идеалы, но не позитивные - красные, а негативные - черные. Как пример - та самая езда на танке в личных интересах, избиение слабых стаей "рассерженных горожан". Это - фашизм, идеология, целиком построенная на отрицании красных смыслов и опертая на мещанина - человека попроще.
Поскольку Жванецкий "рассчитан" на человека "попроще", он был суперпопулярен и понятен "широким мещанским массам". Вся перестройка была оперта на мещанина, с легкостью променявшего красные смыслы на сытые посулы капиталистического завтра. Эта метафизическая тема продажи первородства за чечевичную похлебку описана за тысячелетия до еврея Жванецкого в главном еврейском тексте: в "Ветхом завете". Весь современный уклад оперт на мещанина, но вот беда: нельзя всерьез оперется на то, что нагрузку держать не может. Если у каждого хата с краю, никто не будет упираться за "обчественное дело". Ну и бери их голыми руками всякий, у кого есть какие-никакие идеалы и соответствующая сила. Так вот, у фашистов идеалы и сила есть. И никогда никакие мещане не в силах остановить бульдозер фашизма.
Эй, любители творчества Жванецкого! Скорее всего, вы не то, что не примете данный текст, вы его даже не поймете. Как писал Горький "Мещанин не способен видеть ничего, кроме отражений своей серой, мягкой и бессильной души" http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/article-354.htm. Но я пишу и для вас - как знать, а вдруг что-нибудь всколыхнется в вашей душе? У кого-то наверняка всколыхнется, человек - создание сложное. Источник --- Собственно, можно было бы и не вспоминать о вышедшем в тираж былом кумире интеллигенции и ширнармасс, скажете? Но ведь сейчас таких жванецких, не столь одаренных, правда, выродившихся даже не в хазановых, а в шацев-лазаревых, слепаковых-светлаковых с их камеди-клабами, уральскими пельменями и прочими стендап-камеди и юмористическими передачками с натужным стебом надо всем и вся, ничуть не меньше, вам не кажется? Берут они теперь уже, правда, "не умением, а числом", но тлетворный и разрушительный эффект смеха надо всем - достойным смеха, достойным страха, достойным борьбы с явлением, вперемешку со смехом над "маленьким человечком", обывателем, на самом деле, каждым из зрителей-россиян - столь же значителен, как и у жванецких, разрушивших ту страну. Посильно поучаствовавших в этом. Вам так не кажется? Или вы не считает вот это, например, намеренным разрушением образа русского человека, в глазах общества и своих собственных? [смотреть]
Характерен коммент под видео - Морж1 день назад создатели этого шоу знают что у нас такой свиноты 80% населения страны)) для них и снимают, а им кайф типа они нормальные вон даже по телеку показывают подобных)) https://www.youtube.com/watch?v=q5ATHe1wE9k&list=PLyo9tDoOYP61fcQWcTNY-NF39jpt9NXWS --- Вы не смотрите все это нижеплинтусное развлекалово российского ТВ? Естественно. Но ведь кто-то же - смотрит? И фильмы, прокатываемые потом в кинотеатрах, со ставшими популярными в "наших рашах", "камеди-клабах", "квартетах И" и "прожекторахперсхилтон" светлаковыми и харламовыми - собирают аудиторию, не меньшую, чем концерты жванецких в свое время. А "квартеты и" снимают шлягер за шлягером небесталанной зубодробительной пошлости... Только, согласитесь, уровень этого утробного и пещерного "юмора" ниже на порядки, нежели даже творений нашего героя? Одессит МихалМИхалыч передал эстафетную палочку одесскому Квартету И, вам так не кажется?