Обучение | Объективы | Часть 1

Aug 13, 2012 08:46



А сейчас мы начнём говорить об объективах. Тема эта очень большая, поэтому она будет разбита на несколько частей.

Оглавление:
  • Объективы | Часть 1 | Фокусное расстояние, классификация объективов
  • Объективы | Часть 2 | Кроп-фактор и перспективные искажения
  • Объективы | Часть 3 | Диафрагма, f- и t-стопы
  • Объективы | Часть 4 | Диафрагма, ГРИП, боке
  • Объективы | Часть 5 | Фиксы, зумы и конструктивные особенности обективов
  • Объективы | Часть 6 | Маркировка, фильтры и бленды

    Кстати, эта серия постов будет сопровождаться мини-конкурсами или домашними заданиями, как будет угодно. В конце каждой статьи будет даваться небольшое задание по обсуждаемой теме. В течение недели вы выставляете свои варианты выполнения этих заданий в комментариях к этому посту. По окончании недели я выбираю победителя и от меня ему достаётся мини-приз: купон на 3.000 рублей на услуги "Фотопроекта".


    Правила участия:
    1. Условия участия
    1.0 Модератор всегда прав
    1.1 Допускаются к участию все желающие, с любой фототехникой, с любым уровнем работ
    1.2 От одного участника не более 1 фото
    1.3 Допускаются только работы от их непосредсвенных авторов (чужие фото вывешивать нельзя)
    1.4 Авторы сами урегулируют всю отвестенность по отношению к третьим лицам (сами разбираются с теми, кто изображён на фото, если возникают споры)

    2. Технические требования
    2.1 Размер фотографий не должен превышать 1000 пикселей по большой стороне
    2.2 Фотографии нужно выкладывать в комментариях первого уровня к этому посту
    2.3 Ссылки на фотографии рассматриваться не будут

    3. Суть задания
    3.1 Нужно сделать фотографию, в которой раскрывалась бы тема задания
    3.2 Эти карточки должны быть в основе свое именно фотоснимками

    4. Время проведения конкурса
    4.1 Приём работ с момента публикации поста и в течении недели
    4.2 Обработка и вынесение решения - в первый день следующей недели

    5. Дополнительно
    5.1 Этот миниконкурс скорее для удовольствия и разминки. Главное тут - общение, тренировка, игра мысли
    5.2 НЕ торопитесь! Подумайте - может надо сделать новый кадр, а не брать из архивов?
    5.3 Тут можно почитать о том, как вставлять картинки в комментарии: http://htmlka.com/pictures/

    Важно!
    В ЖЖ работает система антиспама и поэтому некоторые комментарии будут попадать в спам, а пользователям будут приходить соотвествующие сообщения. Не переживайте, ваши комментарии никуда не денутся и я их со временем раскрою в ручном режиме.

    Приз (купон на услуги "Фотопроекта") победитель получит по электронной почте. Дальше сам решит что с ним делать - заказать себе фотокнигу, напечтать фотографии на указанную там сумму, оплатить занятия в фотошколе или получить какие-либо иные услуги этой сети. Можно подарить этот купон родным, друзьям или близким. Как видите - всё очень просто! =: ) Но если что-то не понятно по условиям конкурса - задавайте вопросы в комментариях.

    Объективы | Часть 1

    Прежде чем выбрать объектив, нужно разобраться в том, как они устроены. Поняв основные принципы их работы вы сможете подобрать себе именно тот набор объективов, который нужен вам. Нет, тут нет оговорки, речь действительно идёт не об одном объективе, а скорее о наборе из нескольких устройств. Почему это так - надеюсь, будет понятно из пояснений.

    1. Определения
    Важнейшей характеристикой объективов является фокусное расстояние:



    Определение фокусного расстояния

    Если говорить про фотообъективы, то сухим языком определений - "это расстояние вдоль оптической оси от второй главной точки объектива (задней узловой точки) до фокуса при вхождении в объектив параллельного пучка лучей параллельно оптической оси. Говоря чуть проще, фокусное расстояние - это расстояние от главной точки объектива до плёнки или матрицы:



    Фокусное расстояние в фотоаппарате

    Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. И чаще всего мы привыкли видеть его в эквиваленте 35-мм камер: даже если фотоаппарат снимает на цифру и размер матрицы не соответствует 35-мм плёнке, всё равно для удобства фокусные расстояния часто указываются такими, какие они были бы на 35-мм плёночном фотоаппарате. Про 35-мм плёнку мы уже рассказывали тут: Обучение | Форматы фототехники

    Если же абстрагироваться от определений, то самое важное в фокусном расстоянии для нас то, что именно этот технический момент влияет на угол зрения объектива:



    Определение диагонального угла зрения

    ...и, как следствие, на приближение или удаление объектов в кадре:
  • Чем меньше фокусное расстояние, тем шире угол зрения объектива и тем больше окружающего пространства окажется в кадре:



    Снимок, сделанный с широкоугольными настройками объектива, в кадре видна вся бухта

  • И наоборот, чем больше фокусное расстояние, тем уже угол зрения объектива и на картинке будет только фрагмент того, что мы видим глазами:



    Снимок с того же места, но только с длиннофокусными настройками объектива, в кадре только один из катеров в бухте

    Вот общая сводная таблица, на которой видно, как в зависимости от фокусного расстояния меняется угол зрения объектива и как от этого изменяется картинка :



    Зависимость фокусного расстояния и диагональных углов зрения объективов на матрице 24 х 36 мм

    2. Деление объективов по фокусному расстоянию
    В определении типов объективов соблюдается такое правило: если фокусное расстояние меньше диагонали кадра, то объектив называется "короткофокусным", если больше - "длиннофокусным".

    При создании объективов конструкторы сталкиваются с определёнными сложностями, которые разнятся в зависимости от того, под какое фокусное расстояние делается объектив. То есть, работая над короткофокусными объективами, конструкторы будут решать одни задачи, а делая длиннофокусную оптику - другие. Очень часто решения этих задач являются взаимоисключающими. Поэтому, увы, создать такой объектив, который был бы одинаково хорош на всех фокусных расстояниях - задача на сегодняшний день практически невыполнимая.

    Можно, конечно, подойти формально и сконструировать универсальный объектив, перекрывающий большой отрезок фокусных расстояний. Но тогда надо понимать, что это будет некий компромисс - либо этот объектив будет хорош только на длинном фокусе, либо только на коротком, либо, что бывает чаще всего, ни там, ни здесь этот объектив не будет отличаться выдающимися характеристиками.

    Именно поэтому принято делить все фокусные расстояния на несколько небольших отрезков и делать объективы, которые работали бы только в этих границах. Такое решение позволяет конструкторам сосредоточиться на решении проблем, связанных с конкретным отрезком фокусных расстояний. Но из-за этого фотографам нужно иметь набор оптики - чтобы было несколько объективов, каждый их которых хорош на каком-то одном ограниченном отрезке фокусных расстояний.

    Если более подробно, то, исходя из классификации по фокусным расстояниям, условно объективы делятся на такие типы:
    Фишай


    Снимок, сделанный на фишай

    Фишай (англ. Fisheye, «рыбий глаз»). Такие объективы отличаются широким углом зрения в 180 градусов и даже более. Это - сверхширокоугольный объектив с другой проекцией построения изображения (расстояние об центра кадра до точки пропорционально углу к этой точке, а у обычных объективов - линейная проекция). Поэтому, при фотографировании фишаем всё получается как бы пузатым. Принцип работы этого объектива реализован всё в том же в дверном глазке - заглянув в него, можно получить впечатление о том, какое изображение даёт фишай. Обычно он имеет фокусное расстояние от 8 до 16 мм. Чем короче фокусное расстояние - тем ярче выражены искажения у этих линз.

    Фишай - объектив, не предназначенный для каких-то конкретных видов съемки. Им можно фотографировать пейзажи, портреты, архитектуру, в принципе, всё что угодно, потому что основное его предназначение - это творческие эксперименты.

    Сверхширокоугольные объективы


    Снимок, сделанный на сверхширокоугольный объектив

    Объективы такого типа имеют очень маленькое фокусное расстояние и, соответственно, широкий угол зрения. Их фокусные расстояния колеблются от 10 до 25 мм. Современные сверхширокоугольные объективы практически не имеют дисторсий, свойственных фишаям, но обладают заметными перспективными искажениями. То есть, стены здания, например, уже не идут по кругу, как у фишая, но при этом их геометрия может сильно "разваливаться" или "сходиться", не смотря на то, что в жизни эти стены параллельны друг другу:



    Демонстрация перспективных искажений, возникающих при фотографировании сверхширокоугольным объективом

    Основное применение таких объективов - съёмка пейзажей, архитектуры, интерьеров в сильно ограниченном пространстве или съемка людей в очень небольших помещениях.

    Конструктивно это очень сложные объективы и их создание - очень трудоемкое в конструкторском плане дело: в таком объективе возникает слишком много разных искажений, с которыми довольно тяжело бороться. Зачастую, создать и производить хороший сверхширокоугольный объектив гораздо дороже, чем любой другой. И это, конечно, отражается на их цене.

    Широкоугольные объективы


    Снимок, сделанный широкоугольным объективом

    Пожалуй, самый распространенный вид объективов. Его отличает фокусное расстояние от 25 до 35 мм. Такие объективы обычно используются как постоянные: они замечательно подходят для съёмки событий, пейзажей, помещений, и разве что для тесных комнат их не всегда хватает. Именно широкоугольные объективы чаще всего идут в поставке вместе с фотоаппаратом.

    Нормальные объективы


    Снимок, сделанный на нормальный объектив

    Это объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для 35-мм стандарта - это около 43 мм, для "кропнутых" матриц меньше, но это уже не так существенно. Чаще всего, на практике нормальным объективом будет объектив с фокусным расстоянием около 50 мм. Нормальный объектив тоже часто используется в качестве штатного.

    Со многими оговорками эквивалентное фокусное расстояние человеческого глаза примерно равно 50 мм. То есть, угол зрения человеческого глаза и нормального объектива очень близки, что делает последний очень удобным в повседневной съемке. Правда, с глазами у человека всё устроено далеко не так просто, поэтому это сравнение приведено как некое подобие (чуть подробнее мы поговорим об этом позже).

    Нередко можно слышать ошибочное мнение о том, что объектив этого типа - это портретный объектив. Это не совсем так. Формально, любой объектив, на который вы снимаете портреты, можно назвать "портретным". но для получения портрета с корректными пропорциями лица и чтобы все его части выглядели так, как мы привыкли видеть их глазами, нужно использовать объектив с таким фокусным расстоянием, которое бы не вносило в кадр существенных перспективных искажений. А на 50 мм (или около того) искажения всё же весьма заметны. Поэтому, снимать портреты нормальным объективами, конечно, можно, но, строго говоря, 50 мм - это не портретное фокусное расстояние, а скорее универсальное.

    Длиннофокусные объективы


    Снимок, сделанный на длиннофокусный объектив

    Длиннофокусные объективы отличает фокусное расстояние от 70 до 135 мм. Часто такое фокусное расстояние характерно и для макрообъективов, но о них поговорим чуть позже. Обычно объективы этого фокусного расстояния используются для портретной съемки, так как при нём минимальны искажения при передаче деталей и пропорций в портрете. С этой же целью их обычно делают светосильными для получения размытого фона в портретах. Они позволяют акцентировать внимание на объекте за счет размытого заднего и/или переднего плана.

    Скорее всего, идеальным фокусным расстоянием для портретного объектива является 85 мм: с одной стороны, перспективные искажения пропорций лица и фигуры уже минимальны, а с другой стороны - вполне можно фотографировать человека как крупным планом, так и в полный рост, и расстояние при этом между вами будет достаточным для комфортного общения. Ведь портрет - это когда есть контакт модели и зрителя (через фотографа) и если этот контакт разорвать, то будет уже скорее жанровый снимок (типичный пример жанровой съёмки - фотографирование людей за их повседневными делами, когда они не обращают внимания на фотографа). На 135 мм можно будет фотографировать уже только крупные и средние планы, а при создании ростового портрета прийдётся отойти уже довольно далеко и общение будет сильно затруднено. Впрочем, здесь всё отдаётся на откуп фотографу и всё зависит о его личных вкусов и предпочтений.

    Телеобъективы


    Снимок, сделанный на телеобъектив

    К этому классу можно отнести объективы с фокусным расстоянием от 135 мм и более. Объективы с фокусным расстоянием больше 400 мм еще называют сверхдлиннофокусными. Это самые дорогие объективы, их изготовление сопряжено со многими технологическими трудностями - например, необходимо обеспечить четкое изображение при значительном удалении объекта съемки, невзирая на различные атмосферные флуктуации, влияющие на рассеивание и поглощение света в воздухе.

    При фокусном расстоянии больше 200 мм снимать крайне желательно со штатива, потому что даже наличие стабилизатора изображений не всегда способно гарантировать четкий снимок. Телеобъективы отличаются большими габаритами и весом, причем чем больше и/или светосильнее объектив, тем больше будут размеры, вес и цена.

    Основное предназначение - съёмка удаленных объектов. Обычно это спортивные мероприятия и фотографирование диких животных. Также этими объективами зачастую пользуются папарацци, не имеющие возможности близко подойти к объекту съёмки:



    Фотограф дикой природы в полном обмундировании

    Продолжение следует...

    Домашнее задание



    Предлагается сделать снимок, в котором выбор фокусного расстояния будет ровно противоположным описанному выше. Например, сделать портрет на короткофокусный объектив или снять пейзаж на длинном фокусе. Наиболее интересный снимок победит, а его автор получит приз. Больше фантазии, друзья!

  • contest, lesson

    Previous post Next post
    Up