Обучение | Объективы | Часть 5

Dec 19, 2012 12:15



Оглавление:
  • Объективы | Часть 1 | Фокусное расстояние, классификация объективов
  • Объективы | Часть 2 | Кроп-фактор и перспективные искажения
  • Объективы | Часть 3 | Диафрагма, f- и t-стопы
  • Объективы | Часть 4 | Диафрагма, ГРИП, боке
  • Объективы | Часть 5 | Фиксы, зумы и конструктивные особенности обективов
  • Объективы | Часть 6 | Маркировка, фильтры и бленды

    Продолжаем тему объективов, начатую и продолженную ранее. Как уже говорилось, эта серия постов будет сопровождаться мини-конкурсами или домашними заданиями, как будет угодно. В конце каждой статьи даётся небольшое задание по обсуждаемой теме. В течение недели вы выставляете свои варианты фотографий по теме в комментариях к этому посту. По окончании недели я выбираю победителя и от меня ему достаётся мини-приз: купон на 3.000 рублей на услуги "Фотопроекта".


    Правила участия:
    1. Условия участия
    1.0 Модератор всегда прав
    1.1 Допускаются к участию все желающие, с любой фототехникой, с любым уровнем работ
    1.2 От одного участника не более 1 фото
    1.3 Допускаются только работы от их непосредсвенных авторов (чужие фото вывешивать нельзя)
    1.4 Авторы сами урегулируют всю отвестенность по отношению к третьим лицам (сами разбираются с теми, кто изображён на фото, если возникают споры)

    2. Технические требования
    2.1 Размер фотографий не должен превышать 1000 пикселей по большой стороне
    2.2 Фотографии нужно выкладывать в комментариях первого уровня к этому посту
    2.3 Ссылки на фотографии рассматриваться не будут

    3. Суть задания
    3.1 Нужно сделать фотографию, в которой раскрывалась бы тема задания
    3.2 Эти карточки должны быть в основе своей именно фотоснимками

    4. Время проведения конкурса
    4.1 Приём работ с момента публикации поста и в течении недели
    4.2 Обработка и вынесение решения - в первый день следующей недели

    5. Дополнительно
    5.1 Этот миниконкурс скорее для удовольствия и разминки. Главное тут - общение, тренировка, игра мысли
    5.2 Не торопитесь! Подумайте - может надо сделать новый кадр, а не брать из архивов?
    5.3 Тут можно почитать о том, как вставлять картинки в комментарии: http://htmlka.com/pictures/

    Важно!
    В ЖЖ работает система антиспама и поэтому некоторые комментарии будут попадать в спам, а пользователям будут приходить соотвествующие сообщения. Не переживайте, ваши комментарии никуда не денутся и я их со временем раскрою в ручном режиме.

    Приз (купон на услуги "Фотопроекта") победитель получит по электронной почте. Дальше сам решит что с ним делать - заказать себе фотокнигу, напечтать фотографии на указанную сумму, оплатить занятия в фотошколе или получить какие-либо иные услуги "Фотопроекта". Можно подарить этот купон родным, друзьям или близким. Как видите - всё очень просто! =: ) Но если что-то не понятно по условиям конкурса - задавайте вопросы в комментариях.

    Объективы | Часть 5

    В предыдущих частях обсуждались фокусные расстояния и мы рассматривали на какие группы формально делятся объективы по этой характеристике. Так же, говорилось и о том, что происходит с объективами на кропе или, говоря другими словами - как размеры матрицы влияют на угол зрения объектива и что при этом происходит с его фокусным расстоянием и перспективными искажениями. Потом мы начали говорить о диафрагме, зачем она в объективе и на что влияет, обсудив f- и t-стопы. И в четвёртой части рассказывали как диафрагма влияет на степень размытия фона и какие ещё параметры могут на это влиять. Теперь же поговорим о конструктивных особенностях объективов.



    13. Зум-объективы и фиксы
    По конструкции объективы делятся на зум-объективы и фикс-объективы. Тут всё тоже довольно просто, уверен, что объяснять долго не нужно, поэтому расскажу кратко. Итак.

    13-1. Зум-объективы


    Пример фотоаппарата с зум-объективом, фокусное расстояние которого меняется от 24 и до 624 мм в 35-мм эквиваленте

    Объективы, у которых можно менять фокусное расстояние называются зум-объективами (зум от английского zoom - изменять масштаб изображения, масштабировать). Поворотом кольца или каким-либо другим способом у этих объективов можно изменять фокусное расстояние и тем самым "приближать" или "отдалять" изображения в кадре.



    Пример снимка зум-объективом на фокусном расстоянии 24 мм в 35-мм эквиваленте



    Пример снимка с того же места на 624 мм в 35-мм эквиваленте

    Это довольно удобное решение, хотя оно и не лишено ряда недостатков. Например, зум-объективы непросты в производстве, они как правило массивные и имеют большие габариты, их конструкция довольно сложна, и, как следствие, они получаются довольно дорогими, при прочих равных.

    13-2. Фикс-объективы


    Пример фотоаппарата с фикс-объективом, фокусное расстояние которого равняется 35 мм в 35-мм эквиваленте

    Объективы, у которых только одно фокусное расстояние называются фикс-объективами (фикс от английского fix - фиксировать, зафиксировать). Приблизить изображение с таким объективом можно только использовав ноги - подойти ближе. Соответственно, чтобы отдалить изображение - надо отойти подальше. В этом есть определённое неудобство, конечно, но конструктивно фикс-объективы, как правило, более просты, они легче и зачастую дешевле, чем аналогичные по характеристикам зумы.

    Важно, что при прочих равных фикс-объективы практически всегда оказываются лучше по качеству чем зум-объективы на одинаковых фокусных расстояниях. То есть, если взять довольно дорогой профессиональный зум-объектив, допустим 24-70 мм f/2.8, выставить на нём фокусное расстояние 50 мм и диафрагму f/2.8, сделать снимки и сравнить их с кадрами, сделанными на заметно более дешёвый фикс-объектив 50 мм с выставленной диафрагмой f/2.8, то, скорее всего, выяснится, что снимки с фикс-объектива более качественные (у них лучшая детализация, там меньше искажений, точнее цветопередача и так далее).

    Помимо этого, именно из-за того, что в фикс-объективах нет необходимости учитывать проблемы разных фокусных расстояний, при конструировании, их можно довольно хорошо оптимизировать для работы на открытых диафрагмах. Поэтому фикс-объективы часто бывают очень светосильными (с диафрагмой f/1.4 или f/1.2, и даже с f/0.95). Попытка же сделать подобный сверхсветосильный зум-объектив упирается в законы физики и в результате объектив либо получается сликшом тяжёлым, либо слишком дорогим, либо и то и другое одновременно.

    Поэтому профессионалы и продвинутые фотолюбители очень часто предпочитают использовать неудобные в эксплуатации фикс-объективы, вместо того, чтобы снимать более удобными на первый взгляд зум-объективами.

    14. Съёмные и несъёмные объективы
    Формально, конструктивно объективы делятся на две большие группы: несъёмные и съёмные. Тут всё довольно просто, как следует даже из названий этих категорий.

    Нужно помнить, что при создании объективов конструкторы сталкиваются с определёнными сложностями, которые разнятся в зависимости от того, под какое фокусное расстояние делается объектив. То есть, работая над короткофокусными объективами, конструкторы будут решать одни задачи, а делая длиннофокусную оптику - другие. Очень часто решения этих задач являются взаимоисключающими в технологическом плане. Поэтому, увы, создать такой объектив, который был бы одинаково хорош на всех фокусных расстояниях - задача на сегодняшний день крайне трудновыполнимая.

    Можно, конечно, подойти формально и сконструировать универсальный объектив, перекрывающий большой отрезок фокусных расстояний. Но тогда надо понимать, что это будет некий компромисс - либо этот объектив будет хорош только на длинном фокусе, либо только на коротком, либо, что бывает чаще всего, ни там, ни здесь этот объектив не будет отличаться выдающимися характеристиками. Либо, как вариант, он будет безумно дорогим, и при этом очень большим и тяжёлым.

    Именно поэтому принято делить все фокусные расстояния на несколько небольших отрезков и делать объективы, которые работали бы только в этих границах. Такое решение позволяет конструкторам сосредоточиться на решении проблем, связанных с конкретным отрезком фокусных расстояний.

    14-1. Несъёмные объективы


    Пример фотоаппарата с несъёмным зум-объективом

    Собственно говоря, по названию понятно, что это такие объективы, которые не снимаются. То есть, приделаные к фотоаппарату крепко, намертво.

    В таком решении есть несомненные плюсы:
  • Во-первых, констуркцию фотоаппарата можно будет сделать абсолютно герметичной, внутрь не будет попадать ни пыли, ни влаги. Для людей, снимающих в тяжёлых условиях - это колоссальное преимущество!

  • Во-вторых, зная характеристики матрицы и электроники камеры, объектив можно очень качественно оптимизировать по своим характеристикам, чтобы он в этом тандеме с выдавал наилучшие результаты. Можно выгадать в технологических моментах, сократив размеры и вес всей конструкции, попутно повысив её надёжность.

  • В-третьих, человек, купивший фотоаппарат с несменным объективом уже не будет ломать себе голову: какой же ещё объектив прикупить в комплект? Пусть это и выглядит довольно юмористично, но "в каждой шутке есть только доля шутки", как говорится. Очень большое количество людей предпочитают не забивать себе голову дополнительными проблемами и берут фотоаппараты с несменными объективами.

    Но тут же есть и минусы:
  • Во-первых, конечно, такие объективы могут быть как зумами, так и фиксами. Конечно, фикс-объективы и тут будут предпочтительнее с точки зрения соотношения качества, возможностей и цены. Но несменный фикс означает, что фотограф сможет воспользоваться только одним фокусным расстоянием, что не всегда хорошо, ибо это будет приводить к ограничению по съёмке отдельных сюжетов. Допустим, если фикс будет широкоугольным, то на такой фотоаппарат отлично будут получаться, например, пейзажи, но очень сложно будет сфотографирорвать крупный план какого-нибудь объекта, находящегося на большом удалении от фотографа. Отчасти, эту проблему может решить зум-объектив. Хотя тут тоже есть сложности, о которых речь пойдёт далее.

  • Во-вторых, как было сказано ранее, зум-объективы очень тяжело сделать такими, чтобы они одновременно были недорогими лёкими, светосильными и с высоким качеством съёмки. Значит, несменный зум-объектив неизбежно будет либо компромиссным (какие-то качества будут достижимы за счёт других характеристик, например - объектив будет лёгким, дешёвым, но не очень качественным и совсем не светосильным), либо таким, что камеру с ним никто не будет покупать (кому нужен пусть и превосходный фотоапарат, но весом в десяток килограмм и стоимостью как хороший автомобиль?).

    В качестве илюстрации предыдущих тезисов - принципиальная схема устройства фикс-объектива на камере FUJIFILM X100:



    Пример принципиальной схемы оптимизации несъёмного фикс-объектива на камере FUJIFILM X100

    Тут хорошо видно, что благодаря тому, что объектив сделан несъёмным, конструкторам удалось его разместить так, что между матрицей и задней линзой просвет составляет всего 5.6 мм! По сути, над поверхностью корпуса этой камеры мы видим только половину объектива. Такое решение позволило сделать камеру довольно компактной не пожертвовав при этом качеством объектива.

    Или вот ещё одна илюстрация - объектив камеры FUJIFILM X-S1:



    Какой был бы размер аналогичного по характеристиками объектива, если бы он обслуживал матрицу формата APS-C

    Тут показано, что если бы объектив, аналогичный по характеристикам тому, что установлен на камере FUJIFILM X-S1 (24-624 мм в 35-мм эквиваленте, f/2.8-5.6), обслуживал матрицу формата APS-C (показана салатовым цветом), а не 2/3" (показана синим), то он был бы значительно больше по размеру и по предварительной оценке весил бы около 10 килограмм.

    Если вы думаете, что это просто домыслы и игры разума, то вот, например, объектив Sigma AF 200-500mm f/2.8 (400-1000 mm f/5.6) APO EX DG, который весит 16 килограммов и стоит чуть более полумиллиона рублей:



    Sigma AF 200-500mm f/2.8 (400-1000 mm f/5.6) APO EX DG в руках

    Итак, бескомпромиссное решение - фотоаппарат с несменным фикс-объективом. Различные компромиссные решения - камеры с несменными зум-объективами. Но тут они либо будут с небольшим зумом (как правило, не более 4-5-кратного значения, в пределах которых можно хорошо сбалансировать свойства объектива), либо будут не очень качественными, либо будут спроектированны и построенны для меньших матриц (что позволяет при хорошем качестве объективов не увеличивать их размеры, вес и цену до совершенно астрономических).

    14-2. Съёмные объективы


    Сменный объектив FUJINON

    Таким образом, получается, что несменный объектив имеет не только ряд плюсов (герметичность системы, лучшую оптимизацию с начинкой камеры), но и значительные недостатки (связанные с соотношением цены, качества, возможностей и веса объектива). Поэтому, несменный объектив - не очень популярное решение среди профессионалов и продвинутых фотолюбителей. Они готовы жертвовать комфортом, покупать и таскать сразу несколько сменных объективов с собой и менять их порой в не очень-то подходящих для этого условиях. Всё ради качества изображения!

    15. Особенности констукции
    Далее несколько слов будет о наиболе распространённых конструктивных особенностях объективов. Разумеется, есть много разных интересных стёкол и их конструкций, но у нас тут нет задачи описать все возможные варианты и создать энциклопедию по линзам. Перечислены лишь самые основные и те, которые могут пригодиться большому количеству людей.

    15-1. Макро
    Когда речь заходит о классификации объективов, то очень часто спрашивают: "а как же макро?.." И тут имеется в виду скорее следующее: "куда отнести макрообъективы, к какой категории?". Но на самом деле, макро - это не отдельная категория устройств, а всего лишь некая конструктивная особенность объективов. Но для того, чтобы понять это, нужно сначала определиться с понятием макро.
    Принцип макро



    Принцип макро

    На этой картинке изображён принцип макро, который в его предельном смысле звучит так, что снимок может считаться макро только тогда, когда объект даёт проекцию на матрицу равную его реальным размерам. То есть, божья коровка длиной в 5 мм должна давать проекцию на матрицу не мнее тех же 5 мм, и это будет макро 1:1. А если проекция будет больше, например, 10 мм, то всё будет ещё круче, и макро уже будет 2:1.



    Макроизображение снежинки, макро ~40:1



    Макроизображение головы наскомого, макро ~30:1



    Божья коровка на цветке, макро ~1:1

    Это было определение макро, которого придерживаются пуристы (макро это только тогда, когда не менее чем 1:1). Многие производители оптики более спокойно отностятся к определению приципов макро, и считают, что макро возможно и когда объект 5 мм даёт проекцию в 2.5 мм, например (1:2) или даже менее.

    Достичь эффекта увеличения объекта можно, как вы понимаете, двумя взаимодополняющими способами:
  • большим фокусным расстоянием (тогда жучок или капелька будет сильно увеличена из-за эффекта длиннофокусного приближения);

  • возможностью фокусироваться на крайне близком расстоянии перед объектом съёмки (если будет возможность наводиться на резкость даже тогда, когда объект находится прямо перед передней линзой, тогда микрообъекты будут получаться огромными).

    Производители фототехники идут сразу по двум этим путям и делают макробъективы с самыми разными фокусными расстояниями: 30 мм, 50-60 мм, 90 мм, 200 мм, и так далее. Длиннофокусные макрообъективы - для съёмки таких объектов, к которым близко не подберёшься (бабочки там всякие живые и трепетные жучки-паучки). Короткофокусные - для всего остального (капельки, терпеливые или непугливые жучки, цветочки, неживые бабочки и всё такое прочее). В остальном же, макрообъективы ничем другим от обычных объективов конструктивно не отличаются, как правило.

    Именно поэтому, на некоторых обычных объективах производители ставят значок макро (цветочек) и порой пишут его увеличение (например - 1:3). Иногда даже производители оснащают объективы или фотоаппараты переключателями, активирующими макрорежим:



    Включатель нежима макро на задней панели FUJIFILM X-Pro1

    Этот переключатель на самом деле позволяет фокусировочным линзам (блоку оптических элементов, отвественному за наведение на резкость) двигаться по значительно большему пути, чтобы была возможность сфокусироваться на объектах, расположенных вблизи передней линзы. При обычной съёмке это не к чему и длиный путь фокусировочных линз просто будет снижать скорость наведения на резкость, не более того. Этого можно избежать, выключив макрорежим переключателем.

    15-2. Тильт-шифт


    Тильт-шифт-объектив

    Тильт-шифт (от английского tilt-shift - наклон-сдвиг) - это ещё одна категория конструктивной особенности объективов. В данном случае, это такие объективы, которые можно наклонять или сдвигать относительно плоскости матрицы. Делается это для решения двух задач:
  • устранения перспективных искажений:



    Пример коррекции перспективных искажений при помощи тильт-шифт-объектива

    Если тильт-шифт-объектив сдвинуть параллельно матрице вверх, то можно устранить перспективные искажения, неизбежно возникающие при фотографировании высоких объектов с нижней точки. Таким образом, тильт-шифт-объективы могут быть очень полезны при съёмке архитектуры, как внутри зданий:



    Пример работы тильт-шифт-объектива внутри помещения

    ...так и снаружи:



    Пример работы тильт-шифт-объектива

  • управления зоной резкости:



    Пример коррекции зоны резкости при помощи тильт-шифт-объектива

    Если тильт-шифт-объектив наклонять относительно матрицы, то можно зону резкого отображаемого пространства размещать не параллельно матрице (как она обычно бывает расположена), а под произвольным углом (в переделах возможностей поворота объектива, конечно).

    Тильт-шифт-объективы дают ещё и очень интересный побочный эффект: если их поворачивать отностиельно матрицы, то будут получаться изображения, в которых большие объекты можно показать с малой глубиной резкости (что в принципе невозможно сделать обычным объективом). И тогда большие сцены начинают казаться миниатюрами:



    Пример работы тильт-шифт-объектива "в обратную сторону"



    Пример работы тильт-шифт-объектива "в обратную сторону"

    Сейчас на рынке есть довольно много объективов, у которых реализована только одна из функций (либо тильт, либо шифт), это позволяет снизить их стоимость.

    15-3. Видеообъективы


    Линейка видеобъективов FUJINON

    В принципе, категория этих объективов не сильно отличается от остальных линз, но тут тоже есть свои особенности:
  • Во-первых, видеообъекивы как правило оснащаются механическими приводами управления диафрагмы и фокуса. Это делатеся для того, чтобы была возможность менять эти параметры не задействуя меню фотоаппарата, работающего в режиме съёмки видео.

  • Во-вторых, очень часто видеообъективы оснащаются электрическим и обязательно беззвучным или очень тихим приводом зума. Это делается потому, что при зуммировании руками возможны рывки: порой ими очень трудно плавно и равномерно дозировать усилие, особенно долгое время. Ну а беззвучный привод стараются делать для того, чтобы привод электромотора не передавался через корпус на микрофон и записывался на видео.

  • В-третьих, светосила видеообъективах часто маркируется не в f-стопах, а в t-стопах. Что это такое и зачем оно нужно мы обсуждали здесь: Объективы | Часть 3.

    В остальном же, видеообъективы ничем принципиально, как правило, от других объективов не отличаются.

    Ну, а дальше уже только ваша фантазия, ассортимент производителей и ваш кошелёк могут быть ограничителями при покупке сменной оптики для фотоаппаратов! Тут многообразие весьма впечатляет - для каждой задачи есть свои собственные объективы. И в следующем посте мы постараемся рассказать о том, как выбрать из этого многообразия именно то, что вам нужно.

    Продолжение следует...

    Домашнее задание



    Предлагаю сделать макрофотографию с наиболее интересным сюжетом. Причём, это не обязательно должны быть бабочки-жучки. Самый интересный снимок победит, а его автор получит приз. Больше фантазии, друзья!

  • lens, contest, lesson

    Previous post Next post
    Up