Кенозерский национальный парк: Каргопольский сектор

Nov 29, 2016 21:47

Начало: https://frosya-hod.livejournal.com/91558.html
Кенозерский национальный парк, Плесецкий сектор: https://frosya-hod.livejournal.com/91966.html

На четвертый день пребывания в Кенозерье мы переехали из Плесецкого сектора в Каргопольский. Погода тем временем круто переменилась, на смену жаре и солнцу пришел циклон и всю ночь и первую половину дня лил дождь. Но, когда мы наконец доехали до места, дождь чудесным образом прекратился, позволив нам без проблем поизучать всякие интересности, коих здесь оказалось немало.

Но сначала мы заехали в село Саунино и город Каргополь.

В Саунино находится один из красивейших деревянных ансамблей Поонежья - церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) и колокольня 18 века.

К церкви пристроена трапезная.

Рядом большая деревня. Чем-то похоже на Красную Лягу, только с домами, электрическими столбами и жителями.

Несмотря на близость деревни, около церкви было тихо и душевно. Вот только холодно и мокро, но уезжать всё равно не хотелось...

От Саунино всего пять километров до Каргополя. Мы хорошо погуляли в этом городе девять лет назад. В памяти остался образ милого провинциального городка, стоящего на большой северной реке, малоэтажного, чистого, со множеством белых церквей. Хотелось освежить воспоминания и прикупить каргопольских глиняных игрушек.

Но непрекращающийся дождь почти не дал нам возможности походить по Каргополю. Мы лишь спустились к Онеге к знаменитым деревянным полоскальням да погуляли по Соборной площади.

В полоскальнях вместо баб, которые по идее должны тут полоскать одёжку и простынки, сидела пьяная компашка и приставала к редким туристам. В воде плавал мусор.

Вдобавок полоскальню недавно подновили и напрочь убили прежнюю аутентичность.

Да и в целом показалось, что Каргополь за эти годы изрядно обветшал. Видна общая потрепанность, десятилетиями стоят леса на Христорождественском соборе... Хотя может такое впечатление осталось из-за дождя и холода.

После Каргополя свернули на знакомую дорогу и поехали назад. Из-за дождей дорога раскисла и стала ещё хуже, чем была. Мученье, а не дорога.

Наконец свернули в сторону деревни Морщихинской. Эта деревня - центр Каргопольского сектора Кенозерья. Как и в Вершинино, здесь можно остановится на ночлег в гостевом доме, заказать экскурсию, сходить в магазин и получить прочие блага цивилизации. Мы же, не останавливаясь, едем к Масельге, откуда хотим прогуляться к знаменитой Хижгоре.

Грунтовая дорога по пути к Масельге проходит по узкой, около 20 метров, гребневидной гряде. Это местная достопримечательность - водораздел двух океанов, Ледовитого и Атлантического. Справа озеро Вильно, оттуда реки текут в Ледовитый океан, слева Масельгское озеро, ответственное за Балтийское море.

Приезжаем к так называемым "Кенозерским бирюлькам". Это такой музей под открытым небом, где на большом лугу построены миниатюрные кенозерские деревяхи -  церкви, часовни, бани, амбары, крестьянские дома.

В "Кенозерских бирюльках" мы неожиданно застали суету и движуху. Вдоль дороги в большом количестве были припаркованы машины и автобусы, по полю ходили девушки в сарафанах и венках о двенадцати цветах.

Со сцены в глубине поля неслись звуки народных напевов. Чуть поодаль торговали чаем из трав, сбитнем, блинами, прочими ароматными вкусняшками. И над всей этой красотой летал дрон.

Оказывается, мы попали на празднование Иванова дня, это тут главный праздник лета.

Немного походили, посмотрели. Тут было много и местных, и приезжих - из Прибалтики, из Нижнего Новгорода. Народ ходил по полю, песни под гармошку пел, хороводы водил.

Интересно.

А мы вышли за ворота и пошли к Хижгоре. На снимке за озером видны её тёмные очертания.

От бирюлек до горы идти километра полтора. Дорога идет по лесу, между озерами. Одно из озёр носит название Синее и сверху напоминает сердце.

Тут же оборудованы туристические стоянки. Стоянки нам понравились.

В конце пути проходим мимо заросшего кладбища с замшелыми деревянными крестами. Жутко живописно.

Наконец поднялись на Хижгору. На вершине горы стоит храм Александра Свирского.

Храм не старый, 1866 года постройки. К сожалению, был закрыт. Нам оставалось лишь обойти вокруг и позаглядывать в окна.

Пишут, что можно у сотрудников парка брать ключи и забираться на колокольню, оттуда открываются красивые виды на Масельгское озеро и прочие окрестности.

На обратном пути свернули на недавно оборудованную тропу к "Чайному домику".

Свежепостроенный чайный домик тоже оказался закрыт. Он не особо интересен, мы его даже забыли сфоткать. А место около домика красивое.

Когда мы вернулись, праздник уже заканчивался и гости разъезжались.

Мы немного походили по "Кенозерским бирюлькам", отыскивая объекты, виденные накануне "вживую". Территория, где представлены архитектурные шедевры в миниатюре, большая, всё обойти мы не успели.

Это вот Никольская церковь из села Вершинино. Стоит она на самом высоком месте, как ей и положено по статусу:))

А вот она настоящая, снятая накануне.

Банька.

Крестьянский дом. По ступенькам ползёт девочка, пытаясь пролезть в крохотные двери. Детям такие штуки, конечно, нравятся.

Ещё домик. В бирюльках у нас сдох фотик и поэтому остальные фотографии сделаны на смартфон с соответствующим качеством.

Уже уезжая из парка, наконец заметили так называемые "одуваны". Как мы могли их не заметить по пути сюда, ума не приложу.

Это тоже один из арт-объектов парка.

Смотрятся одуваны сюрно и забавно. Что они призваны собой означать не знаю.

По первоначальному плану мы хотели заночевать в парке. Но время ещё было, поэтому решили ехать дальше и заночевать на берегу Онеги, на Челмужской косе. Мы там ночевали девять лет назад и место весьма приглянулось.

Вопреки планам ехали долго. Под Пудожем нас задержал адский ремонт дороги, о котором я писала тут: http://frosya-hod.livejournal.com/84577.html

На Челмужскую косу прибыли уже за полночь. На Онежском берегу не было ни души.

А девять лет назад весь берег был уставлен палатками. Странно.. Видимо, всех распугал дождь, холод и злющие комары. Ночевали в гордом одиночестве.

Приближался последний день нашей мини-покатушки...