Поездка в Кенозерье получилась спонтанной. Еще накануне планы были совершенно иные, но утром всё печальным образом поменялось и мы, недолго думая, покатили утешаться на Севера. Набросали приблизительный план поездки, в полдня собрались, а поздним вечером уже ставили палатку в красивейшем месте на Онеге - на Андом-горе.
Большим недостатком таких скорых сборов стали всевозможные упущения, которые потом преследовали нас всё путешествие. Самое обидное из них - Ошевенск, про шикарнейший деревянный ансамбль которого я просто забыла, решив, что там только каменный монастырь в стадии вялотекущего ремонта. Ну да ладно, надо что-нибудь интересное оставить и на следующий раз.
Первая остановка была у Палтожского погоста. Здесь рядом с дорогой с позапрошлого века стояли, постепенно ветшая и разрушаясь, две церкви - деревянная и каменная.
Каменная Знаменская так и продолжает разрушаться.
А вот за более старую деревянную Богоявленскую церквушку после того, как в январе 2009 года рухнули купола, взялись: разобрали всю до основания, а теперь собирают.
Мы поднялись по ступенькам до первого яруса.
Пронумерованные доски.
Вид на Знаменскую церковь.
Дальше путь наш лежал через славный город Вытегра.
Городок интересный, здесь проходит ББК, плывут корабли через шлюзы, есть музей на подводной лодке, центральная часть города сохранила свой исторический облик, в том числе два храма - Воскресенский и Сретенский.
Около Сретенской церкви - парк, в котором стоит странный забетонированный камень приличного размера. Это основание под будущий памятник Есенину Вытегорской земли - поэту Николаю Клюеву.
В центре города сохранилось здание старой ГЭС, приспособленное под музей, а по плотине сейчас идет пешеходный мостик.
Ночевать мы решили на Андом-горе, куда я мечтала попасть уже давным-давно.
Место это уникальное. Во-первых, посреди онежских болот вдруг выросла гора на 80 метров, что само по себе удивительно.
Во-вторых, Андом-гора является самым западным отрогом знаменитой андомской возвышенности, которая является водоразделом трех океанов. Таких мест на земле всего три - в северной Америке, в Турции и тут. Речки андомской возвышенности, текущие друг от друга на расстоянии всего нескольких километров, впадают или в Атлантику, или в Северный Ледовитый, или в праокеан Татис, наследником которого ныне является Каспийское море.
А еще здесь рай для геологов и рыбаков и просто очень красиво.
Ночевали мы на берегу в сосновом бору, куда идет короткая лесная дорожка. Место досталось шикарное, как раз был вечер воскресенья, все уехали, так что выбрать было из чего.
Наутро двинулись дальше. Следующая остановка - Саминский погост. Здесь тоже две церкви. Старшая Ильинская держится, причем неплохо.
А от младшей Тихвинской осталась бесформенная кучка бревен.
Сама деревня Самино уже типично северная: тихая речка, деревянные дома, мостик. Красиво. Уезжать не хотелось.
Дальше миновали город Пудож, в котором глазу не за что зацепиться, и повернули по направлению на Каргополь. Долго едем, въезжаем в Архангельскую область. Дорога портится, но по-прежнему жарко. А вот и памятная деревня Лядины, где в 2006 году нас так восхитил уникальный архангельский двойник. Вот так он выглядел тогда:
Увы, время оказалось безжалостно к этому месту - 5 мая 2013 года в Покровскую церковь попала молния и она дотла сгорела вместе с колокольней. Вот здесь она когда-то стояла.
А Богоявленскую церковь с редким круглым крыльцом полностью разобрали, а потом собрали, зашили и покрасили. Получилось как-то так:
На фотографии выглядит нарядно, но если помнишь, как всё выглядело раньше, то этот вариант не принимается категорически. А ещё я просто не люблю зашитые и раскрашенные церкви.
Еще и доски крыльца гниют.
Следующее место для нас было знаковое - Красная Ляга. В ту памятную поездку 2006 года нас настолько тронул вид одинокой деревянной церкви посреди нескошенного поля, такой она выглядела беззащитной, что все эти годы мы следили за её судьбой. Знали, что нашлись энтузиасты, которым была небезразлична судьба этого северного шедевра.
Собирались деньги, нанимались реставраторы, целый летний сезон 2014 года церковь реставрировали: восстановили пол и потолок, отремонтировали крыльцо и заменили некоторые декоративные детали. Даже группу создали в ЖЖ "Сохраним Красную Лягу".
Реставрация на сегодняшний день не закончена. Виной тому, конечно же, финансы. Как пишут в группе - если делать всё по правилам, но это будет восьмизначная цифра.
Но церковь стоит, она не сгорела, не рухнула, от этого радостно, как будто давнего близкого друга навестил. Который вроде как был совсем один, болел, а вот теперь вот окреп и друзей завел.
Внутрь мы не попали, хотя на дверях висит записка с телефоном, по которому можно позвонить и храм откроют.
Мы постеснялись тревожить людей, может быть, и зря.
Дальше решили доехать до заброшенной деревни Кучепалда, до которой от Красной Ляги всего-то километров пять. Дорога оказалась вполне приличной.
О Кучепалде я писала тут:
http://frosya-hod.livejournal.com/86807.htmlНе буду повторяться, чтобы не перегружать пост.
Скажу лишь, что пустые, раскуроченные дома в заброшенной деревне стали одним из самых сильных впечатлений поездки.
А мы следуем в Каргополь, минуем город без остановок, заправляемся (это важно!) и по плесецкой трассе едем в Кенозерье.
Ненадолго остановились в селе Архангело (Шелоховская). Здесь на левом берегу Онеги сохранился ансамбль из двух деревянных церквей. Одна из них так называемая кубоватая, то есть имеющая округлое четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее массивную луковичную главу.
Это единственный сохранившийся храм такого типа на верхней Онеге.
Но в целом из всех осмотренных за эту поездку северных деревях эти произвели наименьшее впечатление, слишком тяжеловесны и угловаты. Издали, с трассы они смотрятся интереснее.
Вскоре сворачиваем с трассы на грунтовку, ведущую в Плесецкий сектор Кенозерского национального парка.
Приятно удивила обжитость этих мест. Думали, тут глухомань, безлюдье, а на самом деле вдоль реки тянутся вполне себе живые и большие деревни.
В одном месте переезжаем реку по понтонному мосту. Мост платный, какой-то человек берет 100 рублей за проезд, никаких квитанций при этом не дает.
В деревне Кенорецкая (Измайловская; почему-то многие архангельские деревни имеют двойные названия) остановились у сохранившегося моста на городнях. Такие мосты некогда были очень популярны на Северах.
На правом берегу реки Кена располагается церковь Параскевы Пятницы и полуразвалившаяся колокольня. Это остатки Спасо-Преображенского Кенского монастыря, основанного в 15 веке.
На ночлег мы хотели встать в одном из самых удаленных мест Кенозерского парка - на Почозере близ деревни Филипповская.
Стоянки в национальном парке платные. Две ночи (палатка, машина, два человека, плата за въезд в национальный парк) обошлись нам в 800 рублей. За эти деньги предоставляется костровище, дрова, туалет, обеденная зона. Эх, а в Финляндии вся эта красота бесплатна...
За небольшую доплату (если не ошибаюсь, 100 рублей с человека) можно поселиться в рубленом домике. Дома, кстати, классные. Срублены недавно и срублены хорошо.
В нашем месте был большой навес, который нас, кстати, очень выручил, когда был ливень.
Была ещё банька, мы ей не пользовались, но пользоваться можно и нужно, тоже за какую-то плату.
Чтобы поселиться необходимо согласовать это дело с местным лесником. В Филипповской дом лесника рядом со знаменитым Почозерским погостом. Деревня нежилая, так что дом отыскать просто.
Лесник Андрей Владимирович рассказал куда нам ехать, оказалось совсем недалеко, поворот сразу за крошечной часовней.
К слову, говорил лесник на таком же местном говоре и с теми же интонациями, что и почтальон Алексей Тряпицын из фильма Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына". Мы даже не всегда его понимали, забавно.
А о Почозерском погосте, самом красивым из всех, что приходилось видеть, расскажу уже в следующей части.