Бритва Окамма и Бытие

Sep 03, 2014 10:14

«Бритва Оккама» - принцип гносеологический, но не онтологический, Бытие не обязано ему соответствовать или есть какие-то доказательства, что Универсум устроен согласно ей?

Универсум, бытие, познание мира, онтология, познание, бритва Оккама, философия, гносеология

Leave a comment

Comments 11

kroopkin September 3 2014, 08:21:46 UTC
В некоторых онтологиях принцип может быть исключен. Но это - один из "изначальных выборов" субъекта... :-)

Reply

freesopher September 3 2014, 08:44:40 UTC
Вот меня и интересует, какие для этого основания, кроме, произвольного решения? Что предпочесть?

Reply

blutang September 3 2014, 08:48:43 UTC
Решение не произвольное, а экономное. Предпочесть нужно краткость и незатратность.

Reply

freesopher September 3 2014, 17:46:33 UTC
В познании - да, но есть ли у нас основания, что Универсум устроен действительно в согласии с этим принципом?

Reply


jorkoffski September 3 2014, 19:24:27 UTC
"Универсум устроен действительно в согласии с этим принципом?" - интересный вопрос ( ... )

Reply


egovoru September 4 2014, 12:44:02 UTC
Нет, у нас нет никаких доказательств, что универсум устроен именно так - да он и не устроен: кто сказал, что нельзя было бы обойтись меньшим числом элементарных частиц, или, скажем, меньшим количеством биологических видов, и т.д.?

Когда мы знаем такие подробности о действительности, нам уже нет необходимости применять этот принцип. Он нужен только в ситуациях, когда мы не знаем деталей, для создания минимальной модели незнаемого. Почему модель должна быть именно минимальной, другой вопрос. Мы интуитивно чувствуем, что это - самое разумное. Откуда у нас именно такая интуиция? Не иначе, как в результате эволюции - именно подобная экономия мысли давала выгодные для выживания результаты.

Reply


hugan September 18 2014, 08:44:55 UTC
Подумалось: именно с отсутствием онтологического аналога бритвы Оккама сталкиваются науки о живом. Любая ее попытка описать свой предмет средствами конечного набора базовых понятий - оказывается редукцией, потерей существенного содержания. Пример - психологические теории личности. Наука о живом в силу потрясающей сложности этого живого - выглядит обреченной на описательность: объяснительно-предсказующие модели строить трудно, предсказывать удается только подобное тому, что уже наблюдалось.. Возможно, удастся найти такой угол зерения, такой набор категорий, при котором появится общая теория обладающая объяснительно-предсказующей силой, но это, мне кажется, должны быть очень общие эволюционистские термины. Универсальными остаются только очень общие момента, связанные с самоорганизацией хаоса и пр. Вот в их терминах и интересно было бы... Частностей же не счесть.

Reply


Leave a comment

Up