При формировании
БЕПО 58 полка 9 дивизии войск НКВД по ОЖС и ОВПП использовалась матчасть польского бронепоезда Р.Р.55 ("Bartosz Głowacki"). Однако, по сравнению с "донором" состав заметно сократился: бронедрезины были утрачены в сентябре 1939 г. в боях с немцами, штурмовой вагон не вписался советские штаты, судьба зенитного орудия мне не известна. Кроме того, при авианалёте на ст. Барановичи 26.6.41 повреждён бронепаровоз.
В итоге, к 26.6.41 БЕПО 58 полка 9 дивизии войск НКВД по ОЖС и ОВПП включал:
"Чёрный" паровоз неустановленного типа
2 артиллерийские бронеплатформы "Варшавского типа"
контрольные платформы
небронированные вспомогательные вагоны (вероятно)
Суммарно вооружение составляло: две пушки 75mm wz.02/26, 10 пулемётов 7.92mm wz.08 Maxim (2 на зенитных установках в башенках).
Советский снимок трофейного артиллерийского вагона (бронеплощадки) "варшавского" типа № 630 728, включенного впоследствии в БЕПО 58 (под номером ЖБО-21).
В состав бронепоезда Р.Р.55 ("Bartosz Głowacki") накануне II Мировой войны входили:
Бронепаровоз Ti3-10
2 артиллерийских бронеплатформы "Варшавского типа"
Штурмовая (стрелковая) бронеплатформа "Варшавского типа"
контрольные платформы
2 бронедрезины типа R (с лёгкими танками Renault FT17)
5 бронедрезин типа TK (с танкетками TKS)
Вспомогательный поезд из небронированных вагонов (бронебаза)
Суммарно вооружение составляло: две пушки 75mm wz.02/26, 14 пулемётов 7.92mm wz.08 Maxim (2 на зенитных установках в башенках). Плюс две пушки 37mm wz.18 Puteaux и пять автоматических пушек (тяжёлых пулемёта по польской классификации) 20 mm wz. 38 model A (FK-A) - на бронедрезинах типа R и ТКS, соответственно.
Уже во время боевых действий добавилась зенитное орудие 40mm wz.36 Bofors AA на контрольной платформе.
Экипаж бронепоезда составлял 90 человек. Вспомогательного поезда - 48
Окраска стандартная для польской бронетехники: пятнами неправильной форм трёх цветов - коричневого, зелёного и тёмно коричневого, нанесённых распылителем поверх серой грунтовки. На рубеже 20-х и 30-х годов окраска была светло серыми, зелёными и коричневым пятнами, разделёнными чёрной полосой.
Бронепаровоз Ti3
Немецкий паровоз типа G5.3. Разработка Henschel und Sohns (Касель). Производились на 6 заводах: BMAG, Borsig, Hanomag, Henschel, Hohenzollern, Humboldt. После I Мировой войны Польша получила 16 таких паровозов по репарациям из Германии. Первые два локомотива были забронированы в 1920 г. в главных мастерских депо Варшава-Прага. В 1926 г. военное министерство, приняло этот проект в качестве образца для унифицированного бронепаровоза (остальные имеющиеся в наличии локомотивы подлежали разбронированию и передаче для гражданского использования). Изменения были минимальны - увеличена высота командирской рубки, а наблюдательная башенка наоборот была понижена, но увеличена в диаметре. Десять паровозов были забронированы в период с 1927 по 1932 г.г.
"Bartosz Głowacki" имел бронепаровоз Ti3-10 (бывший G53-4015 Posen) построенный в 1904 BMAG (заводской номер 3372). В СССР получил номер ЖБО-020. В 1941 г. попал в Германию, где использовался без бронировки под №54657
Паровоз и тендер были забронированы полностью. Листы крепились к раме заклёпками и винтами, (при этом между бронёй и котлом паровоза оставался проход). Бронировка обеспечивала защиту от огня пулемётов и снайперов, но не от прямого попадания артиллерийских снарядов.
Кабина машинистов имела два больших окна по бокам, закрывающихся щитками и пару круглых или прямоугольных смотровых щелей во фронтальной стенке. Так же имелся вентиляционный люк в крыше. На тендере размещалась командная рубка, отделённая от кабины машинистов тонкой перегородкой. Верхняя часть рубки делалась скруглённой или скошенной. В бортах имелись окошки со щитками. На командной рубке находилась круглая наблюдательная башенка с 8 смотровыми щелями и люков в крыше.
Машинная команда составляла три человека, в рубке находились командир с помощником и радиооператор.
Командирская рубка было оборудована радиостанцией RKB/C для связи с дрезинами и переговорным устройством для сообщения с бронеплатформами. Так же имелись другие средства внутренней связи (цветные лампы, звонки и гудки).
Технические данные:
Колёсная формула 1-3-0 (+ трёхосный тендер).
Паровая машина двухцилиндровая с пароперегревателем.
диаметр цилиндра 490 мм
ходом штока 630 мм
Мощность - около 1000 л.с.
Запас хода по углю - 300 км, по воде - 80.
Длина с тендером - 16.17 м
Высота 4.2 м (с антенной - 4.7)
Толщина борони 8-20 мм.
Вес брони - 13 тонн.
Вес паровоза (без бронировки) - 42,4 т.
С бронировкой и заправленным тендером - 103 т.
Максимальная скорость локомотива -65 км/ч (с броневагонами - 45)
Артиллерийские броневагоны "Варшавского" типа.
Обе артиллерийских броневагоны бронепоезда P.P.55 относились к одному типу, построенному в Польше на базе трофейных русских 18-тонных платформ, разработанному KBPP в Варшаве в 1920 г. В 1930-е годы они носили номера 630 728 и 630 729. Один из броневагонов раньше входила в состав бронепоезда P.P.4 "Hallerczyk".
Изначально, в 1920 г. такие броневагоны были вооружены 76,2-мм полевыми пушками Путиловского завода обр. 1902 г. (польское обозначение 76.2mm wz.02) или пушку Лендера обр. 1914 г. аналогичного калибра (76.2mm wz.14 Lender guns).
"Bartosz Głowacki" примерно в 1922-1923 г.г. с броневагоном расформированного бронепоезда PP.4 "Hallerczyk",вооружённым 76,2-мм пушкой Лендера обр. 1914 г. во время подавления забастовочного выступления в Верхней Силезии.
В 1939 г. бронеплатформы перевооружили 75-мм (под французский снаряд) модификацией той же самой полевой пушки Путиловского завода - 75mm wz.02/26. Цилиндрическая башня, в которой устанавливалось орудие, могла поворачиваться на 320 градусов. Другое вооружение состояло из пары пулемётов Bergmann LMG в бортовых установках и одного в верхней башенке. Но при модернизации 1930-х годов их заменили на немецкий MG-08 (7.92mm wz.08 Maxim) в стандартных типовых установках. Теперь их стало по два на борт. Пятый пулемёт этого же типа монтировался на зенитной установке в башенке на крыше. Максимальный угол вертикальной наводки у него составлял 90 градусов. Запас боеприпасов составлял 100-120 снарядов к пушке и 3 750 патронов к пулемётам в 250 лентах
Броневагоны имели скруглённое бронирование (делавшее их похожими на цистерны). Толщина плит достигала 20 мм, но вместо броневой стали использовалось котельное железо. Борта обшивались изнутри дубовыми досками. Броневагоны имели только межвагонную дверь и люк в полу. Экипаж составлял 17 человек. Вес броневагона достигал 11,6 т.
Трофейные броневагоны БЕПО-58 получили номера ЖБО-21 и ЖБО-22
Штурмовой вагон
Штурмовой вагон по польской номенклатуре предназначался для транспортировки взвода пехоты.
Штурмовой вагон бронепоезда Р.Р.55 (№ 630 726) относился к тому же "варшавскому", что и артиллерийские бронеплощадки. Он имел сходный "цистернообразный" дизайн и бронирование. Бронеплощадка имела распашные двери в каждом борту, межвагонные двери и люк в полу. Вооружение составляло четыре пулемёта 7.92mm wz. 08 в цилиндрических установках. Так же в арсенале у экипажа имелись 2 пулемёта Bergmann LMG. Запас патронов составлял 3750 патронов. Экипаж включал 32 человека (в том числе 1 офицер, и 7 сержантов). Учитывая сигнальщика и санитаров - 40 человек.
В 1930-х годах штурмовой вагон оборудован дальней радиостанцией RKD/P (дальность до 80 км), расположенной в отдельной радокабине в середине вагона. Вагон так же снабжался генератором, аккумуляторами и длинной антенной на крыше на 7 мачтах в два ряда.
Пулемёт 7.92mm wz. 08 в цилиндрической установке
Штурмовой вагон из состава Р.Р.55 захвачен немцами в 1941 г во Львове. Вошёл в состав Panzerzug 10
Длина вагона - 11,6 м
Ширина - 3,15 м
Высота (без антенн) - 4,7м
Межосевое расстояние - 6,1 м
Нагрузка на ось - 14 тонн.
Контрольные платформы
На обоих конца бронепоезда находилось две контрольные платформы. Их основная функция заключалась в защите поезда от подрыва и схода с рельс. Они использовались для перевозки технических материалов (инструментов, шпал и рельсов, дерева, взрывчатых материалов и т.д.) , велосипедов и мотоциклов. Так же на вспомогательных платформах могло устанавливаться зенитное орудие 40mm wz.36 Bofors AA.
Стандартно использовались двухосные контрольные платформы серии Pdkz (type VIIIC). Вес - около 10 тонн, вес груза - 17,5 т. Длина 13 м, база - 8 м.
Так же могли использоваться другие подобные платформы.
Отряд бронедрезин
Бронепоездам, мобилизованным в 1939 г., придавался отряд бронедрезин. P.P.55 получил стандартную группу, включающую:
2 бронедрезины типа R (танк FT-17 на железнодорожном шасси)
4 бронедрезины типа TKS (танкетка TKS на железнодорожном шасси)
бронедрезина типа R
Бронедрезина TKS
Обычно дрезины делились на два отряда состоящих из 1 дрезины R и пары дрезин TKS. В се танки могли легко быть сгружены со своих железнодорожных шасси и использоваться для разведывательных действий. Пятая танкетка TKS оставалась в резерве.
Вспомогательный поезд (бронебаза)
Каждый бронепоезд, состоящий из бронированных единиц, так же включал небронированные вспомогательные вагоны. Вспомогательный поезд сопровождал боевой во время оперативных передвижений и обеспечивал жилищные условия и техническое обслуживание. Экипаж его состоял из офицера, 21 сержанта и 26 рядовых.
Вспомогательный поезд состоял из: паровоза, двух офицерских вагонов, двух сержантских вагонов, 8 вагонов рядового состава, вагона управления, двух вагонов-складов амуниции, топливного склада, мастерской, оружейной, лазарета, кухни, магазина, угольного вагона, цистерны с водой и пяти контрольных платформ - итого 23 вагона. Использовались трёхосные пассажирские вагоны типа Dу, двухосные товарные вагоны типа Kd, двух- и четырёхосные платформы. Длина вспомогательного поезда составляла около 250 м.
Вспомогательному поезду придавались два полугусеничных тягача образца 1934 г. (польская версия FIAT 621) и мотоциклы с колясками CWS M-111 перевозимые на трёх платформах. Тягачи предназначались для ремонта и эвакуации дозорных машин и оборудовались железнодорожным ходом.
Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)