Июль 1920 г. сложился для Польши катастрофически. Фронт рухнул на всём протяжении. К середине августа Красная Армия подошла к Львову и Варшаве. Отступление сопровождалось большими потерями, в том числе и в технике. В разгар сражения польский Генштаб потребовал спешно подготовить несколько бронепоездов взамен утраченных. Во исполнение этого распоряжения Управление строительства бронепоездов (КВРР) в Кракове в августе изготовило два бронепоезда: "Śmierć" (Смерть) и "Bartosz Głowacki". Последний был назван в честь участника восстания под предводительством Тадеуша Костюшко. Впоследствии (после гибели бронепоезда "Generał Dowbor") он получил обозначение P.P. 20 (Pociąg pancerny №20).
"Bartosz Głowacki" в 1920 г. На башне первого артиллерийского вагона указано собственное имя "Maryś" (Мэри). Дальше видны деревянные штурмовые вагоны разной конструкции и второй артиллерийский вагон.
Бронепоезд включал две крытые артиллерийские бронеплощадки с центральной башней на крыше, открытую артиллерийскую площадку и нескольких штурмовых (пехотных) вагонов. Артиллерийские бронеплощадки получены из небольших немецких товарных вагонов, бронированных стальными листами и снабженных центральной орудийной башней на крыше. В башнях с круговым обстрелом размещались русские 76,2-мм орудия Путиловского завода обр. 1902 г. На артиллерийской платформе аналогичное орудие монтировалось на тумбовой установке и прикрывалось щитом. Штурмовые вагоны представляли собой деревянные товарные вагоны с бойницами для пулемётов и винтовок и наблюдательной или пулемётной башенкой на крыше. Стрелковое вооружение бронепоезда составляло 10 пулемётов (Bergmann LMG - один из многочисленных клонов пулемёта Максима) и 70 винтовок.. Локомотивом служил бронированный в Польше немецкий паровоз типа G7 (№4460, изготовлен в Breslau)
Экипаж в сентябре 1920 г. включал 8 офицеров, 37 сержантов и 97 рядовых. Первым командиром бронепоезда стал лейтенант Stanisław Pigoń. С октября 1920 его место занял лейтенант Marian Truskolaski.
Старший лейтенантStanisław Pigoń, лейтенанты Tadeusz Strumiłło и Olgierd Grzymała-Grzymałowski на фоне бронепоезда Bartosz Głowacki" (1920 г.). Видны оба артиллерйских вагона и бронепаровоз.
Формирование бронепоезда завершилось 30 августа 1920 г. после чего его перегнали в Варшаву. 2 сентября "Bartosz Głowacki" направлен на фронт в расположение 15-й пехотной дивизии 4-й армии (вместе с бронепоездом "Wilk" (Волк). К этому моменту в ходе войны произошёл коренной перелом. "Чудо на Висле" отбросило Красную Армию до Бреста и Гродно. Но поляки на этом останавливаться не собирались. С 10 сентября "Bartosz Głowacki" действовал на линии Брест - Черемша (в сторону Бельска). В ходе боёв 18 - 19 сентября два его орудия получили повреждения, третье разорвалось 20 сентября. При этом погиб один член экипажа, ранено четверо. Однако и в таком состоянии поезд участвовал в захвате станции Свислочь (вблизи Волковыска). После этого бронепоезд временно вооружили обычными полевыми орудиями на железнодорожных платформах. В ходе сражения на реке Нёман "Bartosz Głowacki" поддерживал наступление группы генерала Юнга на Волковыск (взят 23 сентября). Бронепоезд проявил себя в этот день поддерживая атаку 62-го пехотного полка на деревню Полонка на р. Свислочь. В ночь с 24 на 25 сентября он прикрывал польское отступление из Волковыска (под натиском контрудара 27-й стрелковой дивизии). В это время поезд имел 6 вагонов с двумя полевыми пушками и десятком пулемётов. После заключения перемирия, с ноября 1920 г. бронепоезд использовался командованием 2-й армии и с лета 1921 г. базировался в Лиде.
После польско-советской войны "Bartosz Głowacki", в числе 12 других поездов, признан пригодным к дальнейшей эксплуатации. Подвижный состав, тем не менее, вскоре заменили более боеспособным. Импровизированные стрелковые вагоны вернули к роли товарных. Артиллерийские вагоны с центральной башней передали другим бронепоездам. А впоследствии - вывели в резерв.
Оба оригинальных вагона "Гловацкого" с центральной башней служили долго. Во второй половине 1920-х они, вероятно, входили в состав одного из 12 бронепоездов, но информации об этом обнаружить не удалось. После сокращения бронепоездов в 1930-е их вывели в резерв, хотя и модернизировали в это время (скосили углы для установки пулемётов, устроили сдвижные двери, установили 75-мм орудия wz.02/26). Они использовались в боевых действиях в 1939 году в составе импровизированного учебного бронепоезда 2-го учебного бронедивизиона, уничтоженного в бою с немецкими частями 10 сентября на железной дороге возле Ярослава. После этого захваченные бронеплощадки использовались в немецких бронепоездах Panzerzug 21 и Panzerzug 22 и оставались в строю вплоть до заключительного периода Второй Мировой войны (один из низ был перевооружён на счетверённый 20-мм зенитный автомат 20 mm Flakvierling AA
Сводная запись темы Бронепоезда июня 41-го (оглавление)