Matthew Bourne's Swan Lake Мужской балет не _про_это. С предварительной пробежкой по Тель_Авиву.
В соответствии со сложившимся уже форматом балетно-театрального поста: про город по пути к театру и о самом представлении, кому про что нравится :) Два спойлероката облегчают загрузку.
Начнем с даальних подступов. С Шавуота. Неожиданно выпавшего на долгожданное 4 июня. Первый раз загодя озаботилась билетами - на все примечательное за пол-года вперед разбирают. Спасибо музыкальному обозревателю за наводку, могла бы пропустить в афише.
Радовалась, ранний спектакль, 16-часовый, домой успеваю. И тут он нагрянул. Празднично-нерабочий - по всем религиозным канонам нерабочий. С предыдущего вечера начиная наши юга отрезаны от мира, транспорта никакого. Светлая идея прибиться к турпоездке куда-нибудь в нужном направлении, типа тель-авивского Сафари, в последний день сорвалась - обе местные фирмы не набрали группу. Значит судьба, устроить себе ём-кейф, с ночевкой и пляжеванием )
Неизменный фонтан в центре набережной исправно служит фоном ай-фоточек
Переливается цветами фонтан на мосту, над шумным бульваром Дизенгоф.
И ночной Яффо купается в яркой подсветке -
Душная средиземноморская ночь переходит в утопающее во влажной дымке утро. Хорошо на море ранним утром, пока солнце не палит и малолюдно.
Налево череда отелей, и направо - до самого Яффо,
Картишки на денежку, особо не скрываясь
береговая полоса на километры.
При этом город вовсе не курортный - спешащий, деловой, неуемный: чуть отойди от первой линии, об отдыхе ничто и не напомнит.
Хостель напоминает плацкартный вагон. Даже лучше вагона - чистенький, душ и холодильник. Вежливые и ненавязчивые англоязычные девочки-путешественницы читают про "Израиль - палестинские земли". Что формально правильно, исторически регион назывался Палестиной. Только нынешний лозунг имеет в виду не это.
До моря три прыжка. Живописные улочки выписывают коленца в сторону шука Кармель (рынок известный).
Не специально выискиваю колоритные "язвы и контрасты":
на каждом шагу такое - прямо за спинами громадин-отелей кто бы подумал, что в столь выигрышном месте трущебы сохранятся на года, десятилетия.
Еще пять-семь лет назад в таком виде было почти все.
Кисы везде кисы
Но мал-помалу район реставрируется, где приукрашают кто во что горазд,
а где-то основательно из прежних развалюх сделали конфетку
Земляки отметились =)
Алленби, самый центр, местный "Бродвей".
Ругают травел-топеры наш "Белый город", как незаслуженно удостоившийся ЮНЕСКО, "что там смотреть, балконы в линию!". Ну действительно, если группой ехать, не бог весть аттракция. Средь чехарды чудес света.
Но юнесковый статус - не медаль, а запрет на снос совсем даже не зряшен. Для просто неспешно погулять - они милые, эти домики. Со своими лицами.
Хорошеют на глазах.
Поворачиваем в центр, на прогулочную аллею Ротшильд, которая по совместительству сквер и вело-маршрут. Зелень, тень, лавочки. Буфеты и кофейни открыты не смотря на праздник.
В Т-А есть субботние маршрутки, но не все маршруты и не туда; такси влом - кажется, что там идти, вчера я без труда "легиздангеф" - по Дизенгофу, и по Ротшильду из конца в конец легко. Правда, когда это "легко" складывается трижды - да еще зигзагами, к ракурсу примериваясь - начинают несколько чувствоваться ноги. Хорошо хоть день чуть мглистый, не палкий; и шлепы мягкие, резиновые. А для театра у меня с собой припасен наряд, каблукастый )
Подаренная городу лавочка, их несколько таких.
Дедули играют в шарики, что-то вроде городков (или, скорее, игры в кости, только шары вместо гайданчиков).
Передвижная библиотека под дивизом "Какая прелесть читать книгу на свежем воздухе!"
И даже кресла для желающих растянуться на солнышке.
Выходим на финишную прямую.
Ой, что опять? Или с прошлого раза так и не сняли.
Новый, не так давно отстроенный Арт-центр эффектен и грандиозен.
Артистам тоже ничто человеческое..: )
Тут же Музей Искусств вытянулся
Камерный Театр и Опера
Споро и четко раздают конвертики с интернет-заказами.
У меня еще достаточно времени в запасе, прийти в образ с дороги.
Публика начинает подтягиваться.
Очень не лишним оказалось заранее почитать подробный расклад по сценам, нашлось у http://lexxlight.ru/Swan_Lake/text.html Потому как от классического сценария осталось лишь название, на музыку Чайковского положена совсем другая история, на другую тему.
Это не мужской балет в том смысле как у Михайловского, где статные балеруны танцуют в пачках. Мужчины исполняют мужские партии (женские, соответственно, танцовщицы). Но по замыслу автора все лебеди - мужчины.
Детали сюжета разнятся в описаниях - каждый свое увидел, вкратце так: действие перенесено в современность, королева-мать напоминает известную персону из светской хроники в шляпке и сумочке под цвет туфлей. У королевской особы четкая роль в протокольных церемониях, коими она день деньской и занимается с достоинством и решительностью подобающими положению. Вполне себе взрослый принц присутствует на мероприятиях за ручку с мамочкой - как ребенком служил трогательным дополнением к образу королевы, так в качестве мебели и остался.
Обозреватели спешат с характеристикой - размазня, неуверенный-зашуганный. В танце этого не видно. Особой ранимости-слабохарактерности. Неприкаянность видно.
Принцу надоедает быть мебелью, он пытается сам себе придумать роль для официоза, но "свита не играет короля", выставляя героя в нелепом свете. Мать отмахивается, проявляя холодную британскую отстраненность (убедительно описанную в овчинниковских "Корнях дуба").
Посмотрела б я на критиков в подобной ситуации. И что можно сделать, будь ты крут как бильярдный шар? Забить и гордо свалить? Вот он так и поступил, напился и отправился в грязный кабак. А в таких местах свой протокол и свой кодекс, понятно, что не попал в тон и не вписался, попробовал гонором - просто выкинули. Отчаялся найти свое место и пошел топиться. Гадкий утенок попадает на озеро: помните его восхищение и сомнения - такие большие важные особы, уж от этих точно добра не жди. В сказке все чудесно разрешилось, но тертый жизнью "утенок" рассуждал правильно, не окажись он сам выросшим в лебедя, чужаку бы и от этих досталось. Принц, грезивший ночами о сильных распростертых крыльях, простодушно тянется навстречу прекрасной птице, но не тут то было. Он-то не лебедь и это не его стая.
«Мы уже ставили в России постановки на гей-тему, но тогда этого никто не заметил. Сейчас же это стало проблемой. «Лебединое озеро» не приедет в Россию... Я не думаю, что меня ожидает радушный прием, я не уверен в безопасности своих артистов» - Мэтью Борна цитирует http://maydan-2014
(фото от туда же)
Сам автор утверждает.. не поспоришь. Только действие этого вовсе не подчеркивает и не акцентирует. Если б об этом столько не говорили, то на неискушенный взгляд ничего _такого_ и не заметно.
Герой поражен и зачарован мощной харизмой гусака-вожака стаи; альфа-самец на двести процентов производит на скованного приличиями дворцового юношу неизгладимое впечатление; из жалости или забавы ради, после продолжительного отталкивания Лебедь пригрел на груди потерянного "маугленыша"; стая возражала, но главарь продавил. Принц воодушевлен и воспрял духом, теперь у него есть на что опереться в жизни (как он думает), при дворе ведет себя более уверенно (в упомянутом выше изложении: всех очаровал и снискал всеобщее признание; в нынешней версии - пожимая плечами спокойно игнорирует попытки матери строить и указывать - типа: ладно с вашими формальностями, я тут по должности). Не долго музыка играла.. Является его воображаемый друг, воплощенный супер-мачо. Этакий злой Карлсон. Слету танцует всех присутствующих дам-с. Которые до того насмехались над промахами неотесанной принцевой подружки, а от развязных манер брутального незнакомца млеют, тают и в руки падают.
Тут сюжетная линия перекликается с классикой. Зигфрид принимает демоническое воплощение за "своего лебедя", тянется к нему, растерян и раздавлен отвержением, мечется; королева, очарованная злодеем, отталкивает принца, как назойливого щенка. В отчаянии он хватается за пистолет, пиф-паф, распорядитель не то случайно, не то зачем-то, под шумок убивает барышню (ту, что подкатывала к принцу). А в психушку упекают Зигфрида.
Там, после процедур и препаратов, из под кровати на него набрасываются злобные лебеди, топчут и терзают, друг-вожак встает на защиту, но стая ропщет, увы-увы, "Акилла промахнулся" и оказался заклеван, принц погибает от ужаса, мать находит его бездыханным, печальный конец.
Объятья главных героев подчеркнуто сдержаны - Лебедь несет принца на вытянутых руках, несчастного, истосковавшегося по живому теплу и отклику. Словно горюющего малыша, который обхватил друга за шею и повис, сжавшись комочком. Увидеть в этой сцене сладострастие, надо специально постараться.
Можно бы сказать, что мужская направленность выражается в том, что в постановке нет ни одного позитивного женского лирического образа. Но, честно говоря, в ней и мужские не особо положительны. и далеко не романтичны.
Аудитория возрастная преимущественно, хотя в содержании ничего такого, чтоб "детям нельзя было показать".
Снимать, как всегда, не разрешается, что в принципе правильно (не то будут светить экранами и щелкать без зазрения); один кадр сделала (тихо и с отключенным дисплеем) -
Большой красивый зал Оперы с ложами и ярусами,
буфетов даже несколько,
и просторные фойе имеются.
Чего-то все-таки не хватает для ощущения "Настоящего Театра". Роскошный конгресс-холл, дворец съездов - да. А для театра.. плюша что ли не достает?
Сетуют поклонники утонченного стиля на израильскую простоту, являться в Оперу в шортах и сандалиях; не все сплошь в шлепанцах, но большинство таки да, в повседневно-будничном.
Вечерний туалет создает атмосферу праздника и способствует настрою, но что есть, то есть "ма шэ еш - то и ешь".
На балконы ведет еще и наружная лестница, заодно служащая курилкой. (Офф-топом. Забавно, самым заядлым давно и в голову не приходит травиться в зале.
Сидят "как миленькие" час-полтора, сколько надо. - Это к анти-антитабачниковым вбросам со стенаниями - что ресторан не в ресторан без цигарки на закусь.
Поди так же бы ныли: "кому сдались зрелища без затяжки". И ничё, привыкли, созерцают без проблем=)
Гаснет в зале свет и снова...
Галерка заметно поредела. Постановка не простая, без подготовки трудно ухватить нить.
То, что по ссылке в начале разобрано сцена за сценой - это надо заранее знать, чтоб успеть заметить. "Черный лебедь копотью из пепельницы рисует клюв на лице, окончательно разоблачая свою природу". Важный символический момент. Я б и внимания не обратила - полу-секундное движение, ничем ни предваряемое, а с галерей его вообще не разглядеть.
Ценители отмечают, что: "Танец маленьких лебедей вообще порвал зал. Море удовольствия. Вот только техничности лебедям бы поприбавить - мне все-таки кажется, что строй надо держать и руки поднимать-разводить на один и тот же угол. И даже главный лебедь слегка не дотягивал, но это почти не испортило впечатления."
Я не настолько разбираюсь, может асинхронность "так и задумано".
Танцы лебедей - самое прекрасное в этом спектакле. Чудесная, невероятная пластика, руки-крылья волнами, гибкие, будто лишены костей. Рисунок движения совершенно уникальный, характерный не для привычных нам нежных девушек-лебедушек, а потрясающе напоминает взлетающих птиц; резкие, мощные взмахи, узнаваемые повороты шеи, корпуса - картина завораживает неожиданной достоверностью. При том - это именно танец, сильный художественный образ (а не эстрадный номер, как Ярмольник цыпленка показывал).
Неуклюжие лебедята - с долей иронии над бесконечно тиражированным "раастут бананы, высоко!.."
Это авторская удача, оригинальная находка, то ради чего представление стоит помотреть.
В первом отделении сцена-врезка: королевское семейство в театре, дают романтическую классику. Вот тут автор от души постебался над традиционным балетом на пуантах. Охотник в костюме зайчика плюшевых штанишках на лямочках, перед тем как ударить по набежавшему супостату танцует свои переживания по этому поводу, "быстрой ножкой ножку бьет". Партнерша не выдерживает и в нетерпении вырубает злодея решительным топором.
Т.е. явно и определенно декларируется отмежевание не только от парящего над сценой романтического танца, но и вообще от того, чтобы выражать чувства и устремления персонажей классическим "языком балета".
Пошли другим путем. Страдания-душевные движения решены драматически; взаимодействия героев передаются жестами. Т.е. лебедь сложил ладошки - клюв обозначен; королева подзывает принца - не увлекая в кружение простиранием рук, а буквально, поманив пальцем требовательным встряхиванием кисти. Отстраняя - выставляет ладонь. Принц в замешательстве - потерянно мнется на сцене. Немое кино с субтитрами на языке жестов. Недалекая пассия принца - энергично жмет матушкину руку в приветствии, дребезжит мобилкой в театральной ложе, роняет сумочку, свешивается достать... Забавно как скетч. (Кст, сыграла Carie Johnson характерную роль суперски, что называется "и слов не надо") Казалось бы, а где балет?
Напомнило недавно мелькавший пост о гранях нынешнего арт-процесса, Ротко, Поллак.. По-своему интересно, полезно знать, что такое есть, что-то оказывается созвучно и даже восхищает.
Современный стиль, как поясняют сведующие комментаторы, включает самые различные сценические техники, в едином сплаве драмы, спортивного танца и традиционной хореографии. (В фильме "Уличные танцы 3D" тема красиво раскрыта)
Если в классическом "Чудовище" красавцы в изящном танце смогли намекнуть на действия непристойного характера по отношению к девушке, не прибегая к непосредственной имитации, то Зигфрид в разудалой ипостаси прямолинейно изображает оглаживание филейных частей партнерши, без всяких балетных фигуральностей. Черный Лебедь и вовсе является объезживать покорять дам, пощелкивая хлыстом.
Подумалось было, что отказ от "музыки, рисуемой движениями тела", условность хореографии во всех сценах, кроме собственно Озера - стилистический прием, чтобы более выпукло представить особенную, ни с чем не схожую пластику лебединого танца. Подобно цветному фрагменту на контурном рисунке. Но.. очень уж искренне звучит насмешка во вставном номере с пасторальным балетом )
Венгерский танец замечательно энергичен. Привычно было считать, что балет - это когда в пуантах, а на каблуках - латина, бальные танцы. Жанры смешались, наверное это хорошо, прогресс и свежее дыхание.
Сцену в таверне хочется отметить, которая весьма примечательна как пример танца(бально-спортивного, на каблуках) в сплаве с художественной хореграфией. Художественной - это когда в произведении просвечивает идея, "что хотел сказать автор". В данном случае он говорит не о разудалости и даже не о разузданности или вульгарности кабацкой веселухи. А - показывает ее статичность-механистичность. Будто электронные куклы трясутся в синхронных телодвижениях и заведенным порядком предаются пороку. Здесь это именно образ - не буквально "тупо трясутся в такт", а фигурами танца создают нужное впечатление. Хоть и не на пальцах. Удивителен эффект стробоскопа без стробоскопа.
Можно принять, что балетное представление: то что, в отличие от танцев, с сюжетом и развитием действия. Действие есть, красочное, стремительное, выразительное и необычное. Посмотреть было очень любопытно, впечатления незабываемые.
Занавес опустился, артисты довольно долго не выходили на поклон, зрители в некотором недоумении начали подниматься
И тут таки традиционный выход. Получилось, что аплодируют стоя - по настроению зала было заметно, что это публику даже позабавило, хлопали бурно и с энтузиазмом :)
До автобуса впритык, но как удержаться, репортерствую по дороге )
C хвостиком что-то такое лапчатое. Называется "Мать", "в железе и бетоне".
В парке у башен Азриэли палатки-хибарки.
Похоже нелегалы, протестуют за социальную справедливость.
(Свежие, обзываться на иврите выучили, но коренные-местные давно уж матерятся по-русски).
Погнались за фотиком - можно сказать боевое крещение, до сих пор не сталкивалась с острой реакцией. Не ожидала нарваться - в кадре общий план, издали, обычно ж все действо ради того, чтоб как можно больше обратить внимания на "сирых и обездоленных".
Когда-то случалось потусоваться в подобном, " Роцим - дира"(за строительство соц.жилья). У этих что-то мутно. (Гана, Судан - очередная волна гастробайтеров, привезенная работать за копейки, за считаные годы осознала насчет "соц.прав"; времена становятся все более спресованными, в прежнем мировом опыте от "мы должны" до "нам положено" проходило целое поколение.)
Зато удачно, что пришлось рвануть и поднажать - на нужный рейс запрыгнула в последнюю минуту =)
Парк большой, видно каждый за свое выступает, в этой части узнаваемый зеленый листок "Легалайз - прям щас".
Сорри за большое утомительное повествование. Пробовала по-всякому - сразу не запишу, так и канет, а хочется сохранить на память.