Лебединое озеро для гадкого утенка

Jun 06, 2014 16:43




Matthew Bourne's Swan Lake
Мужской балет не _про_это. С предварительной пробежкой по Тель_Авиву.

В соответствии со сложившимся уже форматом балетно-театрального поста:
про город по пути к театру и о самом представлении, кому про что нравится :)
Два спойлероката облегчают загрузку.

[Тель_Авив на бегу]

Начнем с даальних подступов. С Шавуота. Неожиданно выпавшего на долгожданное 4 июня.
Первый раз загодя озаботилась билетами - на все примечательное за пол-года вперед разбирают.
Спасибо музыкальному обозревателю
за наводку, могла бы пропустить в афише.

Радовалась, ранний спектакль, 16-часовый, домой успеваю.
И тут он нагрянул. Празднично-нерабочий - по всем религиозным канонам нерабочий.
С предыдущего вечера начиная наши юга отрезаны от мира, транспорта никакого.
Светлая идея прибиться к турпоездке куда-нибудь в нужном направлении, типа тель-авивского Сафари,
в последний день сорвалась - обе местные фирмы не набрали группу.
Значит судьба, устроить себе ём-кейф, с ночевкой и пляжеванием )



Неизменный фонтан в центре набережной исправно служит фоном ай-фоточек





Переливается цветами фонтан на мосту, над шумным бульваром Дизенгоф.



И ночной Яффо купается в яркой подсветке -



Душная средиземноморская ночь переходит в утопающее во влажной дымке утро.
Хорошо на море ранним утром, пока солнце не палит и малолюдно.





Налево череда отелей, и направо - до самого Яффо,





Картишки на денежку, особо не скрываясь



береговая полоса на километры.



При этом город вовсе не курортный - спешащий, деловой, неуемный:
чуть отойди от первой линии, об отдыхе ничто и не напомнит.





Хостель напоминает плацкартный вагон. Даже лучше вагона - чистенький, душ и холодильник.
Вежливые и ненавязчивые англоязычные девочки-путешественницы читают про
"Израиль - палестинские земли". Что формально правильно, исторически регион назывался
Палестиной. Только нынешний лозунг имеет в виду не это.



До моря три прыжка. Живописные улочки выписывают коленца в сторону шука Кармель (рынок известный).



Не специально выискиваю колоритные "язвы и контрасты":



на каждом шагу такое - прямо за спинами громадин-отелей
кто бы подумал, что в столь выигрышном месте трущебы сохранятся на года, десятилетия.

Еще пять-семь лет назад в таком виде было почти все.



Кисы везде кисы



Но мал-помалу район реставрируется,
где приукрашают кто во что горазд,



а где-то основательно из прежних развалюх сделали конфетку





Земляки отметились =)





Алленби, самый центр, местный "Бродвей".



Ругают травел-топеры наш "Белый город", как незаслуженно удостоившийся ЮНЕСКО,
"что там смотреть, балконы в линию!".
Ну действительно, если группой ехать, не бог весть аттракция. Средь чехарды чудес света.



Но юнесковый статус - не медаль, а запрет на снос совсем даже не зряшен.
Для просто неспешно погулять - они милые, эти домики. Со своими лицами.





Хорошеют на глазах.



Поворачиваем в центр, на прогулочную аллею Ротшильд, которая по совместительству сквер и вело-маршрут.
Зелень, тень, лавочки. Буфеты и кофейни открыты не смотря на праздник.



В Т-А есть субботние маршрутки, но не все маршруты и не туда; такси влом -
кажется, что там идти, вчера я без труда "легиздангеф" - по Дизенгофу,
и по Ротшильду из конца в конец легко. Правда, когда это "легко" складывается трижды -
да еще зигзагами, к ракурсу примериваясь - начинают несколько чувствоваться ноги.
Хорошо хоть день чуть мглистый, не палкий; и шлепы мягкие, резиновые.
А для театра у меня с собой припасен наряд, каблукастый )







Подаренная городу лавочка, их несколько таких.



Дедули играют в шарики, что-то вроде городков (или, скорее, игры в кости,
только шары вместо гайданчиков).





Передвижная библиотека
под дивизом "Какая прелесть читать книгу на свежем воздухе!"



И даже кресла для желающих растянуться на солнышке.



Выходим на финишную прямую.



Ой, что опять?
Или с прошлого раза так и не сняли.



[Гуси-Лебеди]



Новый, не так давно отстроенный Арт-центр эффектен и грандиозен.





Артистам тоже ничто человеческое..: )



Тут же Музей Искусств вытянулся





Камерный Театр и Опера







Споро и четко раздают конвертики с интернет-заказами.

У меня еще достаточно времени в запасе, прийти в образ с дороги.



Публика начинает подтягиваться.







Очень не лишним оказалось заранее почитать
подробный расклад по сценам, нашлось у http://lexxlight.ru/Swan_Lake/text.html
Потому как от классического сценария осталось лишь название,
на музыку Чайковского положена совсем другая история, на другую тему.



Это не мужской балет в том смысле как у Михайловского, где статные балеруны танцуют в пачках.
Мужчины исполняют мужские партии (женские, соответственно, танцовщицы).
Но по замыслу автора все лебеди - мужчины.

Детали сюжета разнятся в описаниях - каждый свое увидел,
вкратце так: действие перенесено в современность, королева-мать напоминает известную персону
из светской хроники в шляпке и сумочке под цвет туфлей.
У королевской особы четкая роль в протокольных церемониях, коими она день деньской и занимается с достоинством и решительностью подобающими положению. Вполне себе взрослый принц присутствует на мероприятиях за ручку с мамочкой - как ребенком служил трогательным дополнением к образу королевы, так в качестве мебели и остался.

Обозреватели спешат с характеристикой - размазня, неуверенный-зашуганный.
В танце этого не видно. Особой ранимости-слабохарактерности. Неприкаянность видно.

Принцу надоедает быть мебелью, он пытается сам себе придумать роль для официоза,
но "свита не играет короля", выставляя героя в нелепом свете. Мать отмахивается, проявляя холодную британскую отстраненность (убедительно описанную в овчинниковских "Корнях дуба").

Посмотрела б я на критиков в подобной ситуации.
И что можно сделать, будь ты крут как бильярдный шар? Забить и гордо свалить?
Вот он так и поступил, напился и отправился в грязный кабак.
А в таких местах свой протокол и свой кодекс, понятно, что не попал в тон и не вписался, попробовал гонором - просто выкинули.
Отчаялся найти свое место и пошел топиться. Гадкий утенок попадает на озеро:
помните его восхищение и сомнения - такие большие важные особы, уж от этих точно добра не жди.
В сказке все чудесно разрешилось, но тертый жизнью "утенок" рассуждал правильно,
не окажись он сам выросшим в лебедя, чужаку бы и от этих досталось.
Принц, грезивший ночами о сильных распростертых крыльях, простодушно тянется навстречу прекрасной птице,
но не тут то было. Он-то не лебедь и это не его стая.

«Мы уже ставили в России постановки на гей-тему, но тогда этого никто не заметил. Сейчас же это стало проблемой. «Лебединое озеро» не приедет в Россию... Я не думаю, что меня ожидает радушный прием, я не уверен в безопасности своих артистов» - Мэтью Борна цитирует http://maydan-2014



(фото от туда же)

Сам автор утверждает.. не поспоришь.
Только действие этого вовсе не подчеркивает и не акцентирует.
Если б об этом столько не говорили, то на неискушенный взгляд ничего _такого_ и не заметно.

Герой поражен и зачарован мощной харизмой гусака-вожака стаи; альфа-самец на двести процентов производит на скованного приличиями дворцового юношу неизгладимое впечатление; из жалости или забавы ради, после продолжительного отталкивания Лебедь пригрел на груди потерянного "маугленыша"; стая возражала, но главарь продавил.
Принц воодушевлен и воспрял духом, теперь у него есть на что опереться в жизни (как он думает),
при дворе ведет себя более уверенно (в упомянутом выше изложении: всех очаровал и снискал всеобщее признание; в нынешней версии - пожимая плечами спокойно игнорирует попытки матери строить и указывать - типа: ладно с вашими формальностями, я тут по должности).
Не долго музыка играла.. Является его воображаемый друг, воплощенный супер-мачо. Этакий злой Карлсон.
Слету танцует всех присутствующих дам-с. Которые до того насмехались над промахами неотесанной
принцевой подружки, а от развязных манер брутального незнакомца млеют, тают и в руки падают.

Тут сюжетная линия перекликается с классикой. Зигфрид принимает демоническое воплощение за "своего лебедя",
тянется к нему, растерян и раздавлен отвержением, мечется; королева, очарованная злодеем,
отталкивает принца, как назойливого щенка.
В отчаянии он хватается за пистолет, пиф-паф, распорядитель не то случайно, не то зачем-то,
под шумок убивает барышню (ту, что подкатывала к принцу). А в психушку упекают Зигфрида.

Там, после процедур и препаратов, из под кровати на него набрасываются злобные лебеди, топчут и терзают,
друг-вожак встает на защиту, но стая ропщет, увы-увы, "Акилла промахнулся" и оказался заклеван,
принц погибает от ужаса, мать находит его бездыханным, печальный конец.

Объятья главных героев подчеркнуто сдержаны - Лебедь несет принца на вытянутых руках, несчастного, истосковавшегося по живому теплу и отклику. Словно горюющего малыша, который обхватил друга за шею и повис, сжавшись комочком.
Увидеть в этой сцене сладострастие, надо специально постараться.

Можно бы сказать, что мужская направленность выражается в том, что в постановке нет ни одного позитивного
женского лирического образа.
Но, честно говоря, в ней и мужские не особо положительны. и далеко не романтичны.



Аудитория возрастная преимущественно, хотя в содержании ничего такого, чтоб "детям нельзя было показать".



Снимать, как всегда, не разрешается, что в принципе правильно (не то будут светить экранами и щелкать без зазрения);
один кадр сделала (тихо и с отключенным дисплеем) -





Большой красивый зал Оперы с ложами и ярусами,



буфетов даже несколько,







и просторные фойе имеются.



Чего-то все-таки не хватает для ощущения "Настоящего Театра".
Роскошный конгресс-холл, дворец съездов - да. А для театра.. плюша что ли не достает?





Сетуют поклонники утонченного стиля на израильскую простоту,
являться в Оперу в шортах и сандалиях; не все сплошь в шлепанцах,
но большинство таки да, в повседневно-будничном.

Вечерний туалет создает атмосферу праздника и способствует настрою,
но что есть, то есть "ма шэ еш - то и ешь".



На балконы ведет еще и наружная лестница, заодно служащая курилкой.
(Офф-топом. Забавно, самым заядлым давно и в голову не приходит травиться в зале.

Сидят "как миленькие" час-полтора, сколько надо.
- Это к анти-антитабачниковым вбросам со стенаниями - что ресторан не в ресторан без цигарки на закусь.

Поди так же бы ныли: "кому сдались зрелища без затяжки". И ничё, привыкли, созерцают без проблем=)



Гаснет в зале свет и снова...





Галерка заметно поредела.
Постановка не простая, без подготовки трудно ухватить нить.

То, что по ссылке в начале разобрано сцена за сценой - это надо заранее знать, чтоб успеть заметить.
"Черный лебедь копотью из пепельницы рисует клюв на лице, окончательно разоблачая
свою природу". Важный символический момент. Я б и внимания не обратила - полу-секундное движение,
ничем ни предваряемое, а с галерей его вообще не разглядеть.



Ценители отмечают, что: "Танец маленьких лебедей вообще порвал зал. Море удовольствия. Вот только техничности лебедям бы поприбавить - мне все-таки кажется, что строй надо держать и руки поднимать-разводить на один и тот же угол. И даже главный лебедь слегка не дотягивал, но это почти не испортило впечатления."

Я не настолько разбираюсь, может асинхронность "так и задумано".

Танцы лебедей - самое прекрасное в этом спектакле.
Чудесная, невероятная пластика, руки-крылья волнами, гибкие, будто лишены костей.
Рисунок движения совершенно уникальный, характерный не для привычных нам нежных девушек-лебедушек,
а потрясающе напоминает взлетающих птиц; резкие, мощные взмахи, узнаваемые повороты шеи, корпуса -
картина завораживает неожиданной достоверностью. При том - это именно танец, сильный художественный образ
(а не эстрадный номер, как Ярмольник цыпленка показывал).

Неуклюжие лебедята - с долей иронии над бесконечно тиражированным "раастут бананы, высоко!.."

Это авторская удача, оригинальная находка, то ради чего представление стоит помотреть.



В первом отделении сцена-врезка: королевское семейство в театре, дают романтическую классику.
Вот тут автор от души постебался над традиционным балетом на пуантах.
Охотник в костюме зайчика плюшевых штанишках на лямочках, перед тем как ударить по набежавшему супостату танцует свои переживания по этому поводу, "быстрой ножкой ножку бьет".
Партнерша не выдерживает и в нетерпении вырубает злодея решительным топором.

Т.е. явно и определенно декларируется отмежевание не только от парящего над сценой романтического танца,
но и вообще от того, чтобы выражать чувства и устремления персонажей классическим "языком балета".

Пошли другим путем. Страдания-душевные движения решены драматически; взаимодействия героев передаются жестами.
Т.е. лебедь сложил ладошки - клюв обозначен; королева подзывает принца - не увлекая в кружение простиранием рук, а буквально, поманив пальцем требовательным встряхиванием кисти. Отстраняя - выставляет ладонь.
Принц в замешательстве - потерянно мнется на сцене.
Немое кино с субтитрами на языке жестов.
Недалекая пассия принца - энергично жмет матушкину руку в приветствии, дребезжит мобилкой в театральной ложе,
роняет сумочку, свешивается достать... Забавно как скетч. (Кст, сыграла Carie Johnson характерную роль
суперски, что называется "и слов не надо")
Казалось бы, а где балет?

Напомнило недавно мелькавший пост о гранях нынешнего арт-процесса, Ротко, Поллак..
По-своему интересно, полезно знать, что такое есть, что-то оказывается созвучно и даже восхищает.

Современный стиль, как поясняют сведующие комментаторы, включает самые различные сценические техники, в едином сплаве драмы, спортивного танца и традиционной хореографии. (В фильме "Уличные танцы 3D" тема красиво раскрыта)

Если в классическом "Чудовище" красавцы в изящном танце
смогли намекнуть на действия непристойного характера по отношению к девушке, не прибегая
к непосредственной имитации, то Зигфрид в разудалой ипостаси прямолинейно изображает
оглаживание филейных частей партнерши, без всяких балетных фигуральностей. Черный Лебедь
и вовсе является объезживать покорять дам, пощелкивая хлыстом.

Подумалось было, что отказ от "музыки, рисуемой движениями тела", условность хореографии
во всех сценах, кроме собственно Озера - стилистический прием, чтобы более выпукло представить
особенную, ни с чем не схожую пластику лебединого танца. Подобно цветному фрагменту на контурном рисунке.
Но.. очень уж искренне звучит насмешка во вставном номере с пасторальным балетом )

Венгерский танец замечательно энергичен. Привычно было считать, что балет - это когда в пуантах,
а на каблуках - латина, бальные танцы. Жанры смешались, наверное это хорошо, прогресс и свежее дыхание.

Сцену в таверне хочется отметить, которая весьма примечательна как пример танца(бально-спортивного, на каблуках) в сплаве с художественной хореграфией. Художественной - это когда в произведении просвечивает идея, "что хотел сказать автор". В данном случае он говорит не о разудалости и даже не о разузданности или вульгарности кабацкой веселухи. А - показывает ее статичность-механистичность. Будто электронные куклы трясутся в синхронных телодвижениях и заведенным порядком предаются пороку. Здесь это именно образ - не буквально "тупо трясутся в такт", а фигурами танца создают нужное впечатление. Хоть и не на пальцах. Удивителен эффект стробоскопа без стробоскопа.

Можно принять, что балетное представление: то что, в отличие от танцев, с сюжетом и развитием действия.
Действие есть, красочное, стремительное, выразительное и необычное.
Посмотреть было очень любопытно, впечатления незабываемые.





Занавес опустился, артисты довольно долго не выходили на поклон,
зрители в некотором недоумении начали подниматься



И тут таки традиционный выход. Получилось, что аплодируют стоя -
по настроению зала было заметно, что это публику даже позабавило,
хлопали бурно и с энтузиазмом :)







[Приключения на закуску]

До автобуса впритык, но как удержаться, репортерствую по дороге )



C хвостиком что-то такое лапчатое.
Называется "Мать", "в железе и бетоне".



В парке у башен Азриэли палатки-хибарки.



Похоже нелегалы, протестуют за социальную справедливость.

(Свежие, обзываться на иврите выучили, но коренные-местные давно уж матерятся по-русски).

Погнались за фотиком - можно сказать боевое крещение, до сих пор не сталкивалась с острой реакцией.
Не ожидала нарваться - в кадре общий план, издали,
обычно ж все действо ради того, чтоб как можно больше обратить внимания на "сирых и обездоленных".

Когда-то случалось потусоваться в подобном, " Роцим - дира"(за строительство соц.жилья).
У этих что-то мутно.
(Гана, Судан - очередная волна гастробайтеров, привезенная работать за копейки,
за считаные годы осознала насчет "соц.прав"; времена становятся все более спресованными,
в прежнем мировом опыте от "мы должны" до "нам положено" проходило целое поколение.)

Зато удачно, что пришлось рвануть и поднажать - на нужный рейс запрыгнула в последнюю минуту =)



Парк большой, видно каждый за свое выступает,
в этой части узнаваемый зеленый листок "Легалайз - прям щас".

Сорри за большое утомительное повествование.
Пробовала по-всякому - сразу не запишу, так и канет, а хочется сохранить на память.




театрон, Тель-Авив, #МОСТЫиМОСТОВЫЕ

Previous post Next post
Up