Принц и лебедь Мэтью Борна

Mar 16, 2014 08:22


Дамы и господа.
Один из любимых фильмов, который рекомендую всем - "Билли Эллиот".
Отличное британское кино. Мальчишка из шахтёрской семьи восстаёт против обязательного бокса и к негодованию почти всего городка уходит в "девчачий" балет. Много грустного и смешного, отчаянного и мудрого в этом фильме. Очень запомнился финал. За кулисами лондонского театра стоит взрослый сформировавшийся балетный танцор. Звучит вечная музыка Петра Ильича Чайковского. И на сцену вылетают (да-да, именно вылетают) лебеди-мужчины в каких-то странных мохнатых рейтузах. Захватывающими дух странными пируэтами они ставят великолепную точку в этом киношедевре. Значительно позже узнал, что режиссёр Стивен Долдри пригласил для постановки этого фрагмента уже прославившегося к тому времени Мэтью Борна.

Известный во всём мире британский хореограф вновь привозит в Израиль самый удачный и знаменитый  свой спектакль "Лебединое озеро", поставленный  в 1995 году для лондонского театра Сэндлерс Уэллс. С 3 по 10 июня в Тель-Авиве в Центре сценических искусств мы сможем оценить этот балет, давно переживший свою скандальность и занявший прочное место в галерее хореографических шедевров 20-го века.



        фотографии предоставлены организаторами

-
Несколько слов о Борне. Родился в Лондоне в 1960-м году. С 14-ти лет, собирая автографы, пересмотрел все спектакли лондонского Вест Энда. В 22 начал профессиональную карьеру танцора, а в 26 - бакалавр искусств. В 1987-ом году создаёт с друзьями  первую собственную танцевальную труппу Adventures in Motion Pictures (AMP). Начинается карьера профессионального хореографа. Но всемирную славу режиссёру принесло именно "Лебединое озеро", заслужившее более 30-ти международных театральных наград.




Известный с детства балет, но действие перенесено в Англию. В ярких узнаваемых интерьерах (вторая половина прошлого века) страдает вполне современный принц. Страдает от главного ужаса современного социума - одиночества в толпе. Не спасает ни роскошный королевский дворец, ни высшее общество, ни королева-мать, за важными делами не замечающая мучений сына. Отношения с женщинами не складываются. Жизнь балансирует на грани трагической развязки. Спасение приходит от вожака лебединой стаи. И вслед за спасением - любовь. Запретная любовь.




В мире лебединой любви Мэтью Борна женщинам места нет. Все танцоры - мужчины. И в этом жестоком мире, где даже стая не готова принять и понять любовь своего вожака, трагическая развязка неизбежна. Впрочем, как и в первоисточнике.
Я видел балет в записи и знаю о чём говорю. Не мог оторваться от яркого красочного зрелища, где все линии переплетены в прекрасный узор из музыки, настоящего британского юмора, каскада блестящих хореографических находок и неожиданных решений.

И прежде всего - стиль, по которому можно признать настоящего оригинального мастера.
Спектакль из тех, что забыть невозможно.




Приведу фрагменты интервью с Борном, взятого накануне гостролей.

Ваша интерпретация балета "Лебединое озеро" превратилась в современное классическое произведение. Как вам это удалось?

Поначалу наша идея поставить балет, в котором будут участвовать только танцоры-мужчины, вызвала неприятие. Наша труппа AMP объявила об этом проекте в 1995 году, и многие думали, что лебеди мужского пола - это кощунство и нарушение всех балетных традиций. Однако необыкновенная энергия, царившая тогда в репетиционном зале, дала нам понять, что проект обречен на успех. Конечно, мы не подозревали, что наша постановка станет столь популярной, что она пройдет на Бродвее, в театрах Вест-Энда, а затем и во многих странах мира. Я убежден, что немалую роль в этом сыграли оригинальные костюмы "лебедей" и их артистизм.

Премьера вашей постановки "Лебединого озера" состоялась девятнадцать лет назад. В ней произошли какие-то изменения с тех пор?

Время от времени я вношу небольшие изменения в сюжет и в исполнение определенных номеров, но, в целом, придерживаюсь первоначального стиля. За это время у моей постановки появилось много почитателей, они очень ревностно относятся даже к небольшим изменениям и реагируют на них резкой критикой.

На ваш взгляд, изменилась ли публика, которая посещает ваш балет?

Интересно то, что в самом начале были случаи, когда мужчины покидали зал во время танца Лебедя и Принца. Суть сюжета в том, что каждому человеку нужна любовь. Некоторые видели в его воплощении на сцене сексуальный подтекст и выражали свой протест. Были случаи разочарования со стороны девочек, которые привыкли к балету на пуантах и не обнаружили его на нашей сцене. Постепенно зрители поняли, что речь идет о современной хореографии, а не о классическом балете. Наше "Лебединое озеро" стало настолько знаменитым, что попало в школьную программу Великобритании. Я часто слышу от молодых людей, что они изучают мое произведение в школе. В нашей труппе есть танцоры, которые заинтересовались танцем именно после того, как увидели "Лебединое озеро" в исполнении AMP. Я горжусь тем, что наша интерпретация произведения вдохновила молодых людей выбрать профессию танцора.

Правда ли, что "Лебединое озеро" стало единственной вашей постановкой, снискавшей известность?

Конечно, нет! Это представление принесло нам мировую славу, но с тех пор труппа выпустила огромное количество других популярных произведений. С момента премьеры нашего "Лебединого озера" прошло девятнадцать лет, но я до сих пор очень дорожу им.




И вот - гастроли. Не пропустите. Никакое самое яркое телезрелище не заменит живой атмосферы зала.
Энергия соучастия, дамы и господа. До встречи.

театр, Тель-Авив, Лебединое озеро, балет, Мэтью Борн

Previous post Next post
Up