Фамильная легенда Любомирских, или О Друзах-патрициях

Feb 05, 2013 12:07



Эльжбета Сенявская

В ораторском искусстве есть прекрасный, но давно забытый жанр - речь, которую произносят на свадьбе, отдавая невесту её суженому. Говорят в этой речи о том, как хороша девица, как скромна и в какой прекрасной семье она выросла. Вот и на одной роскошной польской свадьбе 1687 года сам канцлер князь Марциан Огинский в присутствии короля Яна (Собеского) рассказал о красоте, благонравии и древнем происхождении княжны Эльжбеты Любомирской.


Задача перед канцлером стояла не самая простая, но он справился с блеском. Высокие гости узнали, что семейство Любомирских ведёт своё происхождение аж от двуликого римского бога Януса. Потомки последнего, патриции Друзы, занимали высокое положение в Риме как благодаря своему врождённому благородству, так и в силу близкого родства с Цезарем и Октавианом. Но, когда в Италии наступили суровые времена из-за прихода варваров, Аврелий Друз покинул родину и уехал на север, в Польшу. Несколькими веками раньше, кстати, то же самое сделал патриций Палемон, прародитель литовских князей. Что может быть логичнее? В северных лесах благородные римляне могли бить сколько угодно мясного и пушного зверя, в северных реках - ловить рыбу, а местные жители, только завидев южан, сразу признавали их своими правителями. А если правители уже были, они назначали римлян своими первыми советниками.

Вот и Аврелий Друз стал первым человеком при князе Лехе - брате Чеха и Руса. Служа своему господину, Друз одержал победу над врагом на берегу реки Шренява, и изображение этой реки стало гербом для него и всех его потомков:




Сына Аврелия Друза звали Антонием; сына Антония - Гераклиушем. С этого момента последнее имя стало традиционным для семьи. Один из её представителей во вполне незапамятные времена получил во владение город Любомеж и стал называться Любомирским...

Отсюда оратор, не задерживаясь, перешёл ко временам недавним. Напомнил о прапрадеде невесты, графе, о прадеде - князе; о родне по женским линиям - Браницких, Острожских, Опалинских. О многих поколениях сенаторов он говорил, о ратной доблести и государственной мудрости; и только о соли - ни слова.

А вспомнить о ней следовало бы. Как и о том, что первый известный истории владелец Любомежа умер в 1480 году, при Казимире Четвёртом, ничем себя не проявив. Его вероятный потомок, некто Феликс Любомирский, полувеком позже оставил по паре сёл каждому из двух своих сыновей. Внук у Феликса был только один, и вот он, Себастьян Любомирский, родившийся в 1546 году, при Сигизмунде Старом, стал владельцем уже четырёх сёл и части в ещё двух. С этого и началась история одного из богатейших аристократических родов Европы.



Себастьян Любомирский

Себастьяну помогла его деловая хватка: он первым догадался использовать в своих интересах постановление сейма от 1576 года, разрешавшее землевладельцам добычу полезных ископаемых на своей земле (раньше это было исключительной королевской прерогативой). Любомирский занялся в своих владениях добычей соли, и так успешно, что Стефан Баторий назначил его управляющим соляными копями в Кракове. Место было крайне прибыльным, а свои увеличивающиеся доходы пан Себастьян пустил на покупку новых имений и одалживание денег шляхте и магнатам - под хорошие проценты, само собой. Ссуды он давал под залог земель, и часто случалось так, что должники не могли эти земли выкупить. В результате к концу жизни (а она закончилась в 1613 году) Любомирский владел уже восемьюдесятью сёлами, в основном вокруг Кракова; он заседал в Сенате как староста спишский; император Рудольф почтил его заслуги графским титулом ("Граф на Висниче" - так это называлось в Речи Посполитой); а жена из знатного рода Браницких нарожала Себастьяну детей, вступавших в браки самого высокого уровня.

Правда, адресаты речи знали всё это. Вот известия о римском происхождении Любомирских могли оказаться для них в новинку, хотя наверняка вызвали понимание: в составе аристократии Речи Посполитой было не так много старых родов, существовавших хотя бы со времён поздних Пястов, потому и появлялись разные любопытные родословные легенды. Об этом уже было здесь: http://fon-eichwald.livejournal.com/44189.html

А выходила княжна Эльжбета за Адама Николая Сенявского, могущественного украинского магната. Эта чета сыграла важную роль в истории Речи Посполитой, да и некоторые их потомки тоже. Об этом обязательно надо будет рассказать - отдельно.

Любомирские

Previous post Next post
Up