Моя Венеция, часть вторая

Aug 19, 2015 09:02

Продолжение, начало было здесь.
****************
Каждый кусочек венецианской суши - искусственный, созданный трудом людей. В основании Венеции лес. Только перевернутый. Сотни лет назад миллионы стволов лиственниц, вязов, сосен и дубов доставили по рекам к месту строительства города из альпийских лесов. Представьте, сколько деревьев принесли в жертву Венеции, если только в основание моста Риальто пошли десятки тысяч свай.




Эти прочные, могучие бревна переворачивали макушкой вниз и вколачивали в илистый грунт мелководья лагуны, в «волшебную» венецианскую грязь. Ее особый состав уже полторы тысячи лет защищает стволы деревьев от агрессии микроорганизмов и доступа кислорода. Со временем чудо-сваи становились только прочнее. Правда, там, где заканчивается прекрасный союз дерева, грязи и воды, начинается коррозия и гниение.

Cваями процесс создания основы города не заканчивался. Поверх бревен укладывали платформы из соединенных между собой стволов, и уже на них - каменные фундаменты. После этого можно было строить дома. Так люди научились создавать пригодные для жизни новые территории. Ручьи и реки венецианцы превратили в сеть каналов. Например, Большой канал тоже когда-то был рекой. Называлась она Ривоальтус.

И вот тут главный вопрос - ЗАЧЕМ? Зачем такие сложности? Неужели в стародавние времена людям не хватало нормальной земли? Почему правенецианцы выбрали такой сложный путь?




Не от хорошей жизни. Венеты бежали на острова лагуны, спасаясь от нападений врагов. Они искали безопасные места для жизни. Нехватка естественных земель казалась меньшим злом по сравнению с пережитым. На островах переселенцы чувствовали себя спокойнее. Вода, болота и топи защищали избранные ими кусочки суши со стороны материка. С другой стороны острова охраняло море. Вода стала крепостными стенами Венеции.

Силу юной Венеции питала душевная боль изгнанников, потерявших свои дома на большой земле. Благодаря стойкости и трудолюбию этих людей и их потомков, Венеция стала одним из важнейших городов средневекового мира. Это потом Светлейшая увязла в жажде наслаждений, увлеклась стремлением к чрезмерному изобилию. И поплатилась упадком. Пока же первые строители Венеции днем забивали сваи, а по ночам спали в лачугах. Вряд ли тогда они могли представить, какую историю творят.

В лагуне не было единства, жители сотни островов жили обособленно. Но им пришлось объединиться для совместной обороны от врагов и для развития хозяйства. Венеция не сразу стала главной. Когда ее строительство только начиналось, остров Торчелло уже добился серьезных торговых успехов. Это теперь он провинциальный, малонаселенный, известный несколькими древними храмами и рестораном (по слухам принадлежащим жене режиссера Тинто Брасса), а во времена, когда активная жизнь в венецианской лагуне только зарождалась, Торчелло был важным местом.

Жили там «лихие ребята». Мне нравится эта характеристика Эрнеста Хемингуэя, «лихие ребята». Только такие ребята могли быть успешны в тех условиях. Если бы не заболачивание острова и не эпидемии малярии, кто знает, может сегодняшний остров Торчелло не был бы таким сонным. Но сложилось, как сложилось. И ребята с острова Торчелло отправились строить Венецию. Место, где рождался этот город, доказало свою безопасность. Венеция начинала свой большой путь.

Оторванность от материка спасала венецианцев от нападений врагов, а отсутствие земли стимулировало развитие мореплавания и торговли. Слава ее гремела, мощь укреплялась. Коммерческие интересы для венецианцев стали основой всего. Соперничества в торговле венецианцы не терпели. Даже вопросы войны и мира Венеция решала исключительно исходя из коммерческой выгоды для себя. Ничего личного, просто бизнес, очень по-венециански.




Окружение водой давало жителям островов ощущение безопасности, оно же сформировало замкнутость от остального мира и самодостаточность. Но, живя на островах, венецианцы очень интересовались миром. Уже в XI веке купцы из Венеции побывали в Египте, на Черном и Азовском морях. Говорят, их корабли добирались даже до Индии.

В чужих землях венецианцы внимательно наблюдали за устройством жизни. Это считалось гражданским долгом венецианца. Для чего? Чтобы лучшее применить в родном городе. Например, кое-что из опыта управления в странах Азии ввели в Венеции благодаря описаниям самого известного венецианского путешественника - Марко Поло.

Венецианцы видели другие страны, примечали лучшее и отправляли на родину корабли с товарами. Их город должен быть нарядным, его статус и величие должны расти. И становилась Венеция все краше, наполняясь лучшим из того, что было возможно в те времена. Словом, венецианцы тащили в свою любимый город все. Поэтому Венеция такая разнообразная. Она превратилась в копилку впечатлений, фантазий и трофеев.

Далеко не всегда добыча венецианцам доставалась законно. Можно вспомнить хотя бы показательную историю кражи мощей Святого Марка из Александрии. Мощи от стражей спрятали в свинине. Прикосновением к ней мусульмане побоялись себя осквернить и не проверили груз как следует. Да, с венецианцами надо быть внимательнее.

Венеция стала местом встречи разных цивилизаций. И к ней относились настороженно - иная, ни на кого не похожая, никто ей не указ. Особенно напрягались другие города Италии. А Венеция что. Посматривала на всех свысока. И есть у меня ощущение, что в этом плане мало что изменилось: «Милан? Да что там делать в Милане? Это не серезно. Вот у нас, в Венеции - другое дело».

Продолжение следует...

Все части о Венеции:
Моя Венеция, часть первая
Моя Венеция, часть вторая
Моя Венеция, часть третья
Моя Венеция, часть четвертая
Моя Венеция, часть пятая, заключительная

Еще посты о Венеции:
Allora, Наша Северная Италия
Девять дней в девяти минутах
Как на острове Бурано
Утро в Венеции
Венеция без каналов
В копилку отелей - Hawahousehotel в Венеции
Остров хрупкой красоты
Умиротворенный Торчелло
Вечер в Венеции
О Венеции, Бродском и приступах самобичевания
Почему я мечтаю о зимней Венеции
Город для глаз

Венеция, В путь-дорогу, Италия

Previous post Next post
Up