Продолжение, начало было
здесь.
****************
Каждый кусочек венецианской суши - искусственный, созданный трудом людей. В основании Венеции лес. Только перевернутый. Сотни лет назад миллионы стволов лиственниц, вязов, сосен и дубов доставили по рекам к месту строительства города из альпийских лесов. Представьте, сколько деревьев принесли в жертву Венеции, если только в основание моста Риальто пошли десятки тысяч свай.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15481/136369059.af/0_eece7_78b7654_orig.jpg)
Эти прочные, могучие бревна переворачивали макушкой вниз и вколачивали в илистый грунт мелководья лагуны, в «волшебную» венецианскую грязь. Ее особый состав уже полторы тысячи лет защищает стволы деревьев от агрессии микроорганизмов и доступа кислорода. Со временем чудо-сваи становились только прочнее. Правда, там, где заканчивается прекрасный союз дерева, грязи и воды, начинается коррозия и гниение.
Cваями процесс создания основы города не заканчивался. Поверх бревен укладывали платформы из соединенных между собой стволов, и уже на них - каменные фундаменты. После этого можно было строить дома. Так люди научились создавать пригодные для жизни новые территории. Ручьи и реки венецианцы превратили в сеть каналов. Например, Большой канал тоже когда-то был рекой. Называлась она Ривоальтус.
И вот тут главный вопрос - ЗАЧЕМ? Зачем такие сложности? Неужели в стародавние времена людям не хватало нормальной земли? Почему правенецианцы выбрали такой сложный путь?
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16159/136369059.af/0_eecde_c136acbf_orig.jpg)
Не от хорошей жизни. Венеты бежали на острова лагуны, спасаясь от нападений врагов. Они искали безопасные места для жизни. Нехватка естественных земель казалась меньшим злом по сравнению с пережитым. На островах переселенцы чувствовали себя спокойнее. Вода, болота и топи защищали избранные ими кусочки суши со стороны материка. С другой стороны острова охраняло море. Вода стала крепостными стенами Венеции.
Силу юной Венеции питала душевная боль изгнанников, потерявших свои дома на большой земле. Благодаря стойкости и трудолюбию этих людей и их потомков, Венеция стала одним из важнейших городов средневекового мира. Это потом Светлейшая увязла в жажде наслаждений, увлеклась стремлением к чрезмерному изобилию. И поплатилась упадком. Пока же первые строители Венеции днем забивали сваи, а по ночам спали в лачугах. Вряд ли тогда они могли представить, какую историю творят.
В лагуне не было единства, жители сотни островов жили обособленно. Но им пришлось объединиться для совместной обороны от врагов и для развития хозяйства. Венеция не сразу стала главной. Когда ее строительство только начиналось, остров Торчелло уже добился серьезных торговых успехов. Это теперь он провинциальный, малонаселенный, известный несколькими древними храмами и рестораном (по слухам принадлежащим жене режиссера Тинто Брасса), а во времена, когда активная жизнь в венецианской лагуне только зарождалась, Торчелло был важным местом.
Жили там «лихие ребята». Мне нравится эта характеристика Эрнеста Хемингуэя, «лихие ребята». Только такие ребята могли быть успешны в тех условиях. Если бы не заболачивание острова и не эпидемии малярии, кто знает, может сегодняшний остров Торчелло не был бы таким сонным. Но сложилось, как сложилось. И ребята с острова Торчелло отправились строить Венецию. Место, где рождался этот город, доказало свою безопасность. Венеция начинала свой большой путь.
Оторванность от материка спасала венецианцев от нападений врагов, а отсутствие земли стимулировало развитие мореплавания и торговли. Слава ее гремела, мощь укреплялась. Коммерческие интересы для венецианцев стали основой всего. Соперничества в торговле венецианцы не терпели. Даже вопросы войны и мира Венеция решала исключительно исходя из коммерческой выгоды для себя. Ничего личного, просто бизнес, очень по-венециански.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6811/136369059.af/0_eecdd_dd91ef7c_orig.jpg)
Окружение водой давало жителям островов ощущение безопасности, оно же сформировало замкнутость от остального мира и самодостаточность. Но, живя на островах, венецианцы очень интересовались миром. Уже в XI веке купцы из Венеции побывали в Египте, на Черном и Азовском морях. Говорят, их корабли добирались даже до Индии.
В чужих землях венецианцы внимательно наблюдали за устройством жизни. Это считалось гражданским долгом венецианца. Для чего? Чтобы лучшее применить в родном городе. Например, кое-что из опыта управления в странах Азии ввели в Венеции благодаря описаниям самого известного венецианского путешественника - Марко Поло.
Венецианцы видели другие страны, примечали лучшее и отправляли на родину корабли с товарами. Их город должен быть нарядным, его статус и величие должны расти. И становилась Венеция все краше, наполняясь лучшим из того, что было возможно в те времена. Словом, венецианцы тащили в свою любимый город все. Поэтому Венеция такая разнообразная. Она превратилась в копилку впечатлений, фантазий и трофеев.
Далеко не всегда добыча венецианцам доставалась законно. Можно вспомнить хотя бы показательную историю кражи мощей Святого Марка из Александрии. Мощи от стражей спрятали в свинине. Прикосновением к ней мусульмане побоялись себя осквернить и не проверили груз как следует. Да, с венецианцами надо быть внимательнее.
Венеция стала местом встречи разных цивилизаций. И к ней относились настороженно - иная, ни на кого не похожая, никто ей не указ. Особенно напрягались другие города Италии. А Венеция что. Посматривала на всех свысока. И есть у меня ощущение, что в этом плане мало что изменилось: «Милан? Да что там делать в Милане? Это не серезно. Вот у нас, в Венеции - другое дело».
Продолжение следует...
Все части о Венеции:
Моя Венеция, часть первая Моя Венеция, часть вторая Моя Венеция, часть третья Моя Венеция, часть четвертая Моя Венеция, часть пятая, заключительная Еще посты о Венеции:
Allora, Наша Северная Италия Девять дней в девяти минутах Как на острове Бурано Утро в Венеции Венеция без каналов В копилку отелей - Hawahousehotel в Венеции Остров хрупкой красоты Умиротворенный Торчелло Вечер в Венеции О Венеции, Бродском и приступах самобичевания Почему я мечтаю о зимней Венеции Город для глаз