Умиротворенный Торчелло

Nov 18, 2014 09:02

Нет, этот пост не про умиротворенного кота.
Торчелло - название одного из островов венецианской лагуны.






Если верить Хемингуэю, Венеция началась с острова Торчелло.
Об этом писатель рассказывает в романе "За рекой, в тени деревьев":

"- Прямо перед нами Торчелло, - показал полковник. - Там жили люди, согнанные с материка вестготами. Они-то и построили вон ту церковь с квадратной башней. Когда-то тут жило тридцать тысяч человек; они построили церковь, чтобы почитать своего бога и воздавать ему хвалу. Потом, после того как ее построили, устье реки Силе занесло илом, а может, сильное наводнение погнало воду по новому руслу; всю эту землю, по которой мы сейчас ехали, затопило, расплодились москиты, и люди стали болеть малярией. Они мерли, как мухи. Тогда собрались старейшины и решили переселиться в здоровую местность, которую можно оборонять с моря и куда вестготы, ломбардцы и прочие разбойники не смогут добраться, потому что у этих разбойников нет морских судов. А ребята из Торчелло все были отличными моряками. Вот они и разобрали свои дома, камни погрузили на барки, вроде той, какую мы сейчас видели, и выстроили Венецию.

- Люди из Торчелло. Это были лихие ребята, и строили они хорошо, с большим вкусом. Они вышли из деревушки Каорле, там, выше по побережью, а во время нашествия вестготов к ним сбежалось все население окрестных городов и сел. И один парень, который возил оружие в Александрию, нашел там тело святого Марка и вывез его, спрятав под свиными тушами, чтобы мусульманские таможенники не нашли. Он тоже был из Торчелло. Этот парень привез тело в Венецию, и теперь святой Марк - их покровитель, и они построили ему собор. Но к тому времени они уже торговали с далекими восточными странами, и архитектура у них стала, на мой взгляд, слишком византийской. Никогда они не строили лучше, чем в самом начале, в Торчелло. Вот оно, Торчелло.

- А площадь Святого Марка - это там, где много голубей и где стоит такой громадный собор, вроде шикарного кинотеатра?

- Вот именно, Джексон. Это вы точно подметили. Все ведь зависит от того, как на что посмотреть. А теперь поглядите туда, за Торчелло, видите ту красивую campanile, на Бурано? У нее почти такой же наклон, как у падающей башни в Пизе. Бурано - густонаселенный островок, женщины там плетут прекрасные кружева, а мужчины делают bambini; днем они работают на стекольных заводах вот на том островке, по соседству с другой campanile, это - Мурано. Днем они делают прекрасное стекло для богачей всего мира, а потом возвращаются домой на маленьком vaporetto6 и делают bambini. Однако не все проводят каждую ночь в постели с женой. По ночам они еще охотятся на уток по кромке болот в этой лагуне; они охотятся на плоскодонках, с длинными ружьями. В лунную ночь выстрелы слышны до самого утра.

- А там, за Мурано, - Венеция. Это мой город. Я бы мог еще много вам тут показать, да, пожалуй, пора ехать. Но вы все же взгляните еще раз хорошенько. Отсюда все видно, и можно понять, как родился этот город. Только никто с этого места на него не смотрит".

На Торчелло едут за тишиной. Когда-то самое примечательное из поселений венецианской лагуны теперь считают почти необитаемым. Несколько десятков нынешних жителей против населявших его в прошлые времена тридцати тысяч и правда кажутся маловпечатляющими. Вдоль заброшенного канала, ведущего в центр острова, идут немногочисленные туристы. На Торчелло приезжают далеко не все. После разнообразия и многоцветия Венеции и более популярных островов Мурано и Бурано, Торчелло представляется пустынным. Несколько ресторанов окружены просторными зелеными лужайками. Вокруг деревья, кустарники, виноградники -  взгляду, привыкшему за несколько дней к венецианским лабиринтам улиц, обилие растительности кажется странным.

Говорят, в земле до сих пор сохранились фундаменты старых церквей и дворцов, разобранных на камни и ставших началом великолепной Венеции. Бурная жизнь давно покинула Торчелло. Центральная площадь, заросшая травой, окружена несколькими зданиями. В двух палаццо XIV века размещены музейные коллекции. Пройдя через византийскую церковь Санта-Фоска XII века, можно подняться на колокольню и увидеть даль на многие километры вокруг. Древнейшая в лагуне церковь Санта Мария Ассунта, построенная еще в 641 году и частично измененная в 1008 году, интересна своими мозаиками.

Тишину на площади нарушают только туристы, по очереди присаживающиеся на каменный "трон Аттилы". Уверяют, посидишь на троне, загадаешь желание - станешь счастливым. Такой простой способ отхватить счастье. Почему не присесть? А за зданием базилики еще одна площадь - со следами раскопок. Тишина, спокойствие, умиротворение. Час-другой меланхолии на Торчелло и снова тянет в суету Венеции.

Об одном жалею - в ресторане Locanda Cipriani поужинать не удалось. Август в Италии - время отпусков, закрыт оказался ресторан. Так  мы не попали в число снобов, отведавших кухню в заведении супруги режиссера Тинто Брасса. А жаль...


































Все части о Венеции:
Моя Венеция, часть первая
Моя Венеция, часть вторая
Моя Венеция, часть третья
Моя Венеция, часть четвертая
Моя Венеция, часть пятая, заключительная

Еще посты о Венеции:
Allora, Наша Северная Италия
Девять дней в девяти минутах
Как на острове Бурано
Утро в Венеции
Венеция без каналов
В копилку отелей - Hawahousehotel в Венеции
Остров хрупкой красоты
Умиротворенный Торчелло
Вечер в Венеции
О Венеции, Бродском и приступах самобичевания
Почему я мечтаю о зимней Венеции
Город для глаз

Венеция, В путь-дорогу, Торчелло, Италия

Previous post Next post
Up