Решил приступить к постепенному изучению северной Украины, являющейся для меня почти что неизвестной землей. Никогда не ездил там при дневном свете, потому как все поезда на Москву проезжают эти земли только ночью. До вчерашнего дня, единственной в ту сторону, была прошлогодняя поездка в Конотоп, два отчета о которой вы можете посмотреть тут:
http://flackelf.livejournal.com/151586.html и тут
http://flackelf.livejournal.com/152773.htmlИ вот наконец вчера, несмотря не неблагоприятное время года и погоду, решился рвануть на 45 км дальше, а именно в городок Кролевец. В будущих планах у меня также значатся: Новгород-Северский, Хутор-Михайловский, Зерново, Ворожба. Возможно с переходом границы на поезде (автобусе) в сторону Брянска.
8-05 утра, станция Дарница. Прибывает региональный электропоезд ЭР9М-535, следующий по маршруту Киев - Шостка. Билет до Кролевца стоит в 3-м классе 25 гривен (100 руб), за расстояние 250 километров. Региональные поезда Фастовского депо пребывают в сравнительно удовлетворительном состоянии, потому что всё самое худшее из вагонного парка, отобрано на обычные электрички.
Географическая карта района. Карты из старого советского жд атласа хороши тем, что на них, на фоне железных дорог, хорошо видны также и прочие географические объекты, такие как реки, автодороги и населенные пункты..
Двухсоткилометровый участок железной дороги Киев - Нежин - Конотоп совершенно прямой. Эта дорога является частью исторической железной дороги Курск - Ворожба - Конотоп - Киев, именно которая и пришла первой в Киев в 1870 году. Участка Конотоп - Брянск, который связал Мать городов русских и Белокаменную по кратчайшему пути, тогда ещё не было. Его построили только 23 года спустя, в 1893 году. А до 1893 года, поездка из Москвы в Киев была возможна только через Курск.
В Конотопе железная дорога на Москву делает резкий поворот на северо-восток, в сторону Брянска, четный путь при этом, по мосту пересекает магистральный ход Конотоп - Ворожба
Под нами магистральный ход на Ворожбу.
В последние годы участок Конотоп - Ворожба был электрифицирован, правда только один путь. В перспективе хотят тянуть "шнурок" на Сумы и Люботин (Харьковский узел). Выход с Ворожбы на Россию, через станцию Льгов, является после развала Союза малодеятельной линией. По нему кстати все ещё ходит поезд Киев - Воронеж.
Снимки этого же моста, сделанные 40 лет назад. На них запечатлен подвижной состав, который давно канул в лету.
На первом снимке виден электровоз ЧС4 с поездом на Москву, который по четному пути поворачивает на северо-восток, проходя над путями в сторону Ворожбы.
Станция и город Конотоп, это вообще местный центр цивилизации. Большой по местным меркам город, с трамвайной линией, развитой торговлей, автобусным сообщением с райцентрами и селами, огромной узловой станцией. Вся северная Сумщина и часть Черниговщины, тяготеют к Конотопу
И электровоз ВЛ60, следующий с составом на Брянск. Последние грузовые ВЛ60 исчезли из наших краев, лет 30 назад. Видны также исчезнувшие к нашему времени типы грузовых вагонов.
Click to view
За Конотопом пересекаем довольно крупную реку Сейм. Эта средних размеров река течет из соседней России, через города Путивль, Рыльск, Льгов, Курск, имея свой исток на Среднерусской возвышенности, южнее Курска. Сейм является самым крупным притоком Десны.
А сама река Десна протекает практически параллельно железной дороге Брянск - Конотоп, неся свои воды из современного российского Брянска, через весь Северский край, в древнерусский Чернигов и далее в Днепр в районе Киева.
При дневном свете я впервые проезжал через эти места.
За Конотопом начиналась северная часть Сумской области, которая гораздо менее сельскохозяйственная нежели ее южная часть. Историческое название этого края - Северщина. Это довольно большая территория, захватывающая север Черниговской и Сумской области, почти всю Брянскую область РФ и часть Курской области России. После 1991 года, исторический Северский край оказался разрезан государственной границей, которой тут не было с середины 17 века, с тех пор когда нынешняя Украина была частью Польского государства.
Наконец в 11-20 прибыл на станцию Кролевец, расположенную примерно на 580-м километре от Москвы. Пассажирское здание, построенное в 90-е годы 19 столетия.
Дорога из Дарницы заняла 3 часа и 10 минут, что было достаточно быстро.
Направление на Конотоп.
На станции два главных пути и два боковых, с возможностью ставить составы под обгон. Есть еще ветки, использующиеся для промышленных нужд местных предприятий.
И на Брянск - Москву.
До Брянска отсюда по железной дороге около 210 километров, то есть ближе чем до Киева.
Севернее Кролевца местность становится всё более лесистой, постепенно переходя в знаменитые Брянские леса.
На станции маневрировал вот такой интересный тепловозик.
И шли работы по погрузке в вагон кругляка.
Click to view
На участке Брянск - Конотоп, в том числе и на украинской его части, тяга осуществляется преимущественно российскими локомотивами из депо Брянск и электровозами ЭП10 из Москвы.
Так исторически сложилось с времен электрификации линии в 1967 году, что грузовая тяга на плече до Конотопа и даже до Дарницы, производится российскими ВЛ80С и Т из Брянска. А вот пассажирские локомотивы из России, а это упомянутый ЭП10 и ЧС4Т "теремок", стали вытеснять киевские ЧС4 лишь в последние годы. Интересно с чем это связано? Банальная нехватка локомотивов в депо Киев-Пасс?
А локомотивы ЭП10, вообще кажется в полном составе поселились на киевском ходе. (москвичи, ваше мнение?)
Старая водонапорная башня для паровозов, построенная в типовом стиле.
В здании вокзала.
В Кролевце даже останавливаются некоторые поезда дальнего следования.
Интересная карта, на которой показаны все участки Конотопской дирекции Юго-Западной дороги. Хорошо видны участки Хутор-Михайловский - Чигинок и Х.М.- Есмань, из-за госграницы ныне уходящие в никуда, а до развала Союза являющиеся частью дороги Орша - Ворожба.
Конотопская дирекция дороги обслуживает два важных магистральных жд выхода из Украины на страны ТС. На Гомель и на Брянск - Москву.
Зал ожидания с ещё аутентичной плиткой.
Три пары в день - частота движения пригородных на участке Конотоп - Зерново. Были времена, когда одними лишь электричками можно было добраться из Киева в Москву.
Вот что пишет о нынешней ситуации с этим Сергей Болашенко: (Указаны главные вехи становления русской берлинской стены на железной дороге Киев - Москва)
Магистраль Москва - Киев, главная "ось" между двумя главными городами славянского мира, между большей частью Украины и большей частью РФ. Также имеет важное значение для местных связей районов Брянской и Сумской областей.
1992 год: было 6 пар электричек Брянск (РФ) - Хутор-Михайловский (Украина).
Примерно 1995 год: их сократили до первой украинской станции Зёрново, ввели пограничный контроль и сократили движение до трёх пар. Из Конотопа электрички продлили до Зёрново.
Апрель 1997 года: я впервые поехал на электричках в Киев. Возраст был 16 лет. Сейчас бы не выпустили без справки от нотариуса за деньги. Тогда этого маразма не было. Показал в Суземке и Зёрново паспорт, вопросов не было.
2002 год: две пары. Российская электричка шла до Зёрново, украинская - до первой станции РФ Суземка. Хорошо заполнялись и были всем очень нужны.
Весна 2003: движение электричек прекратили. Говорят, по требованию пограничников РФ. Очень сильно ударило по местным жителям. Все стали ездить через автомобильный пункт пропуска вблизи станции Зёрново. Неудобно и дорого.
2008 год. Апофеоз маразма. Россия объявила этот пункт пропуска местным. Только со штампом о прописке в приграничном районе, остальных - грубо разворачивают. Если кто-то попытался пройти нелегально - уголовное дело.
Кстати, только в российских законах нелегальный переход границы - уголовное преступление.
В украинских - административный проступок.
Если добираться из Зёрново до ближайшего автомобильного пункта пропуска, открытого для всех , а затем возвращаться в Суземку - будет крюк почти в 100 километров.
Билет на поезд дальнего следования - почти 20 USD до соседней станции по ту сторону.
Багажное отделение. Тоже очень старое и судя по всему давно не используется по назначению.
Кто укажет на истинное назначение этих погребов, на станциях русских железных дорог?
Типичное старое здание для работников железной дороги.
Наконец переходим собственно к городу.
Это Привокзальная площадь. Торговли нет, людей нет, маршруток тоже. Странно для не самого маленького городка.
Вокзал со стороны города.
И деревянные дома на Привокзальной площади, от которых повеяло милым провинциальным духом. В центральной Украине таких не встретишь, тут другой стиль, все более напоминающий российский.
Монумент освободителям. Чувствовалось, что в этих местах никому не надо доказывать, что война была "Великой и Отечественной".
В городе Кролевец ощущалась настоящая ностальгия по временам СССР. Это особенно проявлялось в названиях улиц, никак не изменившихся с тех времен.
Никакого украинского национализма на северной Сумщине нет и в помине, а большинство населения настроено на самые дружественные отношения с Россией, до которой тут рукой подать.
Это обстоятельство постоянно проявляется на каждых выборах, когда электоральная карта северной Сумщины окрашивается в цвета партий, обещающих дружбу с Россией и Белоруссией.
Разваленная фабрика художественной вышивки, о которой был отдельный пост.
Были времена, когда город Кролевец славился продукцией этой фабрики, на которой работали потомственные мастера вышивки.
Район местного рынка.
В городке практически отсутствовали нормальные тротуары. Дороги, это отдельная тема.
Промышленное здание периода Российской империи.
Интересная деталь: Местный житель, у которого я что-то спрашивал, узнав что я из Киева, слез с велосипеда и прошел со мной не менее километра, рассказывая о городе и просто непринужденно беседуя. Только в маленьких городках такое возможно, там нет всеобщего озлобления и равнодушия, присущих жителям мегаполисов.
На 5-й минуте, как водится на Украине, разговор дошел до политики и тут мой собеседник, а говорил он на местном суржике, начал проклинать развал Советского Союза и киевскую столичную власть, за то что она не может наладить дружбу с Россией, в которой по его словам живет братский народ. А вот в Европе, как сказал этот 50-ти летний мужчина, ему "все чужое и вообще плевать он на нее хотел.."
Особенно запомнилась фраза: "Вы що там у Киеви подурилы с этой, як ии, евроинтеграции, нащо вона нам нада?" Вот такой замечательный и общительный народ живет на Северщине.
Честное слово, я ничего не придумываю, так всё и было. Я даже хотел на видео снять этот разговор, но постеснялся.
Да, местный суржик максимально близок к русскому языку и отличается от центральноукраинского. Русская речь также была слышна в городке.
На рубеже 19-20 веков, весь Кролевец был застроен вот такими одноэтажными кирпичными домами. Дома эти хорошо сохранились и простоят еще долго.
24-х тысячный Кролевец трудно назвать глушью. С одной стороны мимо города проходит важная железная дорога Киев - Москва, с другой автодорога Е-101 Киев - Москва, город как-бы зажат между ними.
Огромный государственный флаг на площади.
На картинках все гораздо красивее чем в жизни. А жизни все уныло до ужаса, город медленно умирает, это видно по многим признакам.
На улицам минимум людей, экономика развалена, зарплаты со слов местного жителя 1200-1500 гривен (и то найди), везде самые дешевые автомобили. В городе даже почти нет вездесущих на Украине ларьков. Это говорит о низком уровне доходов населения и низкой численности населения. Край вымирает..
Ленин и дом культуры. Все стоит неизменно с 80-х годов прошлого столетия.
Зашел в дом культуры. Там обосновался магазинчик, торгующий китайским тряпьем, почти все не ремонтировалось с времен социализма.
Зато в одном месте издевательски красовалась табличка от правящей партии. Видимо в качестве подачки, какой-то депутат что-то там отремонтировал, о чем гордо следовало донести окружающим. Значительным критерием успешности стратегии, выступает в данном случае, отремонтированная отдельно взятая комната или возможно даже унитаз.
Местная администрация.
В городке есть два типа дорог: Из советских бетонных плит и мощенные ещё царским булыжником.
Красивые домики царской постройки. Во всем чувствовалось, что город имел две эпохи, в которых тут было относительное процветание. Это последние десятилетия Российской империи, когда сюда пришла железная дорога и стала развиваться промышленность. И конечно же последние десятилетия Советской власти, благодаря заделу которых, город живет и поныне.
Очент интересный деревянный дом, которому повезло не сгореть в войну.
В составе Российского государства, Кролевец находился дольше Киева на целых 12 лет. Это был период с 1654 года и по проклятый для каждого русского человека год 1991-й. С короткими перерывами в 1918 и 1941-43 годах.
Само название Кролевец пошло от поляков, которые тут господствовали до 1654 года.
Интересная историческая деталь - в 1657 году город Кролевец не поддержал антироссийское выступление гетьмана Выговского и встал на строну Российского войска. В истории города пишется, что кролевчане в период мазепинского предательства, опять выступили на стороне России.
http://ukrssr.ru/Sumskaja.obl/Kroleveckij.rajon/Krolevec.html Здание бывшей гимназии. В Российской империи такие здания всегда были архитектурной изюминкой любого небольшого городка.
Старые дома у городского парка. До революции тут была судя по всему базарная площадь.
Арка перед городским парком.
Местные тротуары это просто что-то непередаваемое. Осенью в Кролевец лучше приезжать в сапогах.
Дороги из булыжника и просто отсутствие оных.
До революции тут была ярмарка, которую едва ли возможно возродить при нынешнем, приграничном статусе города. Город оказался в северо-восточном захолустье самостийной Украины, прямо у государственной границы с другим геополитическим пространством. Нити, связывающие регион с соседями из Брянской и Курской областей России оказались передавленными границей, а перспективы развития в сложившихся условиях нет.
Дорога спускается к низине, в которой протекает речушка под названием Свыдня. А за ней, в нескольких километрах отсюда, проходит автодорога Москва - Киев.
Улица, которая ведет к храму, одна из немногих с асфальтом.
Спасо-Преображенская церковь Московского патриархата. Колокольня и купол храма восстановлены в 2000 году.
Одна из типичных улиц.
Просто дома и улицы, на которых присутствует дух эпохи Российской империи.
Дорога из советских армейских аэродромных плит.
Опять вышел в район рынка. Кстати в городе практически негде перекусить.
Надпись "кафе" выглядела на этом сарае весьма карикатурно.
Местный стадион "Спартак" и дом детского творчества (как-то так).
Красивый дм на углу
Это заведение по неизвестной причине было закрыто, хоть и наружная дверь была не заперта.
Кролевецкий городской совет на углу Ленина и Советской.
Местный райком КПУ тут же неподалёку.
Заброшенный кинотеатр на улице Советской.
Райотдел милиции, который размещается в старом здании царской постройки.
Музыкальная школа.
Улица ведущая к вокзалу. Около нее наконец нашел кафешку, где и перекусил в полном одиночестве.
В 16-07 на обычной электричке покинул Кролевец. В Конотопе надо было сделать 2-х часовую остановку, чтобы дождаться региональный поезд Ворожба - Киев.
Ранняя темнота стала не на шутку напрягать, ставя под сомнение все последующие поездки, по крайней мере до весны.
Здание вокзала станции Алтыновка. Фотка сделана через стекло и в сумерках. От Алтыновки отходит однопутная тупиковая ветка на городок Короп Черниговской области.
Наконец в Конотопе, где из-за темноты ничего нельзя было сфоткать. Кстати нарушались оба объявления, висящие на этом столбу.
Как раз был подан под пограничный досмотр поезд Моcква - Одесса, от которого отцепился московский ЭП10. Погранцы с собакой зашли в поезд, а отдельный погранец проверял документы у российских машинистов, те их давали ему прямо из окна локомотива.
При этом по платформе шатались посторонние, например я и стояли тетки с сумками, в которых ждало своего покупателя съестное.
Click to view
В Конотопе настоящее царство российских ВЛ80, большинство из которых уже перекрасили в корпоративные цвета.
А 40 лет назад тут были только первенцы советского локомотивостроения переменного тока - ВЛ60.
Нашел эти уникальные фотки на сайте Паровоз. Сами фотки были найдены в архивах Конотопского депо.
На фото запечатлен Брянский ВЛ60, которые в те годы, ходили даже за Киев. По крайней мере я у себя на Сырце частенько видел Брянские ВЛ60.
Зал ожидания Конотопского вокзала, где я незабываемо проводил время. Кстати мой региональный поезд опоздал на полчаса.
Так выглядит изнутри вагон первого класса регионального поезда из депо Фастов. Билет из Конотопа в Киев на таком стоит 40 гривен.
Обратная дорога из Кролевца, с пересадкой в Конотопе, заняла почти 7 часов, а домой я вернулся в 23-30