Путешествие Агаты Кристи: в поисках "The Triangle at Rhodes". Часть 2.

Sep 17, 2024 15:10


Продолжаем историческое путешествие по итальянскому острову Родосу в сопровождении Агаты Кристи. Наряжайтесь в свой лучший городской костюм, мы отправляемся осматривать исторический центр. И не забудьте надеть шляпу, солнце светит жарко! Нам придется уподобиться безрассудным англичанам, которые выходят на солнце в полуденный зной, и вверить себя в руки Старого города, чтобы он поведал нам свои секреты.





Для прогулки миссис Маллоуэн выбрала неброский, но в тоже время элегантный наряд: клетчатый двубортный жакет цвета морской волны, прямая юбка, сатиновая блузка с бантом, перчатки с манжетами, двухцветные туфли и "slouch hat" [примеч. популярный в зо-е годы XX века фасон женского головного убора с небольшими волнистыми полями, загнутыми с одной стороны].



Принт из женского модного журнала, 1935 г. Описание на картинке: "Элегантный костюм из трех предметов. Жакет стилизованный под мужской фрак из ткани район в клетку. Юбка в тон жакету из фланели. Кремовая блузка из шелка." Источник - https://digitalcollections.nypl.org

Агата взглянула на себя в зеркало. Все идеально. "Slouch hat" выглядит аккуратно, при этом завершает образ. Не то что эти гигантские соломенные шляпы в ярд шириной, с лентами, цветами и вуалями, которые были в моде 20 лет назад. В памяти Агаты всплыли студийные фотокарточки матери и ее подруг, запечатленных в таких "сомбреро".



Страница из женского журнала "THE LADIES' HOME JOURNAL", июль 1913 года.

Для такого случая ее муж Макс надел бы свой курортный двубортный блейзер в цвете navy blue, светлые брюки из фланели, белую рубашку, полосатый шелковый галстук, двухцветные "spectator shoes" с брогированием. А завершил бы свой образ шляпой "Optimo Panama hat" с синей репсовой лентой.



Слева - курортный мужской образ в стиле 30-х годов. Справа - изображение из модного мужского журнала Esquire, 1934, художник L. Fellows. На джентльмене шляпа Optimo Panama hat. Отличительной конструкцией этой модели, популярной в 30-х годах, была тулья с одиночным гребнем, идущим по центру.

Миссис Маллоуэн вздохнула, взяла клатч, фотографический аппарат Ensign Pocket E-20 в кожаном чехле с ремнем и отправилась изучать все "nooks and crannies" [англ. уголки и закоулки] города Родос, в надежде обнаружить что-нибудь новое и интересное - в этом ведь и есть смысл всех путешествий. Ей хотелось поскорей затеряться в лабиринте средневековых переулков, овеянных тонким ароматом старины.

Агата вышла из отеля и отправилась пешком в сторону «la città vecchia» [итал. Старый город]. Она вышла к портовой гавани и продолжила свой путь вдоль берега моря, любуясь живописными пейзажами. Через некоторое время она увидела крепостную стену, окружавшую Старый город. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти сквозь въездные ворота. В путеводителе она прочитала, что эти ворота в средневековом стиле, называемые «Liberty Gate», были возведены совсем недавно, в 1924 году итальянскими архитекторами.



Вид на "Liberty Gate" на выезде из Старого города Родос. Позади ворот виднеется порт Мандраки. Остров Родос, начало XX века.



Вид на историческую часть города Родос и ворота "Liberty Gate", наши дни, Родос, Греция. Источник https://www.kastra.eu/castleen.php?kastro=rodoscity.

Агата прошла сквозь ворота, следуя за потоком местных жителей и туристов. За стенами крепости была совсем иная, особая атмосфера. Со всех сторон ее окружали средневековые каменные постройки. Они были выстроены тесно друг к другу, соединяясь с помощью системы красивых каменных полуарок. Под ногами тоже был сплошной камень - улицы были вымощены мелкой галькой.

Она вышла на площадь, в центре которой возвышалось величественное здание, похожее на квадратную крепость - бывший госпиталь рыцарского ордена святого Иоанна Иерусалимского. Она остановилась у входа, чтобы еще раз свериться с картой.



Открытка с изображением здания госпиталя рыцарского ордена святого Иоанна Иерусалимского (современный Археологический музей Родоса), ок. 1930г. Родос, Италия.

Её интересовало здание "The Inn of England" - постоялый двор, в котором несколько веков назад останавливались английские рыцари. Ей пришлось несколько раз обойти площадь, прежде чем отыскать его. The Inn of England представлял собой прямоугольное двухэтажное здание с плоской крышей и узкими несимметричными окнами. Память о пребывании английских лордов хранила лишь мраморная плита с высеченной на ней гербами. Самый крупный из них, увенчанный короной, она узнала - герб королевского дома Англии при Генрихе V. Остальные три герба остались для нее загадкой.



Гербы на фасаде "The Inn of England", Родос, Греция.

Она на минуту представила себе, как здесь, за кружкой кларета, сидят английские рыцари и вспоминают "the good old England". Слышится звон доспехов, посуды, переливы волынки и гомон голосов. На длинных деревянных столах стоят подносы с зажаренными оленьими тушами, фаршированной морской рыбой и громадными пирогами с начинкой из дичи. Каменный пол устлан душистыми травами и цветами. У ног рыцарей, под скамьями, сидят собаки, терпеливо ожидая кусок хлеба, пропитанного аппетитным мясным соком...

Миссис Маллоуэн отмахнулась от этого наваждения, быстрым шагом пересекла площадь и повернула направо, чтобы выйти к знаменитой "The Street of the Knights".

Улица была прямая, пустынная и довольно мрачная. Сюда не проникали звуки города, бурлившего где-то там, за серыми каменными стенами. Было слышно лишь мерное журчание воды в сточном желобе. Эхо ее шагов глухо отражалось от каменного лабиринта готических зданий.



Улица Рыцарей, 1931 год, город Родос, Италия. Источник - https://wellcomecollection.org/works/gnrpn24n/images?id=ft6bwyd7

На фасадах домов Агата также заметила мраморные плиты с гербами дворянских семей и европейских королевств, чьи резиденции и посольства когда-то располагались здесь.



Улица Рыцарей, запечатленная в эпизоде «Родосский треугольник» (1989 г.) из британского сериала «Пуаро Агаты Кристи».

Агата обратила внимание на многочисленные деревянные балкончики и навесы, которые крепились к стенам подпорками из досок. Выглядели эти конструкции ненадежно и ужасно портили вид улицы.



Средневековые здания улицы Рыцарей, где проживали аристократы и располагались европейские посольства, были заселены османскими бедняками после падения Родоса в 1523 году. Новые жильцы пристроили к стенам балконы и другие хозяйственные конструкции для своего удобства. В ходе обширной реставрации, проводимой итальянскими властями в 1930-х, эти надстройки были очищены с фасадов домов, чтобы восстановить первоначальный исторический облик улицы.

Некоторое время Агата продолжала идти вверх по улице, провожаемая лишь взглядами тощих котов, лениво развалившихся в тени. Ей стало не по себе от этого пустынного и заброшенного места. Увидев очередную арку между домами, откуда был виден солнечный свет и зеленые кроны деревьев, она решительно свернула туда.

Узкий переулок, на который она свернула, был похож на какой-то тайный ход. Из-за каменных стен виднелись лишь верхушки пальм и фиговых деревьев, растущих во внутренних двориках. На окнах виднелись решетки или плотно запертые ставни. Это напомнило ей прогулки извилистым улочкам Багдада. Никуда больше не сворачивая, она вскоре вышла на оживленную торговую улицу.



Лавки на торговой улице Arriva del Kadi (современная Sokratous Street) в еврейском квартале Старого города Родос, около 1915 г.

По обеим сторонам дороги располагались лавки с разнообразными товарами, вывешенными на обозрение покупателей. На веревках болтались связки из кожаной обуви, скобяных изделий, лука и другой провизии. Со всех сторон слышался гомон разноязычной толпы. Было невероятно шумно и людно, пахло жареным мясом, чесноком и выделаннной кожей.



Socratus street, запечатленная в эпизоде «Родосский треугольник» (1989 г.) из британского сериала «Пуаро Агаты Кристи».

По дороге она с любопытством рассматривала прохожих, спешащих куда-то по своим делам: католические монашки в черных привычках до пят, мужчина в светлом двубортном костюме в меловую полоску и шляпе boater с велосипедом, туристки-американки в струящихся платьях из вискозы с цветочным принтом и причудливых "beret hats" [шляпки на манер беретов, связанные крючком из льняной пряжи, были модными в 30-х годах].



Дамы в летних дневных платьях. Страница из модного женского журнала, ок. 1932 г.

От такой массы впечатлений у леди Маллоуэн разболелась голова. К счастью, проходя мимо лавки сапожника, она обратила внимание на группу мужчин, сидящих за столиками около кофейни. Пожилые турки в фесках с коричневыми и морщинистыми лицами пили кофе из маленьких чашек, неспешно беседовали, поглаживая белые бороды, и курили наргиле. Над входом на деревянной доске была нанесена какая-то надпись. Краска, нанесенная от руки, была полувыцвевшей и изрядно потрескавшейся. Агата любила места с историей, поэтому решительно вошла внутрь.



Завсегдатаи турецкой кофейни Родоса. Ок. 1930. Кофейня работает на том же месте до сих пор, адрес Sokratous steet, 76, город Родос.

Её встретил хозяин заведения, представившийся Геркулесом. Он рассказал Агате, что его заведение - старейшая турецкая кофейня в Старом городе, куда раньше пускали только мужчин. Он также похвалился лучшим кофе в округе, поскольку кофейное зерно они молят сами. В подтверждение своих слов он показал ей огромную чугунную мельницу для кофе, стоявшую в углу.

Агата расположилась на низком диванчике у окна, среди огромного количества подушек, сшитых из кусочков восточных ковров. Вскоре ей принесли медный кофейник, изящную османскую чашку с цветочным орнаментом, стакан воды и блюдце с пахлавой, пропитанной розовой водой и медом. Она неспешно пила густой и крепкий кофе, любуясь узорами, выложенными из гальки на полу, старинной посудой и медными подносами, украшавшими стены. Все это напомнило ей Стамбул и путешествие на Восточном экспрессе.

Кофе придал ей сил и решимости двигаться дальше. Она прошла улицу до самого конца и оказалась на Piazza del Fuoco. В центре площади стоял небольшой фонтан, декорированный красивыми изразцами, барельефами и фигуркой каменной совы. Агата подошла к фонтану, с любопытством рассмотрела цветочные узоры на изразцах и умылась приятно прохладной водой.



Вид Piazza del Fuoco, начало XX века, город Родос (современная Hippocrates Square).

Спешить было абсолютно некуда. Агата решила купить себе порцию «Neapolitan ice cream» [примеч. Неаполитанское мороженое состоит из трех слоев (традиционно это шоколад, клубника и ваниль), сформованных в блок и нарезанных ломтиками] в итальянской лавке, а исследование Старого города отложить на другой день.

Продолжение следует...

Предыдущая часть статьи - Путешествие Агаты Кристи: в поисках "The Triangle at Rhodes". Часть 1.

Previous post Next post
Up