Юбилей Бартона Финка

May 18, 2021 21:56


18 мая 1991 года, ровно 30 лет назад, на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера фильма "Бартон Финк", поставленного братьями Коэнами, Джоэлом и Итаном.





Жюри Каннского кинофестиваля под председательством Романа Полански наградило фильм братьев Коэнов сразу тремя ведущими премиями: Золотой Пальмовой Ветвью, Призом Лучшему режиссёру и Призом Лучшему исполнителю главной мужской роли (Джон Туртурро). Ларс фон Триер, чей фильм " Европа" также претендовал на главную премию фестиваля, сказал, что его фильм всё равно лучше и, показав жюри средний палец, покинул церемонию награждения, хлопнув дверью.



А вот у себя на родине, в США, "Бартон Финк" не удостоился не только премий - Оскара или Золотого Глобуса - в наиболее престижных номинациях, но и самих таких номинаций. Лишь три второстепенные номинации на Оскар и одну на Золотой Глобус получил фильм братьев Коэнов.



А от кинокритиков фильм братьев Коэнов получил почти сплошь восторженные отзывы. Рита Кемпли, кинообозреватель влиятельной The Washington Post, попыталась объяснить сдержанное восприятие "Бартона Финка" со стороны Американской киноакадемии и Голливудской ассоциации иностранной прессы. В своей рецензии на картину она отметила:

"Декорированный фильм Итана и Джоэла Коэнов «Бартон Финк» на самом деле является их собственным творческим решением писательского кризиса, который преследовал их во время создания «Перекрёстка Миллера». Триумф необычных, мрачно-забавных братьев, он в своей мифической манере раскрывает причуды творческого процесса, преследующие каждого художника. ... «Бартон Финк», безусловно, один из лучших и самых интригующих фильмов года. Хотя он бросает вызов жанру, он, кажется, лучше всего работает как терпкий автопортрет, чокнутый нуар, который выражает собственное отчуждение Коэнов от Голливуда."



Роджер Эберт поставил фильму братьев Коэнов 3,5 звезды из 4-х возможных и в рецензии написал:

"«Бартон Финк» выиграл в этом году Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а также два беспрецедентных приза для режиссера и актера. Поскольку жюри Канн традиционно ограничивается одной наградой за фильм, их экстаз, казалось бы, указывает на то, что «Бартон Финк» - один из величайших фильмов, когда-либо созданных. Но - нет. Это - прочный и крепкий комический фильм и, возможно, предупреждение самих Коэнов самим себе о том, что может случиться, когда блестящие молодые таланты с Восточного побережья совершат свой путь в страну парней-решал."



Авторитетный российский кинокритик Сергей Кудрявцев, поставивший фильму оценку 9,5 по 10-балльной системе, так описал феномен "Бартона Финка":

"Разбросав в виде приманки ложные символы и догадки на всём протяжении действия, авторы лишь потешаются над доверчивыми, жаждущими обманываться, дотошными искателями скрытых смыслов, которые не пожелали включиться в прихотливую игру воображения, оценить “художественные бирюльки” братьев Коэн. Для них библейские цитаты, кафкианские ситуации, сюрреалистические и чёрно-юмористические образы, сатирические экзерсисы о нравах и людях Голливуда, разнообразные кинематографические изыски и ухищрения - только прекрасная возможность для демонстрации собственного несомненного киноталанта. Ради чего? А кто его знает?!"



Сергей Феофанов, главный редактор интернет-издания "Посткритицизм", дал свою оценку фильму братьев Коэнов:

"“Бартон Финк” не зря считается культовым фильмом - смешивая жанры в абсурдистскую и где-то даже кафкианскую кашу из топора, Коэны чертовски удачно жонглируют образами, архетипами и мифами. ... Не следует, впрочем, воспринимать пятый фильм братьев Коэн в качестве постмодернистской вещи в себе... Это весьма едкая сатира над Голливудом, представленным здесь в виде марракотовой бездны, в которую с гулким воплем летит жизнь талантливого еврейского драматурга из Нью-Йорка. Это ироническое изображение писательского кризиса и творческих мук вообще. Это, наконец, история живого мертвеца, который попал в ад и никак не может оттуда выкарабкаться."

Так, может, прохладное отношение к фильму братьев Коэнов со стороны Американской киноакадемии и Голливудской ассоциации иностранной прессы объясняется именно тем, что они, как и Сергей Феофанов, учуяли эту самую едкую сатиру в адрес Голливуда?



А может, подтекст картины "Бартон Финк" и ещё глубже, чем просто едкая сатира в адрес Голливуда? И свое видение этого подтекста даёт всё тот же Роджер Эберт:

"И под поверхностью изобилия скрывается ужас. Гудман, как обычный человек в соседней комнате, обнаруживает, что у него есть нечеловеческие секреты, и фильм приводит к апокалиптическому видению крови, пламени и разрушений, когда Бартон Финк не может влиять на события ни своим искусством, ни своей силой. Коэны имеют в виду, что этот аспект фильма, я думаю, следует рассматривать как эмблему подъема нацизма. Они рисуют Финка как неэффективного и бессильного левого интеллектуала, который продает себя, говоря себе, что поступает правильно, который думает, что понимает “простого человека”, но не понимает, что для многих простых людей фашизм имеет соблазнительную привлекательность. Финк ... спит с любовницей великого писателя, в то время как приближается Холокост, а хороший парень в соседней комнате оказывается монстром."



Что касается оценки рядовыми кинозрителями, то 60% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили ему оценки от 8 до 10. На основе этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма "Бартон Финк" братьев Коэн по версии FilmGourmand'а составил 8,83, что позволило ему занять 205-е место в Золотой Тысяче.



чёрная комедия, американское кино, каннский кинофестиваль, триллер, кино

Previous post Next post
Up