19 мая 1965 года участникам и гостям Каннского международного кинофестиваля
Роман Полански представил свой фильм "Отвращение".
Этот фильм стал первым полнометражным фильмом в творчестве Романа Полански, снятым за пределами Польши. За три года до "Отвращения" Роман Полански снял в Польше свой первый полнометражный фильм - "
Нож в воде". Эта работа привела в ярость тогдашнее руководство социалистической Польши. Говорят, тогдашний лидер Польши, ярый сталинист и не менее ярый антисемит, Владислав Гомулка запустил в экран пепельницей при просмотре этого фильма. Как следствие, фильм был запрещён к показу в Польше. Ну, и в СССР, естественно, тоже.
Однако, в западных странах фильм был принят "на ура". И тогда Роман Полански уехал в Париж, где он родился и откуда в четырехлетнем возрасте был вывезен родителями в польский Краков. Во Франции Роману Полански довелось поучаствовать в производстве фильма-альманаха "Самые прекрасные мошенничества в мире" в качестве режиссёра одной из новелл. Даже из коротенькой киноновеллы "Амстердам" Романа Полански в финальной версии были вырезаны некоторые сцены (Полански счёл это проявлением ксенофобии), но зато на съемках он смог познакомиться со сценаристом Жераром Брашем и тогда ещё совсем молоденькой, 21-летней
Катрин Денёв, которая в том же году снималась в знаменитых "Шербурских зонтиках".
Совместно с Жераром Брашем Роман Полански написал сценарий будущего фильма "Отвращение". Позже Полански признавался, что они с Брашем задумывали этот фильм чисто с коммерческой целью - заработать денег на съемки фильма "Тупик".
Вместе с продюсером Джином Гутовски Роман Полански предложил сценарий американской кинокомпании Paramount Pictures, но компания ответила отказом. Такой же отказ Полански с Гутовски получили и от британской кинокомпании Lion Films. И тут им свои услуги по финансированию и производству картины предложила малоизвестная британская кинокомпания Compton Pictures. Эта кинокомпания до этого момента специализировалась на производстве мягкого порно, и её руководство, накопив определённые финансовые средства, горело желанием сменить направление в творчестве. Сценарий Браша и Полански показался им самым подходящим для этой цели.
В Каннах фильм "Отвращение" был представлен вне всяких официальных показов и даже после официального закрытия фестиваля, состоявшегося 16 мая. Гости фестиваля специально задержались, чтобы посмотреть новое творение автора "Ножа в воде". А уже в конце июня фильм представлял Великобританию на Берлинском международном кинофестивале. Как это обычно бывает, список фаворитов фестиваля формируется заблаговременно. И потому, хоть фильм Романа Полански и номинировался на главную премию фестиваля, Золотой Медведь достался фильму Жан-Люка Годара "Альфавиль", а Серебряный Медведь за режиссуру - индийскому режиссёру
Сатъяджиту Раю за фильм "Чарулата". Но для фильма Романа Полански (а также для фильма "Счастье" режиссёра Аньес Варда) был придуман (впервые в истории этого кинофестиваля) специальный приз - Серебряный медведь Чрезвычайный приз жюри. С 2014 года он стал называться Гран-при жюри.
Кинокритики отозвались о фильме в целом положительно, хотя и без каких-то восторгов взахлёб. Например, обычно ехидный и язвительный колумнист The New York Times Босли Кроузер обошёлся в своей
рецензии без единой обидной реплики и констатировал:
"В водовороте насилия и ужаса в этом фильме, г-н Полански достиг призрачной концепции боли и пафоса душевнобольных. Он поставил, несомненно, один из лучших фильмов года."
Обозреватель британского издания Time Out Джефф Эндрю
отозвался о фильме в более восторженных тонах:
"пожалуй, самый прекрасно реализованный фильм Полански - потрясающий портрет распада, умственного и эмоционального, застенчивой молодой бельгийской девушки (Денев), живущей в Лондоне...один из самых умных фильмов ужасов, когда-либо сделанных, и, безусловно, один из самых пугающе эффектных."
В Советском Союзе этот фильм не демонстрировался.
Об успехе фильма у зрителей мы обычно судим по двум показателям, причём, обязательно принимая во внимание эти два показателя вместе. Первый - это кассовые сборы в соотношении с бюджетом картины, второй - рейтинг фильма на двух основных сайтах: IMDB и Кинопоиске.
Бюджет фильма "Отвращение" по разным источникам составил от 180 тысяч до 300 тысяч долларов. Кассовые сборы картины - 3,1 миллиона долларов. Т.е., фильм собрал, как минимум, в 10 раз больше стоимости его производства.
61% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10.
С учетом перечисленных показателей успеха рейтинг фильма "Отвращение" по
версии FilmGourmand'а составил 8,214. На основе этого рейтинга фильм занял 473-е место в
Золотой Тысяче.