Годовщина Американской ночи

May 15, 2023 00:01


15 мая 1973-го года на Каннском международном кинофестивале в рамках внеконкурсного показа состоялась премьера фильма Франсуа Трюффо "Американская ночь".





Возможно, не все знают, что своим названием фильм Трюффо обязан выражению из слэнга французских кинематографистов, которые под "американской ночью" подразумевают технический прием, применяемый со времен немого кино для съемок ночных сцен средь бела дня. Для таких съемок либо используются специальные фильтры, либо уменьшается диаметр светового пучка, поступающего в объектив кинокамеры.



Идея снять фильм о съемках фильма пришла в голову Франсуа Трюффо в 1971 году во время работы над фильмом "Две англичанки и континент". Предполагается, что толчком к рождению этой идеи послужил прочитанный роман Пола Бродера "The Stunt Man", опубликованный в 1970 году. В 1980 году по этому роману режиссёром Ричардом Рашем был поставлен фильм "Трюкач" с Питером О'Тулом в главной роли.



В начале 1974 года фильм "Американская ночь" получил две номинации на американскую премию Золотой Глобус, но на выиграл ни одной. В важнейшей номинации - Лучший иностранный фильм - Голливудская ассоциация иностранной прессы сочла более достойным награды фильм Максимилиана Шелла "Пешеход". Но Американская Киноакадемия была другого мнения и присудила свою премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке картине "Американская ночь". Годом позже Американская Киноакадемия снова номинировала фильм "Американская ночь" на премию Оскар, причем, в трёх категориях. Но в этот раз ни в одной из номинаций фильм не победил. В важнейшей номинации - Лучший режиссёр - Франсуа Трюффо уступил Фрэнсису Форду Копполе, режиссёру второй части фильма "Крёстный отец". В том же 1974-м году фильм "Американская ночь" получил три британских премии БАФТА, в том числе в важнейших номинациях - Лучший фильм и Лучшая режиссура, обойдя в этих номинациях фильм " Скромное обаяние буржуазии" и его режиссёра Луиса Бунюэля.



У кинокритиков фильм "Американская ночь" вызвал всеобщий восторг. По словам известного американского кинокритика Дэвида Стерритта,

""Американская ночь" - это дань способности кинематографа создавать грандиозные иллюзии - вымыслы, фантазии и видения, которые волнуют и очаровывают нас (если они сделаны должным образом), даже если мы знаем, что они нереальны." Главная тема "Американской ночи", по словам Стерритта, - "взаимодействие между тяжелым, часто утомительным, физическим трудом при создании фильмов и волшебством, которое возникает, когда все идет правильно."



Роджер Эберт, поставивший фильму максимально возможные 4 звезды и включивший его в свой список "Великих фильмов", в своей рецензии от 1973-го года сравнил его с другими фильмами, посвящёнными кинопроизводству.

"Фильмы о фильмах обычно не совсем точны. В них, как правило, кинобизнес представляется либо более романтичным и гламурным, чем есть на самом деле,  либо более коррумпированным и декадентским, чем он есть на самом деле, и никакие человеческие чувства, присущие съемочной площадке, не передаются. Совсем иначе обстоит дело с забавным и трогательным фильмом Франсуа Трюффо «Американская ночь», который является не только лучшим фильмом о фильмах из когда-либо созданных, но и прекрасным развлечением."



Похожий отзыв дал и российский кинокритик Александр Федоров:

"Фильм Трюффо не претендует на философскую глубину или новаторство формы. Язык "Американской ночи" - мягок, лиричен. Мир кинематографа, мир взаимоотношений автора- режиссера (здесь Трюффо выступил как бы в роли самого себя) и его персонажей показан в череде бытовых неурядиц, мелких конфликтов, неизбежных романов. Все происходящее на экране, словно иллюстрирует знаменитые ахматовские строки: "Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда"..."



Особую роль сыграл фильм "Американская ночь" во взаимоотношениях двух великих французских режиссёров: Франсуа Трюффо и Жан-Люка Годара. Долгое время они были друзьями и единомышленниками, сотрудничая в журнале Cahiers du cinéma и образуя, вместе с несколькими другими французскими режиссёрами, направление во французском кино, получившее название "Новая волна". Но вот отношение Жан-Люка Годара к фильму "Американская ночь" оказалось на редкость негативным, о чём он и поведал в письме своему другу. В этом письме Годар обвинил Трюффо в лживом изображении кинопроизводства, в том, что Трюффо, якобы, стремясь потрафить вкусам широких масс кинозрителей, изменил принципам, которые они вместе исповедовали, сотрудничая в Cahiers du cinéma.



Трюффо был страшно оскорблен этим письмом и в ответном письме назвал Годара мелочным и претенциозным, что он только притворяется бедным, хотя на самом деле он был самым богатым из их круга друзей. В конце письма Трюффо прямо назвал Годара «дерьмом». Считается, что именно эта ссора положила конец их дружбе.  Позднее Годар очень сожалел о своем письме, особенно после ранней смерти Трюффо в 1984 году.



Безусловным украшением фильма стала Жаклин Биссет. Между тем, её участие в фильме стало результатом случайности. Изначально Франсуа Трюффо планировал снимать в этой роли Джин Сиберг (которая, в частности, играла в фильме Жан-Люка Годара " На последнем дыхании"), но по каким-то причинам её не смогли найти, чтобы передать предложение об участии в картине. Дабы не ломать намеченный график съемок, роль в этом фильме была предложена партнёрше Джин Сиберг по незадолго до этого вышедшему фильму Джорджа Ситона "Аэропорт" - Жаклин Биссет.



Кинозрители достаточно высоко оценили этот фильм Франсуа Трюффо. 68% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Франсуа Трюффо "Американская ночь" по версии FilmGourmand'а составил 10,134, благодаря чему он занял 36-е место в Золотой Тысяче. Эти показатели являются самыми высокими среди аналогичных показателей фильмов, произведённых в 1973 году мировым кинематографом. На этом основании можно сделать вывод, что "Американская ночь" является лучшим фильмом мирового кино 1973 года.



французское кино, шедевры мирового кино, премия оскар

Previous post Next post
Up