"Скручивание координат" понятийного пространства на примере ЗРК С-75

Dec 11, 2022 14:22


Сперва просто о скручивании координат. С этим понятием можно познакомится, изучая принцип работы зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-75, который представляет собой очень интересный класс систем, а именно - аналоговую систему обработки информации. Да, это изделие есть именно автоматизированная информационная система (АИС), а не автоматизированная система управления (АСУ), как принято считать среди научников.

Подмена АИС на АСУ скрывает образ настоящего управления и понятие об информации, как объективной категории. Вообще, всюду распространённая аббревиатура АСУ, представляет собой отличный пример подмены понятий, поскольку то, что обычно именуют системой управления, на самом не являются системой управления, а есть автоматизированная система обработки информации - всего лишь часть системы управления.

Теперь о ЗРК С-75. Если ты знаток информационных технологий из сферы компьютерных наук, то знакомство с АИС ЗРК С-75 вызывает когнитивный диссонанс. Ты думаешь: "глянь, старьё какое - то ли дело сейчас: процессоры и чипы - уж в современных то ЗРК наверняка цифровая логика". Как там сейчас в современных ЗРК я не знаю (надеюсь, что логика там не только цифровая, но и как в С-75 - гениальная).

Но вот в С-75 вся обработка информации действительно происходит аналогово: лампами. (А в кое-каких контурах даже механически.) Это по началу воспринимается очень чудно. А те, психика которых травмирована дипломоминженера компьютерных наук, могут и не понять что такое информационная система - например то, что настоящая информационная система мало того что всегда аналоговая, так ещё и статистически определённая (а не статически детерминированная).

Но сейчас нас интересует такой вычислитель, как схема скручивания координат. Не помню на скольких лампах собрана эта схема - там обычно на радиоэлементных платах от двух до пяти ламп. Задача схемы скручивания координат - преобразование координат методом линейных преобразований координат х,у,z в x1,y1,z1. Как-то так:

x1=a*x + b*y + c*z
y1=d*x + e*y + f*z
z1=g*x + h*y + j*z

, где a b c d f h j - какие-то коэффициенты.

Дело в том, что ракета требует сигналы управления формата, отличного от формата сигналов, которые формируются на выходе АИС ЗРК С-75. А схема скручивания координат как раз и переводит сигналы из одного в другой формат. Требуется такой перевод от того, что в контуре схемы управления ЗРК присутствует интеллект человека. (Интеллект присутствует в любой схеме управления.) Отсюда взял красивое фото интерфейса взаимодействия:




Поэтому процесс стрельбы представляется АИС оператору в привычных для него понятиях: угловая координата по вертикали, угловая координата по горизонтали, дальность до цели. Вообще чуть иначе: по углу места, азимуту, дальности - суть не важна. А особенностью наведения ракет есть то, что один оператор обрабатывает наведение по одной координате.




Соответственно, команды управления ракете формируются в формате: выше-ниже, левее-правее.
Но ракета не умеет выполнять такие команды. По какой-то причине ракета на пусковой установке расположена так:




В таком же положении она стабилизирована в полёте.
Нетрудно видеть, что закрылки ракеты не могут выполнить команды влево-вправо, вверх-вниз, и команды надо перевести так, чтобы ракета смогла их выполнить. Это будет не столько имитация одних команд другими, сколько преобразование команд транслятором. А любое управление - это прежде всего преобразование.

Трансляция сигналов из формата в формат производится так: + -> х.
Эффективнее произвести трансляцию в самом ЗРК, а не в ракете, поскольку лампы требуют объёма и питания, а ресурсное оснащение ракеты ограничено.

Написанное далее не следует применительно к психике воспринимать буквально. Написанное далее следует воспринимать фигурно.

Тот же самый принцип непонятности сигналов с информацией об одном и том же процессе разным частям системы без перевода (как между человеком, СНР и ракетой), применим и к социальным системам. Только тут надо произвести интегрирование смысла, подняв меру абстрактности, но сохранив подобие.

Кратко упомяну тут ещё два подобных СНР С-75 примера:
1. Тот же самый пример можно увидеть в теории баз данных - когда осуществляется разбиение предметной области на сущности, а сущности раскладываются на атрибуты. Атрибуты и есть предельно обобщающие понятия для таблицы базы данных. Это и есть оси координатного пространства.
2. Тот же пример и в инженерной графике, когда для дополнительных построений при решении задач координатные оси могут быть выбраны произвольно, а исходное построение может быть спроецировано в новую координатную систему без искажений, но с другими свойствами.

Процесс самоуправления психики тоже предполагает кодировку информационных сигналов с раскладыванием по понятиям. Но если обработка сигналов предполагается лишь в одной психике, то не очень важно какие оси координатного пространства выбраны для пространства моделирования для устойчивости управления. Хотя это важно для качества управления.

Для соучастия же разных интеллектов в одном процессе управления, интеллектам требуется обмен информацией. Но для того, чтобы обмен управленчески значимой информацией был вообще возможен, необходимо, чтобы модель процесса была построена в более менее сообразных понятийных пространствах моделирования у обеих обменивающихся информацией частей системы. Чем более сообразны пространства, тем меньше ошибок интерпретации при обмене информацией.

Как же синхронизировать пространства моделирования, если интеллекты ещё не синхронизированы, и ещё не могут обмениваться информацией, чтобы договорится о координатах, ввиду различия или отсутствия систем кодирования? Именно для этого и была предназначена Традиция - для установки в образной форме предельно обобщающих понятий.

А на вопрос этот отвечает психология, основной вопрос которой звучит так: самодостаточен ли человек в выборке информации из жизненного событийного потока? Это же самое, кстати, содержит и образ русского языка "со-бытиё" - то есть в русскоязычной психологии ответ на этот вопрос виден уже на уровне языка.

И теперь мы можем дать определение Традиции.
Традиция - это поддерживаемый культурой в балансировочном режиме процесс согласования координатных осей пространств моделирования различных элементов суперсистемы.
Понятие "Дух" - это и есть признак того, что имеет место быть какой-то балансировочный режим в суперсистеме.
А выходя за рамки темы этой статьи отмечу, что понятие "Душа" есть признак возможности манёвра в суперсистеме по смене балансировочного режима.
(Понятия "манёвр" и "балансировочный режим" для суперсистем определены в ДОТУ.)

Конечно же в культуре координатные оси пространства моделирования будут малость посложнее выглядеть, нежели в информационной модели процесса стрельбы из ЗРК С-75. Такие координатные оси для процессов в суперсистеме принято называть предельно обобщающими понятиями. Но до предельно обобщающих понятий надо ещё добраться.

Для описание того, чем же являются предельно обобщающие понятия, удобнее взять образы не из инженерной графики, а из систем управления реляционными базами данных (СУБД). При проектировании базы данных первым делом необходимо определить атрибуты сущностей и связи между ними. Это и будут предельно обобщающие понятия уровня конкретной модели. Предельно обобщающими понятиями для самого процессора базы данных будут понятия: сущность, атрибут, связь. Об этом я подробно писал в статье " Пример возможности произвольного определения модели данных".

Любая система управления каким-то аспектом социума является ни чем иным как АИС. А свойства АИС зависят от выбранной информационной модели - то есть от принятых в модели (названных словами) понятий (атрибутов и сущностей).
Вот только атрибуты и сущности социальной системы определяются не столько логически словами, сколько стоящими за словами чувственно-эмоциональными образами в подсознании - понятиями. И обрабатываюится образным мышлением, а не логически-лексическим процессором сознания.

Слова же - это всего лишь связи-линии в представлении модели данных. А носителями автоматизации в социуме являются матрицы, а не лампы как в ЗРК С-75. Традиция и есть платой, куда воткнуты матрицы. Об этом подробнее можно почитать в статье " Абстрактная модель данных человеческих объединений" и комментариях к ней.

Но слова, применяемые (для определения атрибутов, сущностей и связей между ними) в модели социальной информационной системы, всегда являются фрагментом понятийного аппарата социума. Слова есть часть понятийного аппарата - тоже информационной системы. Алгоритмика слов тоже реализована матрицей - языковой матрицей. Таким образом, любая система в социуме будет подчинена объемлющей для всех возможных в социуме систем - понятийному аппарату или языку. Поэтому любая социальная система вписана в язык, как С-75 в зенитно-ракетный дивизион.

Понятийный аппарат тоже, как и любая другая информационная система, основывается на координатах пространства моделирования - предельно обобщающих понятиях. Отличие предельно обобщающих понятий от понятий обычных в том, что им невозможно дать определения через другие понятия, хотя соответствующие им образы в подсознании имеются (так же, как и у обычных понятий). Алгоритмика всех образов слов понятийного аппарата порождена от образов предельно обобщающих понятий. Носителем предельно обобщающих понятий, как уже отмечалось, есть Традиция.

К предельно обобщающим понятиям тоже применима операция, подобная скручиванию координат в ЗРК С-75.
Применим к образу операции "скручивание координат" операцию "уподобление", подняв меру абстрактности алгоритма "скручивание координат" до такого уровня, чтобы его можно было применять для социальных информационных систем.
[Посмотреть определение понятию Уподобление]
Уподобление - обезразмеривание, т.е. лишение реальных физических и информационных параметров их размерности (метров, килограммов, секунд и т.п.) отнесением их к каким-либо значениям характеристик замкнутой системы и среды, обладающим той же размерностью (метрами, килограммами, секундами и т.п.). В результате появляются безразмерные единицы измерения сходственных в некотором смысле параметров у сопоставляемых объектов, одинаково характерные для каждого из них. Это свойство общевселенской меры лежит в основе моделирования на одних физических носителях процессов, реально протекающих на других физических носителях (аналоговые вычислительные машины); и в основе информационного (чисто теоретического) моделирования, в котором важна информационная модель, а её физический носитель интереса вообще не представляет (любой алгоритм, предписывающий последовательность действий независим по существу от его материального носителя: бумага, дискета, древний “Минск-32”2, IBM-PC или суперкомпьютер, человек).
https://dotu.yaruslan.ru/p/11/


Если коротко, Уподобление - получение (извлечение) абстрактной меры конкретного алгоритма. Абстрактная мера тут - это фрагмент общевселенской меры (МБП). Конкретный алгоритм - это циркуляция какой-то частной информации внутри прозрачной пустой формы-меры.

Вещественные органы восприятия неспособны увидеть меру, но интеллект объективно способен её увидеть, наблюдая за циркуляцией информации. Извлеча меру, мы уже можем наполнять её произвольной частной информацией, примеряя к ней разнообразные процессы.

Этот сухой, простенький, кибернетичный термин (уподобление), при переходе психики в МИМ, становится мощным инструментом осознавания, впрочем, как и всё в ДОТУ. Уподобление осуществляет подсознание, и выдаёт информацию о результате сознанию, если конечно то способно принять полученный результат. Первичный навык уподобления позволяет освоить диалектику.

То, что извлекает интеллект в результате уподобления, и есть фишка системности.
Навык уподобления позволяет выявлять подобие ячеек матрицы.
И далее перейти к методологии.

Очевидно, что для субъективного моделирования объективно существующих процессов могут быть приняты разные понятийные пространства. Понятийных пространств, как и Колей Герасимовых, может быть и два, и три, и более. Каждое уникальное понятийное пространство характеризуется собственным выбором набора понятий в качестве предельно обобщающих.

И тут мы понимаем, что не все понятийные пространства могут соединяться друг с другом трансляцией методом такого же простого скручивания координат, как и в ЗРК С-75. (Напомню, в ЗРК С-75 происходит линейное преобразование.)

Например, если модель данных находится не в третьей нормальной форме ("нормальная форма"(NF) - понятие из реляционных СУБД), то, помимо внутренних проблем управления для системы, использующей такую модель, есть ещё проблема трансляции: она весьма непросто сопрягается с моделями данных, находящихся в третьей нормальной форме.
Если применить к социуму абстрактную меру, полученную уподоблением образа 3NF, то можно сказать, что модель в MEST не есть правильная.

Для реляционной базы данных ключи (ключевые атрибуты) и есть предельно обобщающие понятия. А составной ключ есть определение второстепенного, относительно предельно обобщающих, понятия.
Неправильность MEST обусловлена как наличием транзитных зависимостей между атрибутами составного ключа, так и зависимостью атрибутов составного ключа (ключевых атрибутов) от атрибутов, которые не просто не ключевые, а даже являются невыявленными из-за того, что их невозможно вместить в модель MEST. Подробнее это можно увидеть, если применить уподобление к образу нормальной формы Бойса-Кодда (BCNF).

Широко распространены такие пространства предельно обобщающих понятий:
триединое МИМ - материя, информация, мѣра;
четырёх ипостасное MEST - материя, энергия, пространство, время.

Осуществить операцию скручивания координат из МИМ в MEST и обратно невозможно без существенных ошибок.
Почему? Это можно понять из такого изображения Парок/Мойр:







Ой, последнюю картинку по ошибке опубликовал.
Второй смысловой ряд фильма "Белое солнце пустыни" с пояснением картинки справа: Белый шум пустыни.avi

Ничто не ограничивает человека в сотворении понятийных пространств для моделирования объективной реальности.
Но каждое понятийное пространство всегда основывается на наборе предельно обобщающих понятий.
Степень сложности схемы скручивания координат (трансляции образов) для двух разных пространств может варьироваться от "элементарно", до "невозможно".

Существует и для MEST сообразные понятийные пространства - такие иные понятийные пространства, образы из которых транслируются методом скручивания координат без существенных искажений. Например, пространство координат "бог Амун" - "четыреединый, непостижимый", состоящий из:
1) бога Неф - дух, первобытный дух;
2) богини Нет - материя, вещество;
3) бога Себек - нераздельное время, вечность;
4) богини Пашт - бесконечное пространство.

А детали от плат скручивания координат, предназначенных для трансляции образов из триединого пространства в четырёх-ипостасное пространство можно увидеть в этом списке божеств:
1) бог Мент - творящий дух;
2) бог Птах - первоначальный огонь, теплота;
3) богиня Пэ - небесный свод;
4) богиня Анке - земля;
5) бог Ра - солнце;
6) бог Эаг - луна;
7) богиня Сате - светлая половина мира, день;
8) богиня Гатгар - мрачная половина мира, ночь.

Эти категории не обязательно являются предельно обобщающими понятиями. Что здесь что в отрыве от традиции разобрать не так уж и просто. Надо погрузится, но это может быть небезопасно, без прямых указателей то. Но что-то из этого просто категории, а что-то - предельные обобщения. Это могут быть и просо категории. А предельные обобщения могут быть в умолчаниях.

Просто категории в уравенниях скручивания координат (предельных обобщений) - это коэффициенты. Например в ДОТУ девять категорий, но среди них нет материи, информации, меры. Потому что материя, информация, мера в умолчаниях (не отвергающих оглашения) - это предельные обобщения психики, в которой ДОТУ может работать.
[Нажмите, чтобы прочитать 9 категорий ДОТУ]
При описании любой из жизненных проблем в терминах теории управления, общее число одновременно употребляемых категорий не превосходит девяти:

1. Вектор целей.
2. Вектор состояния.
3. Вектор ошибки управления.
4. Полная функция управления.
5. Совокупность концепций управления (целевых функций управления).
6. Вектор управляющего воздействия.
7. Структурный способ управления в русле иерархически наивысшего всеобъемлющего управления на основе виртуальных структур.
8. Бесструктурный способ управления в русле иерархически наивысшего всеобъемлющего управления на основе виртуальных структур.
9. Балансировочный режим (либо манёвр).


А предельно обобщающим понятием ДОТУ является Полная Функция Управления (ПФУ).
[Нажмите, чтобы прочитать определение ПФУ]
Концепция управления является этапом полной функции управления. В границах ДОТУ предельно обобщающим понятием является понятие «полная функция управления». Это понятие по сути своей повторяет данное в разделе 2 определение явления «управление», однако развёртывая его до большей детальности.

Полная функция управления - как объективное явление - представляет собой последовательность  разнокачественных действий, в которой реализуется процесс управления во всей полноте выявленных возможностей и детальности. Иначе говоря, полная функция управления вбирает в себя всю алгоритмику управления объектом (процессом).


Тут кстати мы совсем случайно вышли на сущностное определение религии.
Религия - это принципиальная схема системы скручивания координат, предназначенной для трансляции образов между несообразными миропониманиями: из триединого в четырёх-ипостасное.
Схему реализует плата преобразований, то есть традиция, со вставленными в неё лампами-матрицами, как часть устройства-культуры. А эта же принципиальная схема, но реализованная на практике и отлаженная до работоспособности - это Церковь.

Существуют сообразные понятийные пространства не только для MEST, но и для МИМ. Например сфироты. Предельные обобщения сфирот, используемые в построениях дерева сефирот, это не МИМ, а что-то другое, но преобразуемое в МИМ скручиванием координат понятийного пространства. Но без исходных кодов или подключения к традиции разобраться невозможно. Но оно нам нужно? Вот как хитро это написано в Википедии:

Существует несколько версий происхождения термина «сфирот»:
  • от слова сефер (ивр. ‏סֶפֶר‏‎, книга);
  • от слова сапир (ивр. ‏סַפִּיר‏‎, светящийся);
  • от корня сафар (ивр. ‏סָפַר‏‎ (считать) в значении «элементы счета» (См. «Сфират ха-омер»).

Этимологическая связь с греческим словом «сфера» остаётся неясной.

Эти три "версии происхождения" и есть наименования предельных оюбобщений. Я уже говорил что невозможно дать лексико-логические определения для предельно обобщающих понятий. Предельно обобщающие понятия можно лишь явить в виде, доступном для подсознания - например, в художественных образах, культах традиции и т.п.

Тут кстати мы находим подобие для антиномии цифровой/аналоговый, но не в сфере компьютерных технологий, а в сферы социальных процессов:
Цифровое - это лексико-логическое представление понятий.
Аналоговое - это образное представление понятий.

Как мы знаем, любой цифровой сигнал всегда имеет в совей основе аналоговый - надо лишь только выбрать уровень аналогового сигнала, при переходе через который логический ноль становится логической единицей.

А сообразные для МИМ понятийные пространства представлены например в этих художественных произведениях:

Светозар и группа Аурамира "Сила Рода"

image Click to view



Nautilus Pompilius - «Дыхание»

image Click to view



P.S. По теме соотношений понятийных пространств состоялся обмен мнений в комментариях к статье Конспект чтения книги "Наука складности".

P.S.2 Рассказ "Заяц" Роберта Шекли как образ смены предельно обобщающих понятий в психике.

P.S.3 Пример применения модели для процессов в реальности: https://leto-volodya.livejournal.com/291347.html?thread=1572371#t1572371

P.S.4 А вот какие предельные обобщения у Карла Маркса
Отношение - это отдельный квант (фрагмент) меры.
Относиться - это мгновенное текущее значение (информация) возникающее в процессе деятельности.
Отношения - это матрица из которое берётся квант-отношение.

Деятельность и отношение у Маркса - диалектическая пара и не существуют друг без друга.

Отношение = k*Информация + n*Мера
Относиться = y*Материя + z*Информация
Отношения = a*Материя + b*Мера

Конечно сумма здесь не алгебраическая. Это сложение образов. Это скорее произведение (не путать с умножением)

Важно, Управление, ДОТУ, Традиция, Понятийное пространство, Модель Данных, МИМ, Понятие, Азбука, Музыка, Религия, Методология

Previous post Next post
Up