В комментариях к статье "
Закон о постоянном населении РОС: принятие в третьем чтении?" развернул дискуссию, которую можно было бы назвать как критика Документа, представленного в статье. (Сейчас и далее Документом буду называть Закон, опубликованный в статье.)
Но я далёк от юриспруденции - и любые юридические документы вызывают у меня отторжение, поскольку являются неудобоваримыми для меня. Поэтому не имею морального права критиковать юридический документ.
Но вот кое-что в
реляционных базах данных понимаю. И критика Документа была развёрнута именно в фокусе информационной модели данных.
(Не буду копировать сюда дискуссию - она доступна по ссылке на статью.)
Я представил себе следующее: как создать информационную систему, реализующих модель данных, которая просматривается в Документе.
Простой пример - плагин, осуществляющий регистрацию субъектов РОС в информационной системе с добавлением регистрационной информации в базу данных информационной системы.
База данных в 99,99% будет поддерживаться СУБД (системой управления базой данных), исповедующей реляционную модель данных.
Предполагаю, что создание информационной системы на основе документа - это будет очень не легкая задача - страшный сон специалиста по концептуализации моделей для реляционной базы данных.
А если возникнет задача реализовать тот же сервис «Госуслуги РОС»?
(Ведь любая Республика, с большой буквы, должна изначально быть самодостаточной, и в случае чего уметь начать играть роль носителя Цивилизации.)
И дело даже не в компьютерной системе с установленной стандартной СУБД. Интеллект пользователя информационной системы тоже должен быть способен восстановить модель данных без искажений.
Модель же данных документа не является удобоваримой для человеческого интеллекта.
Отображу упрощенно модель данных, которая восстанавливается из документа моим интеллектом.
(Сокращение формулировок на схеме конечно идёт в ущерб юридическому смыслу, но сделано для большей наглядности в смысле моделирования данных.)
Очевидно, что исходником Документа не была модель данных, поскольку даже при беглом взгляде существуют проблемы для моделирования.
Почему то «Лица» не объединяются в «Объединение Лиц» по правилам 3НФ (третьей нормальной формы).
«Постоянное население» и «Постоянное население РОС» - никак не связанные сущности.
А слово «сущности» - базовое понятие для моделирования данных - переопределяется в рамках Документа в виде сущности «Сущность».
К тому же «Существование» не связано прямо с «Сущность».
Известно же, что ошибки, допущенные при концептуальном моделировании данных, неустранимые в режиме последующей эксплуатации информационной системы.
Какая же модель была исходником для Документа?
Цель, заявленная как «формирование признаков государства, признаваемого со стороны других государств...» выглядит попыткой спрятаться за фасадом, замаскироваться.
Отсюда и маскировочная (не восстановимая в явном виде) модель данных.
Можно сказать, что идеей Документа есть «Человек - как средство спрятаться от законов других юрисдикций в юрисдикции РОС».
Значит исходная модель, реализованная в документе, - это «Игра в Прятки» по чужим правилам (в песочнице).
Почему-то вспомнил сюжет из сериала «Лучше чем люди», в котором робот, играя с ребёнком в прятки, выработал навык маскировки, чем постиг свойство реальности "быть скрытым" (в смысле быть недостижимым для управляющих воздействий). При этом робот добровольно (на основе внутренних этических принципов) зарегистрировал ребенка как пользователя с первым уровнем доступа, запустив тем самым процесс самоуправления.
В рамках же Документа спрятаться предполагается от чего?
От законов других юрисдикций.
Но другие законы - это управление.
Значит от внешнего управления можно защитить запуском процесса самоуправления.
Что если попробовать сформировать цель и модель данных так, чтобы защита следовала автоматически - была следствием этой цели?
То-есть цели Документа могут быть следствием более высоких/абстрактных целей.
Критикуя - предлагай.
Как раз в статье "
Получение внешней информации, относительно информационной системы Право" было выяснено, что любая информационная система в процессе развития требует получение новой информации и сейчас возник кризис получения этой информации.
И что источником этой новой информации есть человек.
А целью получения новой информации есть самоуправление человека.
Человек будет выступать как цель и средство выработки новых законов, вернее принципов самоуправления.
Из этих предпосылок попробуем создать модель данных.
Назовём эту модель данных "РСО".
«Республика самоуправляемых объединений».
Объединение людей происходит с целью выработки информации для самоуправления людей.
Сущностями РСО являются:
1. Лицо - объект, присутствующий в физическом мире, и проявляющий признаки живого.
2. Информационный объект - цифровой или иной объект, представляющий собой совокупность мер, оценок и алгоритмов.
3. Субъект РСО - объединение Лиц и (на основе) информационных цифровых объектов.
4. Представление - совокупность Лиц, объединённых с применением одинакового набора информационных объектов.
Субъектом РСО является объединение хотя бы одного лица с хотя бы одним цифровым информационным объектом.
Тогда, например, Лицо "Вася" может стать Субъектом РСО методом объединения себя с цифровым объектом «Кодекс гражданина РСО».
А Представление «Граждане РСО» - это будет совокупность всех лиц, состоящих в объединении с цифровым объектом «Кодекс гражданина РСО».
Можно предположить, что из множества цифровых объектов выделяемо подмножество «Базовые Шаблоны Объединений» (БШО): Семья, Житель, Гражданин, Артель ...
Информационный объект является Шаблоном Объединения, если он унаследован от БШО. Информационный объект может быть БШО, если он имеет алгоритм генерации Представления.
Получается такая модель данных РСО.
P.S. Теперь остается осуществить управление развитием РСО так, чтобы она стала соответствовать
определению суперсистемы, устремив качества сущностей РСО к качествам понятий из определения суперсистемы:
Объединение -> Группа.
Шаблон Объединения -> Объединение.
Представление -> Конгломерат.
РСО -> Блок.