Неделя пролетела стремительно, и уже пора лететь домой. Вылет у меня был поздно вечером, поэтому день можно потратить на очередной забег по достопримечательностям. Еще в пятницу вечером возникла идея с утра в субботу выдвинуться в Новару, раз уж по дороге из Турина заехать не получилось. Электрички туда ходят часто, поэтому проблем не ожидалось. Естественно, в субботу утром эти проблемы сразу и обнаружились. Вечером, увидев в расписании кучу поездов до Новары, я на радостях не заметил одной весьма важной детали. В Милане три вокзала: Централе, Гарибальди и Кадорна, и электрички в Новару отправляются со всех трех. Одно лишь время знать недостаточно, нужно еще и уточнять откуда поезд идет. Когда я пришел на Милано Централе, выяснилось, что именно с него в ближайшие два часа с половиной поезда в Новару не идут.
Стою, втыкаю в планшет, пытаюсь понять, стоит что-то ловить в этой ситуации или нет, и постепенно понимаю, что меня начинают воспринимать как местную справочную службу. Еще двадцать лет назад я вывел критерий, по которому за границей понимаешь, что пора возвращаться. Все очень просто: у тебя начинают спрашивать дорогу. Сначала иностранцы в той стране, где ты находишься, а потом уже и местные. Не буду утверждать, что это работает со всеми, но со мной такое происходит регулярно. Наверное, выражение лица как-то меняется. Вот и сейчас в Милане сначала пара китайцев пыталась выяснить: Где тут автобусы в аэропорт? - показал, потом еще кто-то спросил: Как выйти к поездам? - тоже показал, потом уже какая-то итальянская тетка поинтересовалась: Где вход в метро? - и ей помог. Но я-то здесь не для этого стою! Уже понял, что в Новару я на этот раз не попаду, выключил планшет и двинулся с вокзала.
Раз уж так сложилось, решил прогуляться по Милану. В прошлый раз мы обратили внимание на квартал, построенный к открытию Экспо. Неплохой вариант для начала прогулки. Пересекая одну из площадей, заметил сидящую на скамейке китаянку. Похоже она ждала такси в обнимку с чемоданами. На лице выражение тоски и отчаянья. Немножко зная их психологию, сразу понял почему - на огромной площади не было ни души. Нормальная картина для субботнего утра в европейском городе. Но это для нас нормально, а китайцам комфортнее, когда вокруг есть люди, много людей. Поэтому они и разгуливают по группами человек по 100.
Из прочих туристов обратили на себя немцы. Почему-то в Милане их оказалось очень много после майских праздников. На загрузку их в вагон метро под крики: "Шнеллер, шнеллер!", невозможно было смотреть без усмешки. Немцы за границей Германии как то сразу перестают быть квадратиш, практиш, гут. Два года назад в Пестуме, ожидая поезда немецкое семейство увлеченно драло лаванду, которой была обсажена станция. Мы, впрочем, занимались тем же самым. Зато потом они под руководством отца семейства полезли на дерево есть тутовник. Нашим я сказал: Это тутовник или шелковица - она съедобная, но немытая, и мы туда не полезем. На самом деле, просто лень было лазить по деревьям.
Впрочем я отвлекся от пути к кварталу Порта нова - он так на самом деле называется. К Экспо этот комплекс имеет лишь опосредованное отношение. Архитекторы нацеливались на этот участок еще с конца 90-х, уж больно место вкусное. Железнодорожный вокзал, несколько станций метро, центр города в шаговой доступности и под строительство ничего сносить не надо.
С 2004-го архитекторам дали развернуться. Сейчас этот район заметно издали, два высотных здания Юникредит (менее высокое он делит с LinkedIn) дают хороший ориентир. Рядом с этими небоскребами, находятся два высотных жилых здания Стефано Боэри. Это его проект Вертикальный лес. На балконах зданий высажены 1000 разных видов растений. Деревья и кустарники подобраны таким образом, чтобы здания меняли цвет в зависимости от времени года.
Неподалеку от Порта Нова еще одно свидетельство того, что когда-то Милан был таким же как и Венеция городом каналов. Большинство из них к настоящему моменту засыпано, и остались лишь два канала в районе Навильи. Но кое-где и кроме них встречаются напоминания о былом. Например, часть канала и шлюзы около Порта Нова.
От канала я пошел к Замку Сфорца. Сам замок мы основательно облазили в прошлом году, и я им воспользовался как путем в парк Семпионе. Тогда из-за погоды парк мы практически не видели. Сейчас светило солнце и миланцы семьями выбирались туда на утреннюю прогулку. Тишина и умиротворение.
В прудах традиционные для Италии рыбы и черепахи.
На окраине парка обнаружилась необычная скульптура Джорджио Амелио Роккамонте. Что означает, не знаю.
И примерно там же за забором бродит Годзилла.
Из парка можно и на площадь Кадорна. Там, наконец, закончился великий ремонт, и на Иголку с ниткой можно посмотреть без обрамления лесов.
После скромного перекуса ризотто с ракушками и бутылочкой Фалангины, направился к Миланскому собору. По дороге, около миланского археологического музея заглянул в открытую дверь соседнего с ним собора Сан Маурицио аль Монастеро Маджоре. В общем-то принцип простой: открыто и денег не берут - заходим, если хотят оплату - думаем.
Внутри было довольно интересно. Когда-то это была церковь при женском монастыре Бенедиктинского ордена. Сейчас в здании монастыря археологический музей, а церковь осталась действующей, и там проходят мессы по византийскому обряду.
Стены покрыты фресками XVI века. Собственно они и являются основной ее достопримечательностью.
Оттуда было уже совсем недалеко до Миланского собора. Если на полпути свернуть в сторону Миланской фондовой биржи, то можно посмотреть на одну из самых необычных и неожиданных скульптурных композиций. Прямо напротив фасада биржи посредине площади стоит памятник среднему пальцу. Монумент был возведен в 2010-ом году венецианским скульптором Маурицио Каттелану, проживавшем тогда в Нью-Йорке, в рамках миланской выставки "Против идеологии".
Не трудно представить чувства финансовых тружеников, пришедших на работу и увидевших перед входом вот это. Мягко говоря, они охренели в полном соответствии соответствии с концепцией памятника.
Озлобленные работники биржи двинулись в мэрию с требованием убрать это из-под их окон. Там их успокоили, что по условиям выставки монумент простоит только 48 часов. Но тут уже возмутились простые миланцы - монумент им понравился. А главное, понравилось место его установки, с учетом кризиса-то. Легко догадаться, что спустя 48 часов памятник так и не демонтировали. Теперь это одна из достопримечательностей Милана. Особенно любят фотографироваться на фоне этого памятника группы школьников.
Но вот и Миланский собор. Особых планов заходить туда не было, но зато имелось еще два часа до отъезда в аэропорт.
Соблазнился идеей залезть на крышу. Аллергия на лестницы у меня еще не закончилась, но тут был лифт. К тому же, в соборе, наконец, закончился ремонт. Да-да, и тут тоже. Только достроили и сразу ремонтировать. В честь завершившегося ремонта вход в Миланский собор сделали платным, зато внутри разрешили фотосъемку. После того, как стены очистили и сняли леса, сооружение очень впечатляет. Внутри собор совсем не массивный, несмотря на ширину. Наоборот, он кажется очень легким и воздушным. Это впечатление усиливается резным потолком. Тоже одна из итальянских фишек. Видим резной каменный потолок - ищем поблизости итальянского архитектора.
В церкви Данте, как я уже рассказывал, на стене был список всех служивших там священников. Тут тоже такой есть, только начинается он с 51-го года.
С противоположной стороны относительно списка находится купель. На нее не сразу обращаешь внимание. Сначала пытаешься понять, что за сосуды висят на цепочках и зачем.
Поднявшись на лифте, оказываешься в очередном царстве резного камня. Желающие сэкономить могут подняться и по лестнице, но в данном случае это был не мой вариант.
Крыша - сооружение весьма фундаментальное. Несмотря на кучу народа, там разгуливающего, держится очень прочно. Естественно, без лесов не обошлось.
Как это принято для средневековых соборов, из-за любого угла внезапно может выпрыгнуть мифологическое существо. Впрочем, обычное дело для готики.
Спустившись с крыши, с чувством выполненного долга забрал из гостиницы багаж и поехал в аэропорт. Домой! Домой! Домой!
Часть 1. Милан,
Часть 2. Турин,
Часть 3. Флоренция. Семь лет спустя,
Часть 4. Про еду и не только,
Часть 5. Флоренция. Дуомо,
Часть 6. Флоренция. Галерея Уффици и Санта-Кроче,
Часть 7. Флоренция. Уличные зарисовки,
Часть 8. Пиза,
Часть 9. Сиена,
Часть 10. Болонья,
Часть 11. Снова Милан. Возвращение.