Планета людей или планета грибов?

Sep 21, 2014 15:01

Елене Чижовой в нашем сообществе уже посвящены посты: http://fem-books.livejournal.com/207782.html - «Время женщин» и http://fem-books.livejournal.com/264701.html - «Терракотовая старуха». Я читала её первый роман, «Полукровка» и всё, помню, недоумевала, стоило ли изводить столько бумаги, чтобы разругать свою альма-матер. Ну, не было в Финэке антисемитизма таких масштабов! В медицинских вузах - был, на физматах - был, а в Финэке не было, что может подтвердить вся наша бухгалтерия. В общем, «Полукровку» я не поняла совсем, и «Планета грибов», номинированная в этом году на "Русский Букер", стала большой неожиданностью.



Действие романа происходит в знакомых мне местах, недалеко от Сосново - по моим прикидкам, 67-ой или 69-ый километр. Не случайно эти скромные дачные посёлки писательница уподобляет раю. Там действительно сосновый парадиз, который источает благовонную смолу. Время действия - легендарный ураган, пронёсшийся над Ленобластью в конце июля 2010 года, погубивший столько прекрасных деревьев…

Итак, рай. В роли Адама - переводчик фантастических романов, с неосознаваемой тоской приближающийся к своему пятидесятилетию. Он ведёт бесконечные диалоги с покойными отцом и матерью, этакими врио Господа Бога в его сознании. Они, классические инженерА эпохи застоя, не одобряли его гуманитарных интересов. В роли Евы - сорокасемилетняя торговка, так она себя не без вызова аттестует, а на деле - преуспевающая бизнес-леди. Её внутренний диалог - не только с родителями, которым так и не удалось вырастить из неё интеллигентную девушку, а и с сыном. Сыном, которого нет, и никогда не существовало.

Роль змия исполняет кот Мурзик, царапучий и огромный, но с мелкими чертами лица. Лица? Лица. У некоторых котов в гораздо большей степени лицо, чем у некоторых героев этой книги.

Счастливая новость: писать-таки можно научиться. Куда подевались ходульные сравнения, вялая манера «Полукровки»? В неделю, сравниваемую с неделей сотворения мира, укладываются два сильных, впечатляющих и в то же время лишённых всякой печоринщины характера, их столкновение, их… грехопадение. Или есть такое слово - греховзлёт?

В эту ночь он говорил с нею как с матерью
В эту ночь она говорила с ним как с сыном.

Здесь можно задавать много вопросов: насколько оправдан на пятом десятке такой симбиоз с отцами и матерями, такой неумолкающий спор с ними? Какую роль играют старуха и её мрачный дом? Почему несуществующий сын героини занимает, почти поглощает её душу, а о дочери героя одна строчка - «жена уехала в Америку и увезла дочь»? Всё, с глаз долой, из сердца вон. Да и была ли она в сердце?

Самый острый момент для меня - когда безымянная героиня находит на даче документы об участии отца в кампании против космополитов (юдофобской вполне). С какой готовностью она признаёт себя крапивным семенем, обрекает на бесплодие, на лишение самого права иметь детей! Е. Чижова уже обращала на себя моё внимание призывами ко всенародному покаянию в жестокостях революции, репрессиях, войнах и прочих прегрешениях советского строя. Сталину, и тому приписывают высказывание «Сын за отца не отвечает», а у нас виниться будут уже внучки-правнучки за дедов и прадедов, ныне покоящихся в земле. А вы как считаете, это поможет: раскаяться в чужих грехах?

СССР, 2014, впечатления от чтения, Россия, роман, русский язык

Previous post Next post
Up