Елена Чижова "Время женщин"

Aug 16, 2014 19:42




Год издания: 2010
Издательство: АСТ, Астрель
Серия: Проза: женский род

Аннотация: "Елена Чижова - коренная петербурженка, авторка пяти романов.

Питерская тема - постоянная величина ее прозы, определяющая и психологию, и характеры героев. Точнее - героинь, ибо Чижова отдает явное предпочтение женским характерам, женским судьбам.

Два ее романа - "Лавра" и "Преступница" - вошли в шорт-лист премии "Русский Букер", последний - "Время женщин" - был удостоен этой престижнейшей из наград.

Судьба главной героини романа - своего рода иронический парафраз на тему народного фильма "Москва слезам не верит". Тихую лимитчицу Антонину соблазняет питерский "стиляга", она рожает от него дочь и вскоре умирает, доверив девочку трем питерским старухам "из бывших", соседкам по коммунальной квартире, - Ариадне, Гликерии и Евдокии. О них, о "той" жизни - хрупкой, ушедшей, но удивительно настоящей и ведет рассказ выросшая дочь героини, художница..."

Рецензии:

"Замечательный роман. Редко читаю нашу литературу, а тут как-то так получилось, что увидев обложку и название книги, поняла, что обязательно прочту. Интуитивно почувствовала, что она мне понравится. И не ошиблась.

Бесконечно грустно, пронзительно и очень душевно. Прочитала, как говорится, на одном дыхании и до сих пор еще там, в этой истории.
Начинается все довольно банально - питерский интеллигент и провинциалка. Мимолетная связь, завершившаяся рождением ребенка (и это-то в советское время). А дальше все становится гораздо труднее и интереснее. Коммуналка, мать-одиночка, выбивающаяся из сил, чтобы вырастить дочь, Сюзанну или, как нарекли ее бабушки при тайном крещении, Софью) и три старушки-соседки. Четверо женщин, каждая со своей непростой историей и маленькая девочка, которая их объединяет. Она для них семья, как и они для нее.

Каюсь, в начале посчитала бабушек вредными нахлебницами и была настроена по отношению к ним враждебно. Они совершенно не такие, это очень мудрые, душевные старушки. Настоящие бабушки. И Антонина, мать Сюзанны, по-своему привлекательный персонаж. Как и сама девочка. Ей около семи лет, она еще не произнесла в своей жизни ни одного слова, зато умна не по годам, хорошо рисует и понимает французский язык. Софья (мне крещенное имя больше нравится, чем данное при рождении) живет, перемежая быль с небылью, путая реальность со сказками, рассказанными бабушками. И все бы было ничего, если бы не было так грустно...

Понравилось, что повествование "кусочное" - мозаика из разрозненных эпизодов - разные периоды жизни, разные рассказчики, сказка, подменяющая действительность, и жизнь, перечеркивающая сказку. Все вроде бы перепутано, а в тоже время все понятно и цельно."

"Этот роман передает именно ощущения. Я, говорю сейчас только о себе, не получила из него какой-то другой отдачи, но ощущения, которые он породил, мне были щемяще приятны. Это как ностальгия, как березка в чужой стране, как запах костра посреди города, как старые фотографии в семейном альбоме...

На эмоциональном уровне книга очень понравилась, но разум требовал некоторых ремарок, о которых не могу не сказать. У меня сложилось ощущение вырванности происходящего из какой-то большей формы. Мне не хватило.... развития. Развития судеб, обстоятельств. Как так случилось, что главная героиня переросла свою немощь, как все сложилось когда по сюжету таки все сложилось?????! НЕ хочу конкретики, иначе будут сплошные спойлеры. Скажу только, что мне показалось, что роману не хватает законченности. Может быть, книга настолько стала мне симпатична, что я переживаю, что мне не удалось ее полюбить?! Не знаю."

"«Время женщин» мне понравилось гораздо больше, чем «Крошки Цахес». Но и здесь есть своя ложка дегтя на бочку меда. Что ж так все уныло, серо и безрадостно? Да понимаю я, что и время тяжелое, и жизнь подарками судьбы не радует, и существование практически на грани нищеты. Но все же откуда у многих наших писателей такая тяга к описанию беспросветности? Читаешь и самой в петлю залезть хочется! Ну ладно взрослые: замученная Антонина, бабульки, скучающие по прошлой жизни, но когда у маленькой девочки сплошные мысли о смерти - это как-то жутковато! И сразу приходят в голову мысли, что может и правда надо было в детсад отдавать ребенка, к детям, что такое домашнее воспитание не на пользу было? Может и молчала-то Сюзанна-Софья от всех этих разговоров про большевиков, про воронов, людские огарки и т.д.? Хотя, конечно, все это не так! И старухи любили девочку, и занимались с ней, и делали все, чтобы ребенок был счастлив. Но вот написала свою историю Елена Чижова такими словами, что хочется схватить Сюзанну в охапку и бежать сломя голову подальше от этой унылой коммуналки, к солнышку, к веселым и нарядным людям. На воздух. И дышать, дышать, дышать...

Нет! Видимо, не мой это автор. Что ж, бывает!"

"Много ли потребуется времени молодому и обаятельному питерскому интеллигенту, чтобы вскружить голову деревенской девушке? Обычно в таких вопросах достаточно услуг одной только минутной стрелки. Завершил дело черный кофе и квартира без соседей, как контрольный в голову.

В положенный срок на свет появился результат этой короткой связи и назвали его Сюзанной. Мать верила, что красивое имя может быть залогом такой же красивой жизни. Отца у девочки не было, зато были бабушки. Целых три. Простые соседки по коммуналке со временем стали самыми близкими и единственно родными людьми на всем свете. Бабульки объединились в воспитании и образовании девочки и ни один садик с его песенками про елочку и сказками про дедушку Ленина не смог бы сравниться с этим «институтом благородных девиц». Такие разные, каждая со своей болью за плечами, нашли в этом ребенке для себя смысл жизни. Это книга о материнской любви и счастливом детстве, где счастье измеряется не коробками игрушек и мешками конфет, а заботой и душевным теплом.

Было в жизни Сюзанны время женщин и было оно для нее самым счастливым. Время четырех женщин, которые любили ее, берегли от жестокого мира и спасали сначала от школы для инвалидов, а после от интерната и судьбы сироты. Время, памятью о котором она живет.

Многие герои в книге хлебнули горя полной ложкой. Она начинается смертью и заканчивается одиночеством. Читая ее, все свои проблемы кажутся мелочными и незначительными. А след она оставила всё равно светлый. Почему так? Я читала о людях, которые, несмотря на свою трудную судьбу, были способны сделать другого человека счастливым. Очень душевная книга."

Букер, 21 век, взросление, мать-одиночка, русский язык, премия, исторический роман, детство, Россия, судьба женщины, старость

Previous post Next post
Up