Harper Lee “To Kill a Mockingbird”

May 15, 2021 19:01




"Убить пересмешника" нельзя отнести к феминистской литературе, да и Харпер Ли не позиционировала себя как феминистку. Основная тема книги все-таки расовые и классовые проблемы. Но все же и с гендерной точки зрения книга весьма интересна. В частности, отлично показана гендерная социализация в действии.
Девчонку по прозвищу "Скаут", которая предпочитает комбинезоны платьицам, стараются всё же запихнуть в женскую гендерную роль, вылепить из нее девочку. Не то чтобы слишком жёстко, но настойчиво. И эта тенденция усиливается с возрастом: мало кого беспокоит, что шестилетка бегает в штанишках и лазает по деревьям, но к 9 давление нарастает, и можно спрогнозировать, что оно станет еще сильнее в подростковом возрасте.
Скаут обижается, когда ей говорят, что она "становится всё больше похожа на девчонку", и еще больше обидно для мальчика, когда ему отвечают "да сам ты как девчонка!"
Хорошо показано, как брат с переходом в другую возрастную категорию отстраняется от героини, и это связано не только с тем, что он старший, но и с тем, что Джин-Луиза - девочка; его отношения с Диллом, ровесником сестры, не ухудшаются, напротив, они даже становятся ближе.
Отношения Джин-Луизы и Дилла тоже показательны: показывая свою симпатию к Скаут, Дилл говорит, что хочет на ней жениться, хотя оба еще сущие дети. Почему нельзя просто дружить с девочкой?... Детскую дружбу между девочкой и мальчиком частенько описывают в брачно-любовных терминах ("тили-тили-тесто, жених и невеста!"), хотя чем она, в сущности, отличается от дружбы между детьми одного пола, в 6-8-летнем возрасте-то?...
То, что образ Джин-Луизы в немалой степени автобиографичен (хотя книга не является автобиографией) - факт известный. И самой Харпер Ли тоже пришлось пережить это давление, и даже довольно успешно ему сопротивляться всю жизнь.
Небольшая статья на тему (англ.) - "Harper Lee Made Great Feminist Life Choices"

гендер, бестселлер, взросление, Пулитцер, расизм, США, английский язык, впечатления от чтения, дети, детство, 20 век, Америка, судебная система, классика, дискриминация

Previous post Next post
Up