Ханья Янагихара "Маленькая жизнь"

Apr 26, 2020 18:16



есть спойлеры

Первоначально мне показалось, что это некая смесь высококлассной интеллектуальной прозы про интеллектуальную и социальную жизнь современных обеспеченных американцев (своего рода «портрет поколения») и слэша в жанре hurt/comfort - про беззащитного мальчика, над которым долго и жестоко издевались (десятки злых и жестоких насильников-педофилов), а потом он взрослел, пытаясь научиться жить в мире, где тебя уже не обижают, а - неожиданно - даже готовы любить. Но по мере чтения я увидела, что здесь мало «поколенческого»: это прежде всего частная история частного человека в некоем достаточно абстрактном окружении, описанном только в общих чертах: престижные учебные заведения, у всех хорошая работа, принцип «достичь (славы, профессионализма, карьерного роста) к 20-30 годам», концепция «друзья - новая семья», а семья - хлопотный и заведомо временный проект, даже менее прочный, чем дружба; полное гей-фрэндли (героев окружают однополые пары, каминг-ауты - дело рядовое-бытовое), о деньгах никто не беспокоится - деньги будут, деньги есть; зародившаяся в конце 20 века (?) европейская концепция «умри на работе - не ради хозяина фабрики, а ради самореализации и саморазвития, ради удовольствия делать, в конце концов» (трудоголизм по доброй воле).

В сущности, роман - не о «современном обществе» и его проблемах, даже не о группе друзей; роман - о мальчике, над которым издевались, и он сперва верил в то, что это в порядке вещей, потом - что это скоро закончится и забудется в новой, замечательной, безболезненной жизни, потом он стал понимать, что это никогда не закончится (не забудется), но в молодости это еще не звучало как пожизненный приговор (в начальных главах много всяких мелких событий, друзей, приятелей, вечеринок, много учебы и подработок - и за всем этим уходит на второй план внутренняя боль, тем более в этих главах мы узнаем о прошлом главного героя только из скудных намеков, недоговоренностей), а к финалу становится все печальнее и печальнее, потому что время прошло, подступила старость, а боль никуда не ушла, мучительные воспоминания не поблекли, наоборот - тело слабеет и стены, выстроенные разумом, тоже начинают терять прочность, шакалы подбираются все ближе в твоей внутренней пустыне, и впереди - смерть.

Стоит отметить, что герои романа почти не взрослеют внутренне: что в 20 лет, что в 50 - они кажутся всё теми же: с той же профессией, манерой общения, комплексами. В какой-то степени все персонажи, кроме главного, выглядят статистами, функциями: «любимые понимающие родители», «любимый понимающий муж», «не всегда понимающие, но любимые друзья», «совсем ничего не понимающие, но любимые коллеги».

Вообще Hurt/comfort - психологически любопытный жанр (чаще всего женской «любительской» сетевой прозы, часто в рамках слэша - гей-прозы): женщины придумывают истории о том, как юноша (или девушка) страдают, как их отвергают, подвергают моральному и физическому насилию, но за всем этим обязательно следует «утешение» - обретение любви, врачевание ран и хэппи энд с ноткой горечи. Возможно, ключевая здесь - вера в «справедливый», честно «заработанный» счастливый финал. Х. Янагихара тоже поднимает тему справедливости, но решает ее иначе: нет никакой справедливости ни в законах общества, ни в жизни; страдания мешают счастью, а не служат условием его приобретения. Не зря ее персонаж выбирает юридическое поприще: не веря в «справедливость», он с легкостью использует законы даже для отстаивания этически спорных позиций - не по злобе, а из-за отсутствия сомнений в том, что мир устроен именно так и его не переделать.

«Маленькая жизнь» напомнила мне «Сару» писательницы Дж. Т. Лерой и дилогию «Птица малая» Мэри Расселл. В «Саре» автор с жестокой определенностью показывает, что главный герой никогда не выберется из ада, потому что привык жить в аду и уже не способен жить вне его: мальчик становится проституткой, потому что верит, что если будет проституировать себя по примеру матери - Сары, если займет место «Сары» из придорожной забегаловки-борделя, то и любимая мама однажды вернется (хотя мы понимаем, что она, конечно, не вернется). И за пределами этого маленького жутковатого мирка для него не существует ничего другого: ни книг, ни колледжей, ни театров - ничего, и в этом его спасение, защита от боли: он не ведает, что есть иная, лучшая жизнь, что он поступает «неправильно». Герой Янагихары тоже живет в аду - больного разума и больного тела, хотя и получает возможность вести нормальную жизнь - в семье, с друзьями, неравнодушными врачами, талантливыми преподавателями, в богатстве и уважении.

С точки зрения «феминистского чувствовования», книга не вызвала у меня отторжения - она не мизогинная, не патриархальная (поскольку мир, где живут главные герои, - мир богемы, ученых, университетских преподавателей, высокооплачиваемых юристов - уже далек от этих вещей, или, по крайней мере, они не на виду). Но в то же время и женщин «на виду» в книге нет: они даны лишь в виде декораций (и я читала, что Янагихара первоначально хотела написать «роман без женщин»). Это полностью мужская история о мужских жизнях, написанная женщиной. И это меня несколько смутило: возник вопрос, относящийся к «практикам чтения», «философии чтения»: стала бы я читать эту книгу, если бы на обложке стояло мужское имя? (вероятно, нет). И если да, то понравилась ли бы она мне так, как нравится сейчас? Смирилась бы я с отсутствием женских перосонажей? (Интересно, как другие участницы группы решают эту проблему).

И еще интересно, как изменилась бы эта история и отношение к ней, окажись на месте четверых друзей четверо подруг, а на месте изнасилованного мужчины-инвалида - женщина? Мне кажется, она была бы воспринята критиками как более «попсовая» («женщина, пережившая насилие» - троп современной культуры) и менее «серьезная».

Отмечу, что роман очень хорошо написан (и переведен), некоторые моменты я занесла в свой внутренний цитатник.

[цитата1]Никого нет, понял он. Комната принадлежит ему. Он почувствовал, как чуткий зверек внутри него расслабился, улегся - он представлял его хрупким, тощим, похожим на лемура, вечно настороженным и готовым к бегству, с темными влажными глазами, которые постоянно высматривают опасность. В такие минуты он особенно радовался колледжу: вот он лежит в теплой комнате, и завтра сможет трижды поесть досыта, и пойдет на занятия, и никто ничего ему не сделает, не заставит делать то, чего он делать не хочет. Где-то неподалеку находятся его соседи по общежитию - его друзья, - и он прожил еще один день, не выдав своих секретов; еще один день пролег между тем, кем он был когда-то, и им теперешним. Этим достижением он заслужил сон, и можно закрыть глаза и приготовиться к следующему дню.
Поделитесь мнением, кто читала!)

похищение, болезнь, драма, Америка, роман, самоубийство, что почитать, изнасилование, бестселлер, 21 век, насилие, образ тела, инвалидность, дружба, впечатления от чтения, английский язык, проституция, писательницы

Previous post Next post
Up