Раз в России издали уже второй том ее дневников - автобиографию (см. недавний пост), грех о ней самой не написать. Такая интересная женщина. Ролевая модель для многих феминисток 60-х и 70-х
Под катом много ее фотографий. Да, она мне нравится, и у нее много прекрасных фотографий, что неудивительно для женщины, одно из наиболее известных произведений которой называется "О фотографии"
Это ее высказывание часто цитируют: "Я не была везде, но это входит в мои планы".
Американская писательница, литературная, художественная, театральная и кино-критикесса, лауреатка национальных и международных премий.
Урожденная Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги. В 15 лет она поступает в университет Беркли. Оканчивает Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году, здесь же знакомится с молодым преподавателем-социологом Ф. Рифом, за которого скоро выходит замуж (1952). Риф - отец её единственного сына Давида.
В Гарвардском университете Зонтаг изучает английскую литературу и получает степень магистра философии в 1954 году. Обучаясь в Оксфорде в 1957 году, сталкивается с проблемой сексизма, поэтому вскоре переезжает в Париж, где сближается с американской интеллигенцией, сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» (Paris Review). Активно занимается французским кинематографом, философией и много пишет.
В возрасте 26 лет в 1958 году она возвращается в Америку, разводится и остается одна с сыном, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х - начале 1960-х годов преподает философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете, но в дальнейшем отказывается от академической карьеры. В начале 1960-х она приезжает в Нью-Йорк, приступая к работе редактора в журнале «Комментарий» (Commentary).
В литературе Зонтаг дебютировала романом «Благодетель» (Benefactor) в 1963 году, а также рядом статей в престижных американских журналах. Однако известность к ней пришла после публикации в журнале «Партизан Ревью» статьи «Заметки о Кэмпе» (Notes on Camp, 1964). Здесь Зонтаг вводит понятие «кэмп» - использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре - «Против интерпретации» (Against Interpretation, 1966) и «Образцы безоглядной воли» (Styles of Radical Will, 1969) - упрочили ее репутацию. Далее следует одна из ее наиболее известных книг - «О фотографии» (On Photography, 1977).
Через год Зонтаг выпускает книгу «Болезнь как метафора» (Illness As Metaphor, 1978) и сборник рассказов «Я и так далее» (I, etc.). Позже - еще один сборник, посвященный Иосифу Бродскому, «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn, 1980), в ответ на который Бродский посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том ее «Избранного», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» (AIDS and Its Metaphor, 1989).
В 1989 году она избирается президентом Американского ПЕН-Центра.
В числе ее других работ романы «Поклонник Везувия» (The Volcano Lover, 1992, рус. пер. - 1999) и «В Америке» (In America, 1999, рус. пер. 2004, экранизир. Ежи Сколимовским, 2006), книги эссе «Куда падает ударение» (2001), «Глядя на боль других» (2003), «А в это время» (2007). Пьеса «Алиса в кровати» (Alice In Bed, 1992) была впервые поставлена только в 2000 году. Совместно с фотографом Анни Лейбовиц ею была издана книга «Женщины» (Women) (2000).
Кроме этого, Зонтаг принадлежат сценарии фильмов «Дуэт для каннибалов» (Duet For Cannibals, 1969), «Брат Карл» (Brother Carl, 1971), «Обещанные страны» (Promised Lands, 1974) и «Поездка без гида» (Unguided Tour, 1983). Несколько раз она сама появлялась в кино (Зелиг Вуди Аллена). Выступала также как кинорежиссёр и театральный постановщик: драму Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» она летом 1993 года перенесла на сцену в осаждённом Сараево, где после её смерти её именем названа улица.
Умерла Зонтаг 29 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас.
На РУССКОМ языке можно найти следующие произведения:
1992 - Любовница вулкана / The Volcano Lover
1999 - В Америке / In America
Публицистика:
1966 - Против интерпретации / Against Interpretation
1977 - О фотографии / On Photography
2003 - Смотрим на чужие страдания / Regarding the Pain of Others
Дневники:
2008 - Заново рождённая. Дневники и записные книжки, 1947-1963 / Reborn: Journals and Notebooks 1947-1963
2012 - Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки. 1964-1980 / As Consciousness Is Harnessed to Flesh: Journals and Notebooks, 1964-1980
А теперь о ее личной жизни, о которой ни слова не пишет русская Вики.
Последние деесятилетия ее жизни у Сонтаг были отношения с известной фотографиней Анни лейбовиц, с которой они познакомились в 1989 году, вместе они выпустили альбом "Женщины", не удержусь и покажу пару картинок.
Вот вам Анни Лейбовиц:
Ее фотографии можно посмотреть тут -
https://www.google.ru/search?q=leibovitz+women&newwindow=1&client=firefox-a&hs=Dlp&rls=org.mozilla:en-US:official&tbm=isch&imgil=BOJdds6pDFKabM%253A%253Bhttps%253A%252F%252Fencrypted-tbn1.gstatic.com%252Fimages%253Fq%253Dtbn%253AANd9GcS2Kyy9oeQ1jCpf7wzC66PFyBNlpxsgv8_0_Xi6icNsDCmrPixQ%253B265%253B378%253BtyuvDiR98HrNIM%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fwww.cosmopolis.ch%25252Fenglish%25252Fcosmo15%25252Fleibovitz.htm&source=iu&usg=__JJ0XHIftu9HbXskAwVxSeWF0F-Y%3D&sa=X&ei=ykbVU9udA8j_4QTXv4GQCA&ved=0CC0Q9QEwAg&biw=1366&bih=606#facrc=_&imgdii=_&imgrc=rd9s3EY6sqM0mM%253A%3Bt2irdA185t_2vM%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.fotobodega.eu%252Fwp-content%252Fuploads%252F2012%252F09%252Fannie-leibovitz-064.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.fotobodega.eu%252Fcategory%252Fphotographers%252Fanne-leibovitz%252F%3B600%3B597 Вот, например, Вупи Голдберг:
А вообще список людей, с которыми у нее были отношения, довольно блистателен, смотрите:
В Беркли она жила с писательницей и манекенщицей Гарриет Цверлинг, потом с марией Ирен Форнес, кубанской драматургиней-авангардисткой. Потом с итальняской аристократкой Карлоттой дел Пеццо, с немецкой ученоц Евой Коллиш.
Она встречалась с американскими художниками Джаспером Джонсом и Полем Теком.
В начале 70-х она жила с наследницей семейства Ротишильдов и киноактрисой, Николь Стефани, потом с хореографиней Люсиндой Чайлдз.
У нее были отношения не с кем-нибудь, а с Иосифом Бродским
В интервью с газетой The Guardian в 2000 году Сjнтаг открыто говорила о совей бисексуальности: "Рассказать тебе, что такое становиться старше? - говорит она, и она смеется. " Когда стареешь и тебе уже больше 45, мужчинам ты перестаешь нравится. Точнее говоря, я не нравлюсь мужчинам, которые нравятся мне. Я хочу молодого мужчину. Я люблю красоту."
Она говорит, что влюблялась в своей жизни 7 раз. "Нет, погоди, - говорит она - "вообще-то, девять. Пять раз в женщин, четыре раза в мужчин".
При этом, после ее смерти в некрологах ничего не говорилось о ее отношениях с женщинами, как и в русской Вики.
"Я росла в то время, когда было принято жить по принципу "открытого секрета". Я к этому привыкла, мне нормально. Умом я понимаю, почему я не так много говорила о своей сексуальности, но иногда я спрашиваю себя, не подавила ли я в себе что-то, не было ли это хуже для меня. Может быть, каким-то людям принесло бы утешение, если бы я больше обсуждала тему своей частной сексуальности, но моей главной миссией никогда не было- давать утешение, разве что кому-то очень нужно. Мне больше нравится приносить удовольствие или провоцировать".
Из известных ее цитат, про фотографию:
"Фотографировать особенно нравится людям, изуродованным безжалостной рабочей этикой - немцам, японцам и американцам. Фотографирование уменьшает требожность работоголиков, которую они чувствуют, когда не работают, когда предполагается, что они в отпуске и должны веселиться. Они находят себе занятие, похожее на джружественную имитацию работы - они фотографируют".
Сонтаг пишет, что легкость современной фотографии привела к переизбытку визуального материала (и это она еще в 70-е писала, до камер в телефоне и инстаграма), и это изменило наши ожидания относительно того, что мы имеем право видеть, ходим видеть или должны видеть. Фотографии обучают нас новому визуальному коду, и меняют и расширяют наши представления о том, на что стоит смотреть, и что мы имеем право наблюдать. Фотография изменила нашу этику взгляда. Фотография увеличила доступность для нас далеких мест и опыт переживания истории, однако картинки заменяют непосредственное переживание и ограничивают реальность. Также она говорит о том, что фотография десентизирует, уменьшает чувствительность аудитории перед ужасными страданиями, и что дети видят вещи, к которым они еще не готовы.
"Проблема в том, что люди помнят только фотографии, фотографический образ вытесняет другие формы понимания и памяти. Все больше и больше помнить означет не вспомнить историю, а вызвать в голове картинку".
Еще она известна и много критикуется за следующее высказывание о западной цивилизации:
"Белая раса - рак человеческой истории, только белая раса, ее идеологии изобретения, уничтожают автономные цивилизации везде, где распространяются, именно она нарушила экологическое равновесие на планете, что теперь угрожает самому существвоанию жизни".
Позднее она приносила свои извинения перед раковыми больными за это сравнение, и написала целую книгу об использовании болезни в качестве метафоры.