Бельгийской детской литературой нас рынок не балует. Для дошкольного возраста, конечно, есть прекрасные иллюстрированные книжки Вероник ван дер Абееле, Надин Вальтер и Квентина Гребана, а вот для более старших -- иногда такое ощущение, что после Шарля де Костера никто ничего не писал. Тем большим удивлением и радостью стал выход в издательстве "Самокат" повести фламандской писательницы Элс Бейртен [Els Beerten] "Беги и живи" [Lopen voor je leven]. У себя на родине Бейртен знаменита, "Беги и живи" выдержала несколько изданий и получила нидерландскую премию за лучшую книгу для детей от 12 до 15 лет. У премии очень неожиданное название, Gouden Zoen, золотой поцелуй. Теперь уже переименовали в Gouden Lijst, золотой список (?), а жаль.
Скажу сразу, книга не только и не столько о беге. Спорт здесь не цель, а средство, марафон -- инициация, призванная через преодоление, через боль в мышцах и усталость привести к духовному подъёму. Состояние, в котором восемнадцатилетняя Нор приходит к старту, иначе как духовным упадком не назовёшь.
Эх, детские игры... Иногда игры с летальным исходом. Помню, однажды мы гуляли во дворе с братом и его друзьями, и отвлеклась-то я буквально на десять минут -- вдруг мчатся: Оля, твой брат там лежит за катушками. И вот я иду, потом бегу, спотыкаюсь, и действительно лежит. Весь в крови. В голову ему друг-товарищ бросил булыжник. Тогда обошлось всё, но переживаний было много, естественно. И всё же то пятиклассники, а в "Беги и живи" девочкам лет четырнадцать... Надо соображать уже.
Надо, конечно. Только когда доходит до дела, почему-то соображают не все. И с некоторыми последствия единственной ошибки остаются до конца жизни.
А у некоторых ошибка забирает саму жизнь.
Мне очень близка Бейртен тем, что она не клеймит и не стыдит ни Нор, ни её сумасбродную подругу Рози. У них обеих очень поддерживающие, мыслящие родители, у Рози старший брат чудесный, заботливый и несколько идеализированный, как мне показалось. Нет в книге и осуждения за сексуальные эксперименты юности. Они воспринимаются как нечто естественное, этап, который в той или иной мере проходят все. Марафон для Нор -- преодоление не только собственной душевной смуты, но и общественных предубеждений. Тренер (мужчина, между прочим) предупреждает свою лучшую ученицу: Некоторым мужчинам захочется тебя раздавить. Они не выносят женщин на своей территории. Можно ли их при этом назвать мужчинами -- другой вопрос. Действие повести происходит в семидесятые годы. Первый олимпийский марафон женщины побегут в 1984 году в Лос-Анджелесе. Будет ли среди них наша героиня?
Оказывается, во фламандской культуре не принято разделять произведения для взрослых и произведения для юношества. Молодёжи -- всё то же, что и более старшим, без прикрас, без романтики и без пощады. Эта позиция взывает огромное уважение.