Luise Eichenbaum, Susie Orbach "Understanding Women: A Feminist Psychoanalytic Approach"

Oct 25, 2018 23:35



Луиза Эйхенбаум и Сюзи Орбах в 1976 году совместно основали в Лондоне "Центр женской терапии" ("The Women's Therapy Center"), где предоставляли женщинам феминистски ориентированную психоаналитическую терапию. Эта книга написана в 1984 году и обобщает результаты их работы. Книга содержит некоторые теоретические выкладки и практическую часть с рекомендациями для психотерапевток касательно индивидуальной психотерапии, работы в группах, консультации пар, супервизии, распространенных женских проблем - депрессии, фобий, обсессий, расстройств пищевого поведения.

Что касается теоретической части, конспективно выделю то, что мне показалось наиболее важным (в цитатах выделение авторское):

По мнению Орбах и Эйхенбаум, истоки особенностей женской психологии нужно искать в опыте жизни женщин в обществе, а не наоборот, рассматривать женские социальные роли как "естественное" следствие женской психологии.

Женщин с детства готовят к роли жены и матери, и это оказывает серьезное влияние на всю их последующую жизнь (даже тех, кто не выйдет замуж и/или не станет матерью).
"Первое психологическое требование, вытекающее из женской социальной роли - женщина должна подчиняться другим. В сущности, она не должна вообще быть главным действующим лицом (actor) в своей жизни. В результате этого социального требования женщины начинают верить, что они не важны сами по себе для себя. Понимание собственных нужд осложняется, и женщины начинают прятать собственные желания от самих себя."
"Второе требование женской социальной роли - женщина должна всегда быть связана с другими и формировать свою жизнь в соответствии с жизнью мужчины."

"Девочка осваивает главный женский навык: давать другим то, в чем они нуждаются; и она дает другим из источника собственных нереализованных потребностей."

"Женщина должна заботиться об эмоциональных нуждах других, но ей самой не к кому обратиться со своими эмоциональными нуждами."

Важные особенности женской психологии: нечеткие границы и ненадежное или иллюзорное самоощущение (sense of self). Женщины часто ищут себя в отношениях с другими. При этом, если речь о гетеросексуальных отношениях, то эмоциональный обмен между мужчинами и женщинами неравный, и эмоциональная забота невзаимна - мужчин-то не готовят к этому с детства.

Кое в чем Эйхенбаум и Орбах расходятся с классической психоаналитической теорией: например, они не признают важности эдипальной фазы для психосексуальной самоидентификации. У детей намного раньше появляется осознание своего пола, чем это предполагал Фрейд (уже в 18 месяцев).

Ну и насчет "зависти к пенису" авторки предлагают свою трактовку (разумеется, не первую, первой по этой концепции "проехалась" Карен Хорни, заявив, что это мужчины завидуют женским репродуктивным способностям, а многие феминистки, например, Кейт Миллетт и Шуламит Файрстоун считали, что современницы Фрейда действительно завидовали, но вовсе не пенису, а социальным возможностям мужчин).
Как это трактуют Орбах и Эйхенбаум:
«Поскольку женщин поощряют искать и определять себя через отношения, женщина может искать партнера, чтобы восполнить те части себя, которые она ощущает как отсутствующие. Этот феномен часто неверно интерпретируется фрейдистскими терапевтами, которые называют его «завистью к пенису». В реальности женщина ищет отсутствующую часть себя.»

Очень интересна 9-я глава, об отношениях в парах (гетеросексуальных и лесбийских). Приведу обширные цитаты.
Кстати, к вопросу о том, так ли безусловно хороши крепкие личные границы.
"Консультируя пары, мы часто наблюдали, что один из партнеров удерживает прочные границы, в то время как второй как будто пытается найти и достигнуть контакта с другим. Во время ухаживания это может быть частью игры, но в повседневной жизни пары это может вызвать фрустрацию. Эта злосчастная схватка, вызванная страхом близости, приводит к порочному кругу, где чем больше один из партнеров удерживает границы, тем больше другой чувствует необходимость пробиваться сквозь них. Однако, чем больше второй партнер нажимает в попытке установить контакт и приблизиться, тем больше другой выстраивает прочную стену защиты. Эта динамика служит подтверждению страхов обеих сторон. Тот или та, кто удерживает границы, опасается, что партнер возьмет над ним/ней власть и будет контролировать, и попытки второй стороны пробиться через границы словно подтверждают этот страх, поскольку они ощущаются как силовые вторжения или требования. Тот или та, кто пытается установить контакт, боится, что партнер отвергнет его/ее, и этот страх также подтверждается, так же, как и его/ее ощущение себя слишком «голодным» и требовательным.
Когда партнером, активно ищущим контакта, является женщина, ее страх, что внутри нее неиссякаемый колодец потребностей, что она ненасытна, тоже как будто подтверждается, поскольку чем больше ее держат на расстоянии и отказываются давать, тем больше ощущается и тем сильнее кажется ее потребность. Женщина чувствует, что «маленькая девочка» внутри нее неуправляема и ее нельзя любить. В свою очередь, мужчины, не будучи подготовленными обеспечивать эмоциональную заботу, часто пугаются женских потребностей. Они чувствуют, что от них требуется что-то чрезвычайное и что женская потребность в эмоциональной близости воистину ненасытима. Мужчина может бояться, что его одолеет и поглотит нуждаемость партнерши (несознательный отголосок его раннего слияния с матерью). И вот в результате мужчина удерживает жесткие границы, а женщина чувствует себя перед закрытой дверью и изголодавшейся по контакту."

В лесбийских парах динамика во многом похожа на гетеросексуальные отношения, но есть и отличия.
Один из важных аспектов - социальный: жизнь в гомофобном обществе накладывает свои ограничения.
«Для лесбиянок трудно открывать проблемы в своих отношениях, потому что общепринятая реакция по-прежнему - считать эти проблемы связанными с их сексуальным выбором, а не с эмоциональной динамикой между женщинами в паре. Конечно, проблемы гетеросексуальных пар обычно не рассматриваются таким образом: вряд ли кто-то предположит, что выбор гетеросексуальных отношений может быть причиной проблемы.»
Также несколько иначе развивается ситуация с границами и близостью.

Однако, и для лесбийских, и для гетеросексуальных отношений важны вопросы автономии и близости.

«Здоровую модель взрослой пары можно было бы описать так: каждый человек приходит в отношения, обладая надежным, определенным и в целом позитивным самоощущением, а также способностью принимать и давать любовь. Благодаря этому надежному самоощущению каждый человек привносит в отношения возможность для другого быть отдельным. Он(а) не ищет другого, чтобы заполнить пустоту внутри. Скорее, два «целостных» человека сходятся, разделяют любовь и близость, и сливаются эмоционально, физически и сексуально без страха. В идеале это значит, что каждый обладает способностью открыться, слиться и отделиться без страха потери себя или потери другого.»
Увы, в реальной жизни этот идеал редко бывает достигнут...

В последней главе Эйхенбаум и Орбах рассматривают возможности изменений в обществе, которые могут повлечь за собой изменения женской (и мужской тоже) психологиии.
Вслед за Диннерстейн, они высказываются за равное участие мужчин и женщин в уходе за детьми.
Если мальчика будут растить одновременно отец и мать, он сможет сформировать свою идентичность, непосредственно идентифицируясь с отцом. В современном обществе самоидентификация мальчика происходит «от противного», его «я» развивается в противопоставлении к матери как к «другой» (как раз то, на что сетовала Симона Бовуар во "Втором поле" - женщина как вечная "Другая"). Это может трансформировать мизогинный характер маскулинной психологии.
Соответственно, и девочка, сформировавшая ранние близкие отношения с отцом, вырастет с другой психологией - мужчины не будут казаться ей далекими и непознаваемыми, и у нее сформируется обоснованное ожидание эмоциональной заботы и эмоциональной стабильности от мужчин. Конечно, существенные изменения могут произойти только через несколько поколений.
(От себя добавлю: и еще непонятно, как бы это организовать и с чего бы вдруг мужчины массово взялись за уход за младенцами...)

гендер, цитаты, психология, материнство, феминистка, осмысление женского опыта, феминизм, впечатления от чтения, английский язык, Великобритания, 20 век, психоанализ, Европа

Previous post Next post
Up