Feb 21, 2018 23:51
В истории нидерландской литературы немало славных женских имён. Уже в средневековье, в XIII веке прославилась Хадевейх [Hadewijch] из Антверпена, мистическая поэтесса. Её «Поэма в стансах» и «Поэма в куплетах» представляют собой куртуазную любовную поэзию с использованием приёмов труверов и миннезингеров, но обращённую к Богу. Большой интерес представляют письма, дающие представление и о прозаической манере Хадевейх, и о её жизни. Представления XIX столетия, что, дескать, была она монахиней и жила в монастыре, сомнительны. Скорее всего, Хадевейх до своей смерти в 1248 году занимала пост главы бегинажа, или убежища ордена бегинок: мирской общины женщин для достижения благочестивых целей: ухода за больными, призрения покинутых детей, женщин и престарелых, служения религии. Бегинки не принимали пострига, могли вступать в брак, выходить из общин и вновь возвращаться в них. Однако, их духовная жизнь не уступала интенсивностью монашеской. Более того, бегинки странствовали, проповедовали - и их деятельность была запрещена на нескольких католических соборах. Некоторые бегинки гибли на кострах за ересь. “Список совершенных”, созданный Хадевейх, хранит не только имена святых, но и имя одной соратницы, казнённой через сожжение. Гонимое и презираемое, движение дожило до наших дней. Последняя бегинка ушла из жизни в 2013 году, девяноста двух лет от роду.
В последнее время интерес общества к мистицизму в целом и к Хадевейх в частности возрос. Бруно Дюмон даже снял фильм «Хадевейх», где современная девушка пытается жить в миру сообразно христианским ценностям, подражая странствующим бегинкам. А о другой мистической писательнице, на сей раз уж точно монахине, даже написана опера. Берта Якобс родилась в 1426 или 1427 году в Утрехте. Она, незаконная дочь каноника Якоба ван Лейхтенберга, с ранних лет обратилась к религии и в тридцатилетнем возрасте заточила себя в стену церкви Бууркерк, где в крохотной келье практиковала суровую аскезу - постилась, не надевала обуви и даже в самые сильные холода оставалась в одной рясе из грубой шерсти. Вретишницу в «Соборе Парижской Богоматери» помните? Вот аналогично. Трудно представить, что в таком малом пространстве - некоторые источники указывают площадь кельи как четыре квадратных метра - можно вообще выжить. Однако сестра Берткен [Suster Bertken] преспокойно молилась, пряла, шила и сочиняла стихи, любуясь видом на главный алтарь церкви. К ней часто приходили спросить совета или попросить молитвенного заступничества. Уже после смерти удивительной монахини, прожившей в заточении пятьдесят семь лет, её гимны и поэмы, дотоле распространявшиеся устно, были напечатаны.
Становление нидерландской прозы связывают с именами Бетье Беккер-Вольф и Аагье Декен. Элизабет Беккер, уменьшительно - Betje, родилась в 1738 году во Флиссингене, по вероисповеданию кальвинистка. Её родители были богаты и её выдали за богатого пастора Адриаана Вольфа. Жениху было пятьдесят два, невесте двадцать один год. Свою первую книгу, «Размышления об удовольствии», Бетье Вольф выпустила в двадцатипятилетнем возрасте, но и не рассчитывала заниматься литературой профессионально, пока не повстречалась с Агье Декен.
Агата (Агье) Декен роодилась в Амстердаме в 1741 году, то есть была моложе Бетье на три года. В трёхлетнем возрасте девочка лишилась отца и матери, воспитывалась в сиротском приюте и покинула его стены шестнадцати лет от роду. Она работала прислугой, сменила несколько домов, а накопив известную сумму, пыталась заниматься коммерцией: торговать чаем и кофе. Это тогда считалось очень прибыльное дело. В 1769 году Декен вступила в баптистскую общину столицы, а в 1776-ом - познакомилась с Бетье Вольф. Через год, когда не стало пастора Вольфа, Агье и Бетье поселились вместе и выпустили первую книгу, написанную в соавторстве. Когда Агье Декен унаследовала по тем временам огромную сумму тринадцать тысяч гульденов, она приобрела особняк для себя и своей подруги. Роман в письмах «История мефроу Сары Бургерхарт» [Historie van mejuffrouw Sara Burgerhart], от которого, по утверждению немецкого литературоведа Хайнца Эйкманса берёт своё начало новая нидерландская литература, и многотомную «Историю господина Леевенда» они написали в этом доме. По политическим причинам соавторкам пришлось уехать в Бургундию, тут - революция, не погибли на гильотине они чудом. Во Францию писательницы возвратились в 1797 году и поселились в Гааге, где и суждено им было умереть в 1804 году. Первой скончалась Бетье, а за ней Агье - ровно через девять дней.
мистицизм,
Нидерланды,
средневековье,
религия,
поэзия,
18 век,
нидерландский язык,
забытые имена,
Европа,
роман