Я нашла перевод на русский одноименного эссе, которое вышло за несколько лет до книги. Перевода самой книги, видимо, нет.
Я читала на английском, вот некоторые заметки.
"Можно ли рассматривать отношения между полами в политическом смысле? Это зависит от того, как определяется политика. В моем определении политическая сфера не сводится к тому узкому привилегированному сектору, который, как известно, представляет собой институциональная или официальная политика демократов и республиканцев, -- у нас есть все основания устать от нее и относиться к ней с подозрением. Под политикой я понимаю отношения, структурированные властью, все устройство общества в целом, при котором одна группа людей управляет другой, одна группа является господствующей, а другая -- подчиненной."
По мнению Кейт Миллет, отношения между полами имеют политический характер, так же, как и отношения между расами. Пол (и секс) как вопрос власти - этому посвящена книга Миллетт.
Пол как вопрос власти
Миллетт чаще использует понятие "пол", чем "гендер" (книга 1970-го года), однако проводит межу ними различие: пол - явление биологическое, физиологическое, гендер - психосоциальное, культурное. Гендер она описывае как самоисполняющееся пророчество - мальчиков и девочек воспитывают определенным образом буквально с младенчества, а потом говорят: "Ну вот видите! Это у них от природы!"
Миллетт рассматривает связь пола (гендера) с другими статусными категориями: классом и расой, например, проводит параллели и показывает, как взаимодействуют между собой разные формы дискриминаций.
О взаимоотношения между классом и гендером
Один из главных эффектов класса в рамках патриархата - настроить женщин друг против друга; в прошлом это создавало яркий антагонизм между шлюхой и матерью семейства, а в наше время - между женщиной, делающей карьеру, и домохозяйкой, пишет Миллетт. Среди женщин существуют и другие статусные категории, например, красота и возраст.
Разобщить женщин и сделать невозможной солидарность между ними - необходимое условие для продолжения существования патриархата
Семья как основа патриархата
Семья, общество, государство - три разных, но связанных между собой сущности. В традиционной патриархальной семье родство означает собственность. Отец и муж обладает правом применять насилие к жене (женам) и детям, а иногда и право убивать и продавать. Главный вклад семьи в патриархат - социализация младшего поколения в соответствии с гендерными нормами. Семья - "ячейка общества", которую удобно контролировать государству. При этом, семья без мужчины считается "неправильной" семьей.
Женское движение и сексуальная революция"
Термин "сексуальная революция" начали применять к изменениям 1960-70-х годов лишь позже, а сама Миллетт использует это понятие для обозначения событий конца 19-го - начала 20-х веков.
Миллетт описывает историю женского движения в это время, в основном, в США и Великобритании. Она выделяет такие этапы:
- Борьба за образование для женщин
- Аболиционистское движение в США - первое политическое движение женщин
- Суфражизм
- Борьба за трудовые права
Любопытно, что по ее мнению борьба за избирательное право отняла непропорционально много сил и истощила женское движение. Чрезмерно много надежд возлагалось на право голоса, а потом оказалось, что оно само по себе не решило всех проблем.
"Была ли сексуальная революция?" - спрашивает Миллетт. Нет, революции не было, в результате женского движения произошла реформа патриархата (конец 19-го - начало 20-го века), за которой последовала реакция.
Как могла бы выглядеть настоящая сексуальная революция? Снятие табу, запретов и предрассудков, связанных с гомосексуальностью, "незаконнорожденностью", подростковой, добрачной и внебрачной сексуальностью; пересмотр половых ролей и понятий женственности и мужественности; устранение двойных стандартов и проституции. Настоящая сексуальная революция положила бы конец патриархату.
Реакция - 1930-1960-х
Авторитарные, тоталитарные, фашистские государства поощряют патриархальную семью, опираются на нее, поскольку и сами являются глубоко патриархальными образованиями. Различные эксперименты с семьей, которые проводились таких разных обществах, как нацистская Германия и Советский Союз.
До прихода к власти нацистов в Германии существовало заметное феминистское движение. По Веймарской Конституции женщины получили право голоса и заняли места в Рейхстаге. Были женщины на достаточно высоких должностях (например. Гертруда Боймер), после прихода к власти нацистской партии их поувольняли
Как нацисты боролись с женским движением? Инфильтрация, смена руководства, вовлечение в женские организации, контролируемые нацистской партией. Некоторые женские организации самораспустились, чтобы избежать этой участи.
Любопытно: несмотря на пропаганду 'Kinder, Kirche, Kueche", женщин весьма активно привлекали к работе в промышленности. Настоящей целью нацистской идеологии было не вернуть женщин в дом, как это декларировалось, а изгнать их из престижных и квалифицированных профессий и использовать в качестве дешевой рабочей силы. Квота для студенток в университетах была установлена в 10%. Нацистскую политику пола Миллет определяет так: "спонсируемая государством и законодательно навязанная сексуальная контрреволюция".
В СССР была предпринята попытка разрушить патриархальную систему и традиционную семью. Признаками она называет: свободу брака и развода, разрешение контрацепции и абортов по желанию. Было отменено понятие незаконнорожденности, гомосексуальные отношения, супружеская измена и инцест перестали быть преступлениями. Были намерения снять с женщин бремя быта (ясли, столовые и т.д.). Однако советский эксперимент провалился, и в 1930-40-х был востановлен слегка реформированный патриархат.
Первые признаки возврата к патриархальной семье: ограничение, а затем запрет абортов, криминализация гомосексуальности, штрафы за разводы, возвращение к идее семьи как пожизненного союза с целью рождения и воспитания детей, пропаганда воздержания до брака и многодетности в браке.
В США в те же годы происходили идеологические изменения, связанные с распространением учения Фрейда. Многие последователи и популяризаторы Фрейда оказались в еще большей степени антифеминистами, чем он сам.
Фрейд придал наукообразие сексистским предрассудкам: якобы женская природа состоит из трех элементов - женской пассивности, мазохизма и нарциссизма. Если же женщина протестует против таких определений, то всё просто - это у нее нарушение психосексуального развития и зависть к пенису! Собственно, Фрейд так и отвечал спорившим с ним феминисткам. Нефальсифицируемая гипотеза, очень удобно....
Миллет критикует идеи Фрейда. Да, его современницы действительно завидовали мужчинам, но не из-за пениса, а из-за тех возможностей, которые общество предоставляло мужчинам, но не предоставляло женщинам.
К сожалению, идеи Фрейда о женском мазохизме развивали в том числе и женщины-последовательницы, например, Хелене Дойч и Мари Бонопарт.
Кстати, про Эрика Эриксона не знала, что и он был тем еще сексистом, правда, сравнительно мягким. Он отстаивал идею о "разделении сфер" - ну, то есть, для мужчин - весь мир, а для женщин - только дом и дети. При этом считал, что женщины лучше мужчин и должны облагородить и улучшить общество. Не очень, правда, понятно, как это можно сделать, оставаясь дома.
Литература викторианской эпохи
Рассказывая о женском движении и общественных изменениях 19-го - начала 20-го века, Миллет привлекает различные произведения викторианской литературы. Например, роман "Эгоист" Джорджа Мередита, "Городок" Шарлотты Бронте,
"Саломея" Оскара Уайльда. Полемизирует она с теорией Энгельса о происхождении семьи и государства. Хотя во многом она с Энгельсом согласна, но вот идея о том, что женщины сами охотно согласились на переход к моногамии (односторонней, между прочим, мужчина-то никогда не был связан обязательствами верности по отношению к женщине), чтобы избавиться от необходимости заниматься сексом с многими мужчинами, ей кажется глубоко викторианской по своей сути. В общем, да, почему бы женщинам, чьи возможности к сексуальному удовлетворению на самом деле превышают мужские, захотелось ограничить себя одним-единственным мужчиной и стать при этом фактически его движимым имуществом?
Произведения, характерные для периода реакции
Критику этих произведений и цитаты из них читать было особенно противно. В качестве образцовых идеологов мужского превосходства и преставителей реакции Миллетт выбра Генри Миллера, Нормана Мэйлера и Дэвида Герберта Лоренса. Сколько мизогинной дряни они понаписали, это просто ужас...
Я еще в ранней юности прочитала "Любовника леди Чаттерли", и эта книга меня разочаровала. Зачем ей это грубый эгоистичный мужлан? Неужели женщине реально может нравиться вот это вот? Короче, неправдоподобно как-то мне это показалось даже тогда, не верилось, что вот это скотское отношение брутального самца - и есть женское счастье :)
Оказывается, это еще не самая жесть у Лоренса, есть у него, например, рассказ "Женщина, которая ускакала", где мрачные жрецы приносят женщину в жертву фаллическому божеству...
А вот Жана Жене Миллетт очень хвалит, говорит, что он чуть ли не единственный из современных ей писателей, кто показал всю абсурдность и произвольность гендерных установок и солидаризовался с женщинами.