Старая Пинакотека, Мюнхен 3. Alte Pinakothek, München 3.

Feb 14, 2010 20:06

Часть 1. Старая Пинакотека, Мюнхен 1. Alte Pinakothek, München 1.
Часть 2. Старая Пинакотека, Мюнхен 2. Alte Pinakothek, München 2.

Рубенс и Тициан. Два имени, которые знает каждый, кто хоть как-то интересуется живописью. Почему эти два имени рядом? Да потому, что я обнаружила нечто интересное, гуляя по залам старой Пинакотеки.



«Залы Старой Пинакотеки» на Яндекс.Фотках

Почти уже обычное для меня предупреждение для тех, кому траффик дорог: очень много фотографий и информации. В основном информация взята из Википедии, но есть и мои переводы. Если я брала фотографию из Википедии, то под ней стоит указание. Все остальные фотографии картин сделаны мной.



Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens) (28 июня 1577, Зиген - 30 мая 1640, Антверпен) - плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса - органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.



Автопортрет. 1623 г.
Из Википедии

Рубенс происходит из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец, Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.

Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку.

Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Вефлеемская ночь



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Вефлеемская ночь. Эпизод

Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини де Лялен. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Жертвоприношение Св. Лаурентия

В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Падение Санерибов

По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Его деликатное обхождение с мадридским двором и известным своей темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо.

Во время пребывания в Мантуе Рубенс курировал местную картинную галерею, пополняя её портретами придворных красавиц, и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.

Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других выдающихся мастеров предыдущего столетия, можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Адам и Ева. Рубенс



«Тициан» на Яндекс.Фотках
Адам и Ева. Тициан



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Похищение Европы. Рубенс



«Тициан» на Яндекс.Фотках
Похищение Европы. Тициан



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Девочка с флажком. Рубенс



«Тициан» на Яндекс.Фотках
Девочка с флажком. Тициан

Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бюргеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Моющаяся Сюзанна

Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Карла Борромея и практически единолично отвечал за её внутреннее убранство; впрочем, в подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк - самый талантливый из его многочисленных учеников. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви Святой Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Два сатира

В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Рубенс и Изабелла Брант

Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории: «Страшный суд», так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Битва греков с амазонками



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Страшный суд



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Страшный суд. Эпизод



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Похищение дочерей Эвклипа

Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых - такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е гг. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Умирающий Сенека

Рубенс был не только художником, но и дипломатом. В 1621 г. фламандская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Коронование героев

В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи; ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.

В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.

Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фоурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Портрет Елены Фоурман в свадебном наряде



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Портрет Елены Фоурман с ее первенцем, Францем

Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках

Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей Рубенса.

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.



«Питер Пауль Ру́бенс и Брейгель» на Яндекс.Фотках
Брейгель и Рубенс. Мадонна в венке из цветов

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках

В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко. В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Охота на гиппопотамов



«Питер Пауль Ру́бенс» на Яндекс.Фотках
Охота на львов

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Мюнхен, Германия, Интересно, Искусство, Пинакотека, Бавария

Previous post Next post
Up