Игры моего детства - 1

Jul 09, 2014 12:31

Решил восстановить все игры (не пользуясь интернетом) в которые мы играли.
Современные дети многие из них не знают, но охотно играют, когда их "заводишь".
[Первая серия]
"Монах в синих штанах"
Два водящих - "монах" и "продавец".
Игроки загадывают (или продавец назначает каждому игроку) втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.
Монах приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?".
Монах (цвет - любой): "За зеленой".

Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по зеленой дорожке, найдешь зеленые сапожки, поноси да назад принеси!"
Если краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет.
Если догнал - "монах" становится "продавцом", а пойманный игрок - "монахом".

Очень любили играть в детском саду. Более взрослым почти не играл.

"Али-баба"
Две шеренги детей, взявшись за руки стоят друг на против друга. Шеренги по очереди перекликаются хором:
- Али-баба!
- О чем, слуга?!
- Пятого-десятого, Петю (Васю, Олю и пр.) нам сюда!

Тот, кого вызвали, бежит к противоположной шеренге и пытается "разбить" хватку рук.
Если не разбивает, то встает в эту шеренгу. Если разбивает, забирает одного с собой в свою.

Больше всего в пионерлагере играли с выхода в лес и до обеда.

"Колечко, колечко, выйди на крылечко!"
Участники игры садятся в ряд и складывают руки лодочкой. Большие пальцы при этом должны закрыть пространство, которое образовалось между ладонями.
Водящий берет для игры “колечко” и удерживает его в своих ладонях, в точно такой же “лодочке”.
“Колечком” может быть как само кольцо, так и, например, монетка, мелкий камешек, скомканный фантик от конфеты…
Подходя к каждому играющему, водящий незаметно для других участников игры должен положить “колечко” в ладони какого-нибудь игрока.
После того, как водящий обойдет всех , он отходит от игроков и произносит слова “Колечко, колечко, выйди на крылечко!”

Тот игрок, которому попало “колечко”, должен подбежать к водящему, однако рядом сидящие должны его задержать.
Если “везунчику” удалось убежать - он становится ведущим, если же нет - остается сидеть на месте.

Любили играть с девочками во дворе.

"Съедобное-не съедобное"
Водящий выкрикивает слово и бросает мяч одному из игроков. Если слово съедобное - мяч надо поймать.
Если нет - нельзя ловить.

Играли очень редко, так как быстро надоедало.

"Чиж"
Берется палочка квадратного профиля, длиной сантиметров 10-15.
Оба края заостряются так, чтобы получился "носик".
Некоторые заостряют со всех сторон, некоторые - только с трех. Получается "клюв" (чижик).
На гранях чижа вырезаются "римские числа" (очки): I, II, III. Одна грань чистая.

На земле рисуется квадрат, со стороной примерно в 1 м. Обычно его длина равна длине биты.
На стороне квадрата отмечается место, куда кладется чиж, который наполовину должен быть внутри квадрата, наполовину - вне.

Игрок бьет битой по носику, чтобы чиж улетел как можно дальше. Опытные игроки первый удар делают не сильно, только чтобы чиж подлетел,
а второй удар - уже по нему в воздухе.

Водящий может поймать чиж. Тогда игрок становится водящим.

Если чиж упал на землю, то смотрят, сколько очков сверху. Эти очки суммируются с теми, что игрок уже получил ранее.

Далее водящий с места падения чижа бросает его в квадрат так, чтобы он там остановился.
Если получилось, то в игру вступает следующий игрок. Если не получилось, игрок снова бьет с того места, где находится чиж.

Играют до того момента, когда у какого-нибудь игрока не наберется 21 очко.

Количество игроков - 2-4.

Варианты:
1) Если водящий поймал чижа, то добавляет к себе очки игрока
2) Пустая грань может означать ноль очков или очки могут "сгорать"
3) Игрок может защищать квадрат битой

Есть вариант с переходом хода, когда при попадании в квадрат водящий становится играющим, а "следующий по списку" - водящим.

Играл даже с почти взрослыми сыновьями на даче.

"Бездомный заяц"
На земле рисуются круги (домики) для зайцев. Один заяц остается бездомным.
Остальные должны регулярно обмениваться домиками, при этом они должны "договориться" так, чтобы бездомный заяц не заметил.
Если во время обмена бездомный заяц занял домик, то бездомным становится тот, кто не добежал.
Действует правило "Считаю до трех". То есть, если игроки долго не меняются, то ведущий начинает считать.
Если никто на счет "Три!" не поменялся, то он занимает любой домик.

Простая игра для самых и не самых маленьких.

"Фантики"
Фантики из-под конфет складывались в плотный квадрат.
Далее два варианта игры.

№1 - Настольная
Играют, обычно, вдвоем или втроем.
Игрок кладет свой фантик на тыльную сторону ладони, а пальцами резко ударяется о край стола так, чтобы фантик полетел вперед и упал на стол.
Первый фантик бросается просто так, последующие должны падать поверх любого фантика, уже лежащего на столе.
Если накрыл сверху хотя бы уголком - игрок забирает и свой фантик и тот, что снизу, и получает право на следующий бросок.
Если промазал - фантик остается на столе, а ход переходит другому игроку.
Раунд заканчивается когда на столе не остается фантиков.
После чего ведется подсчет, кто сколько выиграл.

№2 - Напольная
У нее две фазы: бросание фантиков и игра на полу.
Обычно предварительно игроками по очереди раскидываются несколько фантиков, например, по три от каждого игрока.
Для этого фантик держится за уголок 2-мя пальцами и отправляется в полет щелчком.
Последний фантик (четвертый) является битком.

После его падения начинается фаза игра на полу. Сначала меряется расстояние до ближайшего фантика расскрытой ладонью.
Если пальцы достают, то он забирается, и игрок имеет право на следующий ход, а именно на удар битка щелчком,
чтобы он по полу приблизился к следующему фантику.
Не получилось - бьет другой игрок.

Вариант: Фантики раскидываются по очереди, пока какой-нибудь не упадет на расстояние расскрытой ладони до уже лежащего фантика на полу.
Далее - игра на полу, как описано выше.

Сам игра может длиться, пока не надоест, или пока у игрока не кончатся фантики.
Играли в городском, пионерском и спортивном лагере.

"Собачий бол"
Играется на траве/газоне или на пляже.
Игроки лежат на спине/попе. Перемещаться можно только только так, чтобы спина была повернута к земле (траве),
как минимум одна рука должна касаться земли. На бок и на живот переворачиваться нельзя.

К водящему это не относится, он может перемещаться/бегать на своих двоих.
Задача водящего - попасть мячом в любую часть тела, кроме ноги до колена (только ими можно отбивать мяч), или поймать в воздухе отбитый мяч.
Игроки могут перемещаться только пока мяч летит или катится.
Водящий бросает с того места, где остановил мяч. Он может перекидывать мяч поближе к игрокам, но, подчеркиваю, в это время игроки могут "менять позицию".

Очень любили играть во дворе.

"Пионербол"
Волейбольная площадка, мяч перебрасывается через сетку одной или двумя руками (иногда требовалось только двумя).
Поймавший мяч мог или бросить его обратно, или дать пас, или сделать не более трех шагом и бросить.
Правило трех шагов применялось, как правило, ко всей команде.

В-целом, не очень динамичная игра, мне она особо никогда не нравилась.

Другое дело - "Пионербол-2"!
На площадку одновременно вбрасывается два мяча двумя командами.
Кроме стандартных "фолов" добавляется еще один: нельзя, чтобы два мяча одновременно находились в руках игроков одной команды.

Динамично-визгливая игра всех возрастов. Будучи физруком в лагере даже устраивал турниры.

"Вышибала"
Очерченная площадка "круг" (прямоугольник/овал). Двое вышибал за пределами круга. Их задача мячом попасть в тех, кто в кругу.

Интересны модификации:
1) Те, кто в кругу могут ловить мяч. Если поймал, то получает фору.
Он может израсходовать ее, когда в него попадут, а может вернуть того, кого уже выбили.

2) Вышибала может крикнуть "Ручеек" и пустить мяч по земле. Все, кто в кругу должны пропустить этот мяч, расставив над ним ноги.
3) Финский вышибала. Те, кого выбили, сами становились вышибалами. Очень динамично получается.
4) Вышибала может крикнуть "Из дома (аут)!", тогда все должны быстро выбежать из круга, пока мяч летит к другому вышибале.
5) Бросок "Свечка/На кого бог пошлет!". Вышибала подбрасывает мяч вертикально.
Игроки в круге замирают и ждут "своей судьбы". Иногда наоборот, свечку должен поймать тот, к кому она ближе.

Играли где только можно (при наличии народа).

"Ножички"
Больше всего запомнился вариант "Земля".
Чертится круг (Земля), достаточно большой, чтобы игрок мог на на своей части двумя ногами стоять. Круг делится на равные части.
Со своей части (территории) втыкается ножик в чужую. По плоскости лезвия воткнувшегося ножика проводится линия. Если отрезанный кусок граничит с твоей территорией, то присоединяешь его.
Обязательное условие, что нужно втыкать только стоя на своей территории, хоть на носке одной ноги. Упал - выбыл.

Интересно, что мы играли в нее и в лагерях, начиная с малых лет, и никто не переживал, что дети играют ножиком.

"Минус пять"
Футбольный вариант:
мяч бьется в определенную область стенку, а следующий игрок должен после отскока тоже попасть в эту же область (или сходу, или после остановки мяча).
Промахнулся - "минус один". Если пять минусов набрал, то игрок выбывает.

Можно играть "до последнего", а можно до определенного количества выбывших.
По кончании те, у кого есть минусы вставали, нагнувшись, к стенке лицом.
Первыми били мячом по мягкому месту стоявших те, у кого не было минусов.
После этой серии те, у кого был минус один вставали в ряды бьющих.
И так до минус пяти.

Баскетбольный вариант аналогичен, только мяч бросается в сетку и считаются плюсы (попадания).

Возрождаю баскетбольный вариант у себя на даче.

"Прятки"
Наверное, нет смысла описывать.

Варианты:
1) Последний из спрятавшихся мог спасти всех "Палочка за всех!"
2) "Двенадцать палочек".
На круглую палку клалась плоская плашка, а на нее - 12 палочек.
Кто-либо из игроков "разбивал кон", начиная игру ударом ноги по свободному концу плашки. Палочки разлетались по окрестности.
Водящий" должен был их собрать и установить обратно на плашку. За то время, пока он их собирал, остальные игроки прятались.
Если водящий находил игрока, то начинал

Первому надо было не "отстучаться", а топнуть ногой по плашке, чтобы палочки разлетелись.
Пока водящий их собирал, остальные могли "отстучаться". Но могли и не успеть, если водящий был проворным и успевал собрать и "разбить" палочки.
Далее "водящий" отправлялся искать спрятавшихся. Если он кого-то нашёл, он должен был криком сообщить об этом и успеть первым добежать до лапты,
чтобы ударом ноги "разбить кон". Если такое ему удавалось сделать, то автоматически "водящим" становился тот игрок, которого он сумел найти.
Если же "водящий" бежал медленно, то найденный им игрок мог первым добежать до кона, разбить его и пока водящий собирает разбросанные палочки,
снова начать прятаться. Или же, если найденный ("застуканный") игрок не успевал первым добежать до кона, но в момент, когда водящий, добежавший первым и разбивший кон,
ухитрялся поймать одну из палочек, то "водящий" оставался "водить".

"Пятнашки/Догонялки"
Кроме классических, есть варианты:
1) Белка на дереве.
Водящий может бегать только по земле - остальные при его приближении могут залезать/прыгать на всякие горки, домики, заборы - главное чтобы водящий не достал.
Можно ограничить высоту "залезания" одной или двумя длинами стопы.
Водящему нельзя долго стоять около висящего игрока ("Кто по городу не ходит, тот четыре кона водит!").
Игрокам же запрещается висеть, если около них нет водящего, и прыгать все время на одно и тоже место.

2) Зомби - догонялки, но кого запятнали тоже становится зомби.
надо запятнать всех, кроме последнего, он объявляется победителем.
В начале игры зомби может быть один или несколько.

Вообще, в эту игру я сам не играл, в нее играли дети из моего отряда.

3) Казаки-разбойники
Игроки разбиваются на две группы: казаков и разбойников.
Если разбойник запятнал казака, то он встает на месте руки в стороны.
Другой казак может/должен освободить своего, дотронувшись до ладони.

Во всех случаях определяется территория, за пределы которой выбегать запрещено.

"Чика/орлянки/пристенка/рюшки"
У пивных пробок края плющились внутрь.При начале игры пробки "столбиком" ставились друг на друга гладкой поверхностью вверх.
Цель игры - разбить столбик свинцовой битой с определённого расстояния.
Если этого с первой попытки не получалось, определялось, чья бита подлетела ближе к столбику.
Счастливец первым и "разбивал"чику ударом биты сверху по столбику. Перевёрнутые пробки забирал себе.
Далее стучал битой отдельно по каждой уже не перевёрнутой пробке. Если после удара пробка не переворачивалась, право бить битой переходило к другому.
Бита по форме - кусок свинца размером и формой со столовую ложку.
Старшие ребята вместо пробок играли монетами.

Предыдущее поколение играло в нечто подобное, только бита не кидалась, а ударялась о стенку.
В нее играли или в подъездах, или в проездах. Я застал ее "увядание", или она просто у нас была непопулярна.

"Слон"
Несколько человек (одна команда) становятся вереницей, каждый при этом сгибается в поясе и держится руками за впереди стоящего.
Передний упирается руками в стену здания. Образовавшаяся таким образом конструкция и есть "слон".
Вторая команда по одному с разбегу должна запрыгнуть на "слона", причём поместиться должны все,
значит первый должен запрыгнуть "на первого", а остальные как можно ближе к нему.
Если кто-то не сумел запрыгнуть или не поместился, то вторая команда становится слоном.
Если все поместились, то команда слона должна пронести на себе вторую команду определённое/условленное расстояние.
Получилось преодолеть расстояние - вторая команда становится "слоном", а первая получает право запрыгивать на неё.
Если не получилось и "слон" упал во время движения, игра повторяется сначала, первая команда остаётся "слоном".

"Козел №1"
По-очереди игроки бросют мячик в стену и надо через него перепрыгнуть, когда он отскочит.

Есть варианты усложения: первые N прыжков после касания мяча об землю, потом пока он не коснулся земли.
Дальше не помню, спиной к стене, вроде, прыгали.
Очки набираются как в -5.

После 9 лет уже ни разу не играл.

"Штандер"
Выбиралась группа определений (цвет, животные и прочее). Каждый участник выбирал псевдоним из этой группы. Например, желтый, синий ...
Для водящего чертился круг, около круга - подписанные линии, на которые участники ставили одну ногу.
Водящий раскачивал мяч со словами "Штандер, штандер, синий!" и подбрасывал его вверх.
Тот, кто синий, должен был мяч поймать и крикнуть "Стоп!", тогда как остальные участники разбегались.
Поймавший мяч кричал "Стоп!", а потом должен был сказать, сколько шагов до игрока, которого он выбирает, чтобы дотронуться до него мячом.
Типы шагов: "гигантские", "человеческие", "лилипутские". Если всё получилось, тот, до кого достали мячом, становится водящим.

Так как псевдонимы все время "перемещались", то нужно было помнить, кто ты на данный момент. Если перепутал, - водишь. Иногда упрощали до выкрика только имен.

Вариант:
Поймавший мяч должен был не сходя с места попасть в какого-нибудь игрока.

Игра пришла из Германии после Хрущевского фестиваля молодежи.

"СтрЕлки"
2 команды - одна убегающая, другая догоняющая. У убегающей есть временнАя фора.
Мелом на асфальте, поребриках, домах и прочих укромных местах рисуются стрелки, обозначающие направление убегающей команды.
Жульничать нельзя, но можно при повторном круге (если успевали) выбрать другое направление и нарисовать новую стрелку, на стирая старой.

"Ромбы"
На небольших листочках бумаги (ромбах) пишется "плюс" или "минус" и число от 100 до 100*(N игроков/2).
Перед началом каждого тура ромбы сворачиваются в трубочки и подбрасываются вверх.
Каждый берет один ромб и смотрит плюс у него или минус, "плюсы" одна команда, "минусы" - другая.

"Минусы" убегают (им дается фора в пару минут), "плюсы" ждут, потом начинается игра.
Задача: догнать (коснутся рукой) игрока другой команды и сказать "Вашу ромбу!".
После этого эти оба игрока открывают ромбы. У кого больше, тот забирает ромбу соперника и его очки суммируются.
Игрок без ромбы идет отдыхать до следующего тура.

То есть, если у игрока +400 и он догоняет человека с -300, то тот обязан отдать ромбу и получится уже +700.
Аналогично, если у игрока -300, а его "догнал" игрок с ромбой +200, то игрок забирает эти +200 и у него становится уже -500.
Если число одинаковое, то разбегаются.

Таким образом, ромба определяет роль в игре. Если у игрока 100, то надо прятаться и убегать. Если 500 - то догонять.
Но можно эти 500 потерять, если догнать соперника, который "собрал" уже 800 (400 своих + 200 + 100).

Иногда разрешают в самом начале менять ромбы в свое команде.


Продолжение здесь: Игры моего детства - 2
Полный каталог игр здесь: Игры, конкурсы, веселые вопросы: Каталог

детство, Игры

Previous post Next post
Up