Барселона, часть восьмая. Антонио Гауди. Дом Бальо.

Jan 19, 2014 22:38

Второе здание, дом Бальо (или Casa Batlló), интересен тем, что изначально это был самый обычный, скучный дом, возведенный то ли в 1875, то ли 1877 году. Владельцу здания, текстильному фабриканту Жозепу Бальо-и-Касановасу захотелось модернизировать фасад так, чтобы дом не терялся на фоне остальных построек улицы. И Гауди удалось выполнить поставленную перед ним задачу просто великолепно: здание бросается в глаза издалека и явно выделяется из остальных построек на улице.

На фото ниже видно идущие подряд три дома. Дом Бальо - справа, с украшением, похожим на головку чеснока. Эти три дома называют "Яблоком раздора", потому что построившие или реконструировавшие их архитекторы как будто соперничали друг с другом. Они построены примерно в одно и то же время, но очень отличаются по стилю. Первый - Каса-Льео-Морер (назван так в честь мотивов львов и тутовых деревьев на фасаде, а не по имени владельца, как остальные дома), построенный в 1864, а реконструированный в 1902. Второй - дом Аматлье, промышленника шоколадных изделий. Этот дом выделяется необычным ступенчатым фронтоном. Ну и третий, как я уже сказала, тот самый дом Бальо.



Дом Бальо еще называют домом Костей. Присмотритесь: балконы напоминают глазницы черепа, а колонны на первом и втором этаже - человеческие кости.



Вход в это здание обойдется вам дороже, чем во дворец Гуэля - 21,35 евро. В стоимость билета входит аудиогид, причем здесь он доступен на русском языке. Билеты также можно купить онлайн.



Дом примечателен тем, что внутри нет ни одного угла. Все формы скруглены, все линии - плавны. Лестница напоминает хребет какого-то огромного животного, и в целом создается впечатление, что дом - не творение рук человеческих, а живое существо.



Камин проектировался с двумя скамейками, поуже и пошире. Широкая скамейка предназначалась для влюбленной пары, желающей погреться у огня, а узкая - для дуэньи, призванной следить, чтобы молодежь не позволила себе лишнего.



Кажется, что потолок и стены выложены мозаикой, но на самом деле они расписаны красками.



Каса Бальо строился как доходный дом, т.е. дом, квартиры в котором предназначены для сдачи в аренду. В бельэтаже когда-то была квартира владельцев здания, сейчас открытая для посещения.

Окна в гостиной можно поднимать вверх при помощи спрятанных внутри противовесов, при это никаких рельс между окнами нет, все створки цепляются друг за друга так, что при одновременном поднятии их всех получается огромное панорамное окно, а в нижней части сделаны небольшие решетки, которые можно открыть для проветривания.





Даже двери тут скругленные:



В центре здания есть небольшой внутренний дворик, в который выходят окна квартир. Стены в этом дворике выложены керамической плиткой, причем цвет плитки тем темнее, чем выше она располагается. Сделано это для того, чтобы все этажи казались равномерно освещенными.







Я уже говорила про вентиляционные решетки под окнами. Вот тут эти решетки больше и их видно поближе. В домах, спроектированных Гауди, до сих пор нет необходимости в установке кондиционеров именно из-за продуманной системы вентиляции.





В помещении, когда-то бывшим столовой, по стенам развешаны фотографии дома.





Назначение этого украшения на потолке не понятно никому, как и то, что именно оно изображает.



Из столовой есть дверь на небольшую террасу. Колонны по центру двери тоже вызывают недоумение.



На этой стене когда-то высаживали цветы:





Это - крыша каретных помещений.



Квартиры в здании до сих пор сдаются в аренду, правда, сейчас тут в основном офисы. Сомнительное удовольствие жить в доме, по лестницам которого постоянно снуют туристы. Квартиры обозначаются не цифрами, а буквами, и это тоже идея Гауди.



На чердаке, как и во дворце Гуэля, располагались комнаты прислуги и подсобные помещения.



В крыше сделаны особые щели. Они прорезаны так, что дождь или снег в них не попадут, а вот воздух и свет пройдут легко. Это сделано для обеспечения естественного освещения и вентиляции на чердаке.



Арочные потолки - один из любимых приемов Гауди. Для их проектирования архитектор не использовал сложных расчетов. Вместо этого он брал веревку, подвешивал в ее центре грузик и на основании полученной конструкции отливал гипсовую форму.







Крыша, как и во дворце Гуэля, выглядит необычно, но при этом гораздо больше гармонирует с общим обликом дома. Печные трубы украшены с помощью той же техники тренкадис.







На крыше установлен большой крест, напоминающий формой чесночную головку и покрытый керамикой. Говорят, что во время доставки креста от мастерской к дому его уронили, от чего керамика покрылась трещинами, но Гауди решил, что так крест будет выглядеть еще интереснее.





Тут же, на крыше, в специальном небольшом помещении, когда-то стояли сосуды для сбора дождевой воды. Сейчас необходимость в таком сборе отпала, поэтому вместо сосудов стоит небольшой декоративный фонтан.



Мебель для хозяйских покоев тоже была сделана по эскизам Гауди. Она больше не стоит в комнатах, а собрана в одном месте в небольшую выставку.





Испания, Барселона, Гауди, дом Бальо

Previous post Next post
Up