Мы продолжаем работу над курсом sekta 2.0. Если вы не читали о нем раньше - расскажем кратко: "второй курс" стал результатом наших долгих поисков ответа на вопрос: "Я знаю о правильном питании и спорте так много, но почему это не помогает мне?", который возникает у многих людей, которые годами борются со своим телом. Мы создали алгоритм, который помогает исследовать собственный опыт, увидеть закономерности, циклы и влияние внешней среды, самостоятельно подвести итоги и выработать вектор дальнейшей работы.
Всего курс состоит из 3х заданий. Сегодня мы хотим поделится с вами замечательным разбором нашей выпускницы по второму заданию - "Циклы Мотивации". Это - всего лишь один из десятков и сотен рассказов о бесценном жизненном опыте, и столь же бесценные выводы в конце. Все работы по заданиям читаются на одном дыхании! А главное - они показывают нам, что любые заблуждения необходимы нам для того, чтобы в итоге найти себя, научится доверию к себе и любому своему выбору.
Монодиета
Однажды случилось в моей жизни такое, что за очень короткое время я набрала объективно сразу много килограмм. В первый же день отпуска я, бледный питерский ребёнок, обалдела от щедрости и тепла турецкого солнышка, уснула на пляже лицом в книжке и получила серьезный ожог спины. Двигаться могла с трудом и только в темное время суток - поэтому всё развлечение в оставшиеся дни сводилось к неподвижности с книжкой и прохладному душу в номере и ужину на хорошем «олинклюзиве».
Никогда не была худенькой и никогда не была полностью довольна собой в зеркале, поэтому приближение катастрофы не чувствовалось. Гром грянул, когда увидела своё фото у бассейна: пора было что-то делать, и срочно. Логика была проста: проблема была от того, что я мало двигалась и много ела. Решение стала искать от обратного: мало есть и двигаться много - мотивация.
Выбрала для себя странную схему питания, как-то из головы: весь день строго на обычном рисе и зелёном чае с послаблениями в виде одного грейпфрута и одного обезжиренного йогурта; в качестве физнагрузки села на велотренажёр, который до этого подрабатывал у нас на полставки вешалкой для глаженного белья. Белье наконец переехало в шкаф, мультиварка круглосуточно фигачила рис, а быстро набранные килограммы так же быстро уходили. Изменения отметили все, поэтому есть я стала ещё меньше (ограничив количество риса), а крутить педали больше (уже две серии Хауса вместо одной, итого в день я выезжала около 35 км) - супермотивация.
Долго на таком рационе жить сложно, это факт. Кроме того, учёба и параллельная работа плохо уживались с ежедневными 1,5 часами тренажёра, приходилось выбирать между статьями, рефератами и похудением. Похудение не всегда выигрывало. Каждая пропущенная тренировка вызывала волну вины и «отработку» на следующий день в виде штрафных километров - плато.
«Посыпавшиеся» через полтора месяца ногти намекнули, что нужны витамины, но от таблеток на пустой желудок мутило. Нужно было возвращаться к еде, но к какой?
Положительный опыт: ну, я достаточно волевая. И способна на ежедневные подвиги, глядя на Хью Лори. На этом всё.
Работа над ошибками: во-первых, в периоды вынужденной ограниченности движений рациону следует уделять особое внимание, не увлекаясь макаронами с сыром. Во-вторых, ответственность за макароны лежит на мне, и устраивать за это тюрьму строгого режима организму глупо. Это в любой ситуации глупо, точка.
Система -60
Тающая на глазах подружка, перспективы вернуться к еде, позволять себе роллы в кафе, и всё, что угодно, утром будоражили. Всё звучало так просто и так щадяще - мотивация.
И килограммы не вернулись, зато значительно повысились настроение и жизненный тонус. А вечера были заняты уже не только спортом, но и прогулками по кондитерским: я оттягивалась по полной, закупала себе всё вредное и жирное на завтрак, и продолжала держаться в форме - супермотивация.
Придерживаться системы получалось довольно долго, но ее же правила загоняли меня в ловушку. На завтрак можно всё! И я не брезговала шоколадом или чипсами, конечно же, игнорируя «скучные» крупы. В итоге качественного насыщения не было, а вот чувство легкого голода было почти всегда, а когда после пар, наконец, приходила домой - было уже 18 часов, и утолить голод даже перекусом не всегда получалось.
Килограммы за счёт вот этого недоедания были стабильны, что побудило потихоньку завязать со спортом, тем более что на голодный желудок на чистом энтузиазме тренировки делать было откровенно влом - плато.
А потом… потом наступили летние каникулы и, одновременно, ссора с подругой, вместе с которой мы сидели на этой системе. Я ночное существо, поздно ложилась, а просыпалась, скажем, в 12.30 - и с грустью обнаруживала, что ничего вкусненького по часам уже нельзя. Граница вседозволенности сместилась к 14.00, потом к 15.00… Без режима дня режим питания, завязанный на часах, не так просто соблюсти, а я уже и не старалась - компенсация.
Положительный опыт: были освоены основы планирования рациона, пусть пока и совершенно бездумные. Научилась делать выбор в кафе и ресторанах, различая омлет и тирамису. До сих пор не представляю, как люди живут без массажных щеток и скрабов.
Работа над ошибками: нет ничего безнадежнее негибкой системы правил. Возможно, перестрой я тогда правила под себя и иногда их варьируя, удавалось бы избежать компенсации и вернуться к мотивации. И конечно, нужно было понимать, почему и какой продукт разрешен, а не тупо сверяться со списком.
Пробежки с подругой
Двумя годами позже, к тому моменту, как меня стала агитировать на пробежки знакомая, муж уже сделал мне предложение руки и сердца, дата бракосочетания была назначена, а дорогущий фотограф забрал 50% предоплаты. Отступать было некуда, а на свадебных фотографиях в белом платье хотелось видеть тонкую нимфу с красивыми скулами и большими глазами - мотивация.
Ноги подтянулись очень быстро, а так как дело было в начале лета, была возможность хвастаться результатом в коротких платьях и собирать комплименты, чем я с удовольствием и занималась (периодически картинно закатывая глаза: "нет, ну что ты, ну какое кино сегодня? Я же по вечерам бе-ееегаю, забыла?"). Пробежки стали ежедневным ритуалом, добавилась скакалка, а я влюбилась в бег по набережным Невы и уходящее за Петропавловку рыжее закатное солнце - супермотивация.
В течение месяца Таня продолжала наращивать нагрузку: ей это было критично для экзамена по физподготовке в военной академии. Мой нетренированный организм за ней не успевал, а идиотская гордость не позволяла попросить о передышках или сбавлении темпа. Каждая пробежка превращалась в битву с кинжалами в боку, саднящим горлом и желанием выплюнуть на асфальт остатки лёгких, выкинуть в Неву кроссовки и уйти в закат - плато и начало компенсации.
После случилась простуда, которая, как обычно, прошла за два дня, но еще надолго оставила забитым нос. Насморк оказался идеальной уважительной причиной, чтобы не идти бегать. Насморк прошёл, а бегать я так и не вышла. Пробежек боялась, как огня, еще три года после этого. Чувствовала себя бездарностью, не способной пробежать без остановок и километра. Это сильно ударило по самооценке, и желание связываться со спортом надолго отбилось - регресс.
Положительный опыт: я умею смотреть по сторонам и не зацикливаться на дыхании, постановке стопы и километраже. Умею ловить кайф в движении!
Работа над ошибками: вот это актуально. Нельзя бегать в паре с кем-либо, кто бегает лучше меня. В моем нынешнем состоянии - ни с кем. С близкой подругой из другого города на следующей неделе планировали свидание в парке с беговыми найками, только что я ей написала про отмену и объяснила причину. Она поняла.)
Антицеллюлитный массаж
Убедившись, что самостоятельно я сделать ничего не в силах, а от хрупкой феи меня по-прежнему отделяют круглые щёчки и знатная попа, нашла студию антицеллюлитного массажа не далеко от вуза - мотивация.
После первого же сеанса сделала замер. Минус 2 сантиметра за 60 минут боли и унижений - вау! Весь следующий месяц появлялась там чаще, чем на парах. И да, это было настолько больно, что питаться правильно не хотелось. Питаться никак не хотелось, хотелось зашить себе рот и не есть больше никогда. Еда стала синонимом страданий, так как именно она виделась мне источником всех вот этих складочек, за которые меня щипала безжалостная и очень сильная массажистка. В сочетании с резким ограничением калорий, результат, конечно, был улётный, и ходила я туда с минимальным разрешенным интервалом, то есть через день - супермотивация.
Но вот какое дело, пассивное похудение - это, оказывается, неинтересно. Нет участия в процессе, нет ответственности за своё тело. Относилась я к нему, как к барахлящему принтеру: ну да, вот тут вот неполадка, но ничего, мастер всё исправит - плато.
К боли я скоро привыкла и перестала ойкать при прикосновении истерзанной попы к стулу, синяки стали желтеть, а подруги перестали ласково звать меня жертвой домашнего насилия. Так как культуре питания взяться было неоткуда, вместе с адаптацией организма к боли начался возврат к обычной еде. То есть да, массаж эффект принес, но я сама же этот эффект и заедала - компенсация.
Сразу после свадьбы попала в больницу с пиелонефритом, где мне заодно диагностировали первую стадию опущения почки и по этому поводу рекомендовали набрать 3-4 килограмма. Ну, а раз уж доктор сказал... - регресс.
Положительный опыт: воздействие на кожу - важная составляющая пути к подтянутому телу. Настолько, что на какое-то время хватает ее одной. А еще теперь я легко терплю любые манипуляции с ногами: ноцирецепторы, кажется, забились куда-то очень глубоко.
Работа над ошибками: удовольствие приносили замеры, но не сам массаж. Более того, его болезненность подсознательно ассоциировалась с искуплением всех гастрономических грехов: "этот маленький кусочек шоколада - ничто по сравнению с той огромной болью". Я не должна идти на неприятные процедуры в качестве отработки косяков питания. Я должна работать с косяками питания, всё же так очевидно.
# Sekta
На секту я решилась как-то сразу, ужасно стесняясь перед семьёй и друзьями: они об этом впервые услышали неделе на третьей и очень в общих чертах. Вдохновение было сугубо от альбома с фотографиями "до-после": я несколько дней листала и перелистывала их на работе, слегка раздражаясь на уверенное "не будь идиоткой, это фотошоп" от коллеги. В итоге я спросила, не думает ли она, что это фотошоп, потому что похудение невозможно в принципе. Спросила и мысленно удивилась: а я-то сама чего тяну, не думаю ли так же? И подала заявку на дистанс, уже в тот момент уверенная, что пройду все девять недель до конца (Забегая вперед: коллега носит булгур, дикий рис и овсянку в контейнерах и уменьшилась уже значительно.) - мотивация.
Мои девять недель пришлись на ноябрь-январь, и в течение этого времени я практически постоянно болела. Простуды давали мне полное моральное освобождение от ворков, да и в обычные дни с ними было всё непросто, так как из-за похудения снова начало тянуть опущенную почку, и хайниз и иже с ним сразу ушли в противопоказания. Но питание... Я была пленена. С упоением готовила по несколько блюд за вечер, оборудовала шкафчик под крупы и искренне не хотела срываться на сладкое и неуставное. А самое потрясающее, что эти обещанные 80% успеха не замедлили показаться и отразились на фигуре и коже; неделе на четвёртой это стало заметно даже из-под пуховика и объёмных свитеров. Люди просили ссылку "на диету", не верили, что я ем, как не в себя, и почти совсем не тренируюсь. Так продолжалось до конца курса и еще несколько недель - супермотивация.
Сытный юбилей свёкра, прощупывание интуитивного питания в виде постоянных мелких отступлений и возврат 1-2 см в талии и бедрах заставили меня попаниковать. Нет, верный рецепт-то я знала: только и нужно, что вернуться к строгой аскетичности. Вот с понедельника и вернусь. Чёрт, ну, со вторника-то точно. Уффф. Ладно, вот вечером во вторник и впредь всё будет правильно. Блин, блин, блин! Ну, вы поняли... - плато.
Я отпустила ситуацию. Ела то, что хотелось, с приятным удивлением обнаруживая, что не поглощаю всё без разбора. О тренировках не думалось, да и глупо было тренироваться после пухленького сырника со сгущенкой. А еще я сделала глубокий вдох, наконец-то распечатала лекцию по мотивации, поставила себе диагноз - и сконцентрировалась на писательстве по книге "Путь художника", что здорово отвлекло меня от самобичевания, вечеров с рулеткой вокруг бёдер и ежеутренних восхождений на весы, как на Голгофу - компенсация и, пожалуй, период наблюдения.
... Мне тут рассказали про девушку, которая сходила на урок живописи для начинающих и - вотжедура - выложила "своё уродство" в Инстаграм. Меня как током пронзило. Фотография же была не о картине (практически уверена, что девушка не переоценивала себя и понимала, что, гм, нешедевр). Фотографией она рассказала о новом опыте и удовольствии от творческого процесса. Так и секта - не о модели с узкой талией и без апельсиновой корочки на бёдрах, по-голливудски белозубо улыбающейся тебе из зеркала. Секта - о творческом переосмыслении научных знаний, о радости новых вкусов, активности и о клёво проведенном времени.
Дальше могут случиться полотна уровня Рафаэля и карьера Наоми Кэмпбелл, а могут и нет. И это не так важно, потому что творческий путь прекрасен сам по себе, на нем и нужно концентрироваться.
И мне захотелось обратно, на этот путь. И я открыла браузер и вбила "соевое мясо рецепт". Приготовила и впервые за 10 лет вегетарианства поела веганский плов, по которому, оказывается, ужасно скучала. Попросила у мужа на 8 марта беговые кроссовки. Составила плейлист и попробовала утренние ворки, BBG Кайлы Итсинес и Nike Training Club. Купила новую радостно-оранжевую мисочку для утренней овсянки и вкусно пахнущий скраб для душа - и плевать, что у меня стоят два незаконченных, а мисочка не подходит к нашей столовой посуде. Сейчас я довольна тем, что я делаю и какие эмоции от этого получаю. Моё питание неидеально, но сбалансировано и размеренно, а физические нагрузки не регламентированы, но регулярны - новый период мотивации.
Так как этот период продолжается и в настоящее время, выводы по нему будут общим итогом.
Положительный опыт: пожалуй, моё фото "до-после" могло получиться только здесь. Это не диета, не система, это действительно Школа. И как и везде, самое важное - это знания! Благодаря им стало возможным питаться правильно за пределами 9 недель, расценивая их как базу и основу здоровой жизни. Со знаниями полезный выбор просто случается чаще вредного, а уж сделать его вкусным я научилась. Считаю, что вышла победителем из своего первого периода компенсации, сместив фокус с питания и ворков, дав пройти панике и после - опробовав новые рецепты и программы тренировок. Мой интерес оказался в новизне.
Работа над ошибками: считаю важным уменьшать количество ворков до числа, когда они не будут в тягость. Избегать жестких графиков. Искать разнообразие и получать удовольствие из разных источников. Решение о том, бегать/воркать сегодня или нет, принимать следует здесь и сейчас, а не за восемь часов или тем более за неделю до. По питанию: устраивать намеренные нарушения режима сразу, как только перспектива съесть что-то "неугодное" начинает вызывать панику. Не винить себя при любом выборе, тем самым делать его честным. А прежде чем "интуитивно" предпочесть джанк фуд, убедиться, что выбор вообще есть: что кухонный шкафчик полон нута, чечевицы и соевого мяса, а в холодильнике есть пара контейнеров с веганским пловом, булгуром или овощным рагу с фасолью.
Спасибо, AlinCosamide и всем остальным участникам курса!