технологический ад

Feb 05, 2007 17:55

Эта небольшая заметка созрела у меня в голове под влиянием некоторых реплик, сделанных alex_semenov во второй части обсуждения книги Дойча. То, что я здесь говорю, имеет характер абстрактных возражений, относящихся к воображаемому оппоненту. То есть я сразу хочу оговориться, что я не приписываю автору комментов тех мыслей, против которых я сейчас буду ( Read more... )

околофилософское

Leave a comment

Comments 57

О счастии и несчастии sergeikozlovsky February 5 2007, 19:05:46 UTC
Беру сразу быка за рога.

Моя супруга, Ирина Ямайкина, построила действующую концепцию человеческого счасть. Экспериментальная проверка подтверждает правильность. Из этой же концепции вытекает и противоположность - депрессии, подавленность...

Концепция очень проста: состояние счастья более вероятно, если:
- человек следует своим инстинктам
- делает это после состояния несчастья.

Проблема в том, что, по выражению бр.Стругацких, "человека достойно наименее естественное". Т.е. есть ложкой, спать на кровати, бросать мусор в урну, быть вежливым когда не хочется... - все это достойно но неестественно.

Техника и технология требуют достойного человека, иначе они плохо работают. Одним этим они увеличивают вероятность состояния несчастья тех, кто их использует.

Итак, чем больше техника и технология проникают в нашу жизнь, тем вероятнее состояние несчастья. Что будем делать?

Reply

"сейчастье" falcao February 5 2007, 19:26:08 UTC
Мне кажется, прежде всего надо понять, что "счастье" как таковое -- это нечто минутное, даже чисто этимологически ("сейчастье", то, что происходит сейчас; то же во многих других языках). Представление о возможности какого-то перманентного счастья несостоятельно в принципе по той причине, которую я назвал. Мы сами не знаем, чего хотим. Это принципиально, поэтому я бы отказался от представлений о счастье -- это что-то совершенно нереальное. Если вдуматься, то это всё тот же миф о "волшебной палочке".

Ту мысль, что развитие техники и увеличение возможностей требует соответствующего роста человека в духовном (идеальном) плане, я считаю очень важной. И это как раз ставит ограничения на пути т.н. "прогресса". Который по сути есть не что иное как решение одних проблем за счёт возникновения других.

Reply

Re: "сейчастье" sergeikozlovsky February 5 2007, 21:40:06 UTC
Перманентное счастье - это электроды в мозгу, как я понимаю. Т.е. что-то ну очень техногенное и искусственное.

То, что счастье существует почти каждый проверил на опыте. Ирина дала список условий для увеличения вероятности этого состояния.

То, что мы самы не знаем чего хотим - это относится не ко всем. Владеющие психотехниками - знают. У меня опыт скромнее, чем у буддистов-профессионалов, но могу это подтвердить уверенно.

Насчет цены прогресса... Так ведь любое решение любых проблем идет за счет других проблем. Это не уникальное свой ство прогресса, это свойство мироздания. Даже закон сформулирован, из которого это следует.

Рост человека в духовном плане - это тоже задается мирозданием: мы живем в оптимально сложно-закономерной среде. Спасибо тем (тому) кто ее создал.

Вы уж от счастья-то не отказывайтесь совсем. Очень важный стимул. Кстати сказать, достижим с помощью медитации тоже.

Reply

против принципов гедонизма falcao February 6 2007, 00:05:47 UTC
Я не против существования счастья, и я от него не отказываюсь. Равно как и не отказываюсь от конфет или мороженого. Но вовлекать такие вещи в философию я считаю несколько нелепым замыслом ( ... )

Reply


"Живым - это лишь остановка в пути, мертвым - дом" (с) alex_semenov February 6 2007, 18:52:19 UTC
Эта небольшая заметка созрела у меня в голове под влиянием некоторых реплик, сделанных alex_semenov в третьей части обсуждения книги Дойча.

falcao, вы уверены? что все эти мысли вам навеяны моим комментарием именно к третьей части? Ладно бы во второй. Я бы тогда терялся бы в догадках... Но в третьей мы о людях вообще не говорили ( ... )

Reply

"Живым - это лишь остановка в пути, мертвым - дом" (с) alex_semenov February 6 2007, 18:55:41 UTC
[продолжение ( ... )

Reply

кризис falcao February 6 2007, 19:13:09 UTC
Спасибо за поправку -- речь идёт о второй, а не о третьей части. Я внёс изменение в текст.

Я согласен, что наука нам не подарила никакого "рая". Я говорил только о том, что когда-то многие безоговорочно верили в "прогресс" и прочие химеры.

Что касается грибов, то я их вообще люблю, поэтому съедобные от несъедобных в принципе отличаю :) Хотя можно привести много примеров того, что умели делать мои предки, а я не умею. Скажем, запрягать лошадь :) Правда, я не слишком переживаю на этот счёт.

У меня нет такого впечатления, что энергетический кризис -- это главная угроза. Ну, придумают что-нибудь. Я скорее вижу угрозу в непомерном усложнении жизни. Вот я вспоминаю свои ощущения сейчас и сколько-то лет назад. Чисто по впечатлению, мир тогда был как-то помягче. Тут дело не в том, что я постарел -- это довольно объективно. С другой стороны, в социальной области я не специалист, поэтому не склонен здесь как-то теоретизировать. Я воспринимаю эти вещи чисто "шкурно".

Reply


Я воспринимаю эти вещи чисто "шкурно" anonymous February 7 2007, 04:06:19 UTC
Разумный человек должен прийти к необходимости развития своей личности (шкурный интерес), отсюда следует переход к разумному развитию общества (ибо разумный человек не может существовать вне общества), а последнее требует познания с точки зрения теории развития. Далее следует ноосфера. Этот разумный человек - энтузиаст, то есть с точки зрения стабильного общества - придурок. Вы за развитие? Следовательно, вы разумный человек? "Попытка спрятаться от ответственности как таковой" разумна ли?.

Reply

теорразв :) falcao February 7 2007, 07:51:07 UTC
Тут у Вас целая длинная цепочка силлогизмов получилась :)

Что такое "теория развития"? Кто её создал, каковы основные положения? Просветите, пожалуйста.

Reply


stan_the_man1 February 20 2007, 16:37:07 UTC
прочитал этот пост и подумал WOW!вот здесь написано то, о чем я часто думал, но никогда не записывал, да и написать лучше, чем в этом постинге наверняка тяжело. Про материальную мошь и ответственность за нажатие кнопки - это мощно и здорово. Сам задумываюсь в последнее время над этими вопросами, в том числе и ос мысле жисни, мотивации, формулировке запросов. Приятно познакомитъся. Спасибо.

Reply

совпадения falcao February 20 2007, 17:14:38 UTC
Благодарю Вас. Всегда приятно, когда находятся совпадения в мыслях.

Я здесь вообще-то записал в основном довольно давние соображения, навеянные какими-то свежими обсуждениями.

Меня зовут Виктор, если что.

Reply

Re: совпадения stan_the_man1 February 20 2007, 17:35:38 UTC
меня зовут Станислав, если что;-).
П.С.заранее sorry за очепятки- пишу через транслит.ру

Reply

translit falcao February 20 2007, 18:11:23 UTC
Рад познакомиться, спасибо.

Транслит.ру я неоднократно использовал, "пиша" с "забугорных" машин :) В принципе, удобная "весч" :)

Reply


Реплика. _wep_ March 2 2007, 12:57:49 UTC
Я сейчас просматриваю журнал, кое-где не удержусь от реплик :-)

На мой взгляд, все написанное верно описывает возможные личностные переживания людей, но к реальной жизни отношения не имеет и в реальности таких проблем нет. Человечество может создать только те кнопки, с которыми справляется. Справившись, создает новые и т.д. Если вдруг не справляется, то само собой откатывается назад (войны, революции, контрреволюции, эпидемии, опустошения и утери знаний и т.п.), пока вновь не выйдет на эти рубежи. Ну и так далее.

А индивидуализированная сторона этой проблемы и вовсе яйца выеденного не стоит - частные проблемы не есть общая катастрофа.

Reply

неверие в "прогресс" falcao March 5 2007, 13:21:03 UTC
Частные проблемы, если они массовы, тоже важны. Сколько говорилось об утрате смысла жизни многими людьми, кто "всего достиг". Это не я придумал.

Мне лично доводилось испытывать нечто сходное написанному в посте, когда я имел дело со всё усложняющейся техникой. Ничего не понятно, не знаешь, какую кнопку нажать.

Речь шла о крахе мечты о "технологическом рае", когда многие сложные проблемы решались бы нажатием одной кнопочки. Этот вопрос затрагивал ещё Кожинов более 15 лет назад. Ясно, что ВВК тоже не верил в т.н. "прогресс".

Reply

Re: неверие в "прогресс" _wep_ March 5 2007, 18:24:20 UTC
Спасибо, я более точно понял твою мысль вот из этой короткой реплики. На это у меня есть свое мнение: такое неверие в прогресс идет от неприятия его длительности, значительно превышаюшую продолжительность человеческой жизни. Т. е. вот "возмечталось" кому-то (всякие фантастам, публицистам, футуристам и т.п., а вслед за ними и "широким массам") о грядущем "технологическом рае" лет 50-100-150 назад - а его все нет и нет; и вот уж которому поколению ясно, что и ему не достанется этого "рая" - и вот это поколение в целом и его отдельные передовые представители в частности говорят о "крахе" так, как будто этот крах состоялся как окончательный на веки вечные.

Так это не так: краха и вовсе нет, есть медленное и неравномерное движение; а локальные откаты назад, которые можно было бы ввиду краткости нашей жизни назвать "крахом" - локальны.

Reply

немного "мракобесия" falcao March 5 2007, 22:25:41 UTC
Я пока твоей мысли не понимаю. Вероятно, ты -- исторический оптимист. То есть ты веришь, что прогресс или что-то подобное так или иначе ведёт к лучшему, с возможными "откатами".

Я так не думаю, и вот почему: я верю в человеческое несовершенство и в то, что сапиенсу слишком рано дали так много возможностей (Бог или эволюция -- не важно). Не будучи достаточно совершенным, человек сразу ринулся действовать, творить. "Будем как боги" (с)

Это называется "первородный грех", и это наше общее проклятие ветхозаветным Господом :)

Если краха и можно избежать, то на пути разумного самоограничения, то есть добровольного отказа от ряда объективных возможностей.

Между прочим, тот же Кожинов не раз говорил, что вера в прогресс -- это очень молодое явление. Что до этого люди верили в некий Золотой Век, имевший место быть в прошлом.

Reply


Leave a comment

Up