«Не давайте святыни псам (μη δωτε το αγιον τοις κυσιν)» (Мф. 7, 6)
Click to view
«В воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Богоматери ради Казанской иконы Ее» в 1612 г. Празднество установлено в 1613 г. по благословению патриарха Филарета Царем Михаилом Феодоровичем, с учреждением крестных ходов из Успенского собора в Введенскую церковь на Сретенке, где в Казанском приделе князь Дмитрий Пожарский поставил список с Казанской иконы Божьей Матери. Строительство каменного собора в столице стало венцом почитания Казанской иконы Божией Матери. С 1636 г. московская святыня обрела здесь, в виду Лобного места, где происходило ее чествование в 1613 г., свое постоянное место. «Созда же церковь прекрасну во имя пречистые Богородицы, честнаго ее чюдотворного образа Казанские... все же сия назда благочестия хранитель и царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии в пятое десятерице второго ста осмые тысящи лет...». Cобор «во имя образа Пресвятой Богородицы иже в Казани» был освящен 16 октября 1636 г. в самой торжественной обстановке, в присутствии государя Михаила Федоровича Романова и патриарха Иоасафа. Этот храм был возведен православными людьми в благодарность Господу и Его Пречистой Матери за избавление Отечества от польских захватчиков и прекращение смуты на Русской земле. Государем Михаилом Феодоровичем было установлено дважды в год совершать крестные ходы из кремлевского Успенского собора до храма в честь Казанской иконы Божией Матери: «Един ход июля в 8-й день, в тот бо день чудотворная Ея икона явися во граде Казани», - и 22 октября, когда «Пречистыя Богородицы молитвами и помощию взяли у Литвы русские люди град-Китай; того ради уложен ход со Кресты к Пречистой Казанской».
Молитва пред Казанским образом Божией Матери:
О пресвятая госпоже Владычице, Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою твоею, молим Тя: не отврати лица твоего от прибегающих к тебе. Умоли, милосердная Мати, Сына твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, да утвердит державу Российскую во благочестии, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве тебе, пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан помощница и заступница. Избави всех, с верою тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия твоя, сподобимся небесного царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Oтца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Эта молитва, как и вся Служба Казанской иконе Божией Матери, составлены известным русским гимнографом страдальцем за землю Русскую сщмч. Гермогеном, патриархом Московским и всея России, чудотворцем († 1612).
См. также:
http://expertmus.livejournal.com/35722.html Казанская икона Богоматери.
Первая половина XVIII в.
31 х 26.
Оклад.
Конец XVIII в.
31,3 х 26,5.
ЦМиАР. КП 4214.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева путем приобретения у частного лица.
Сохранность: крупная реконструкция живописного слоя в правой нижней части лика Богоматери, утраты надписей, тонировки, потертость серебра на фоне, небольшая деформация оклада.
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий, который тысячу дней и ночей стоял на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги (
http://expertmus.livejournal.com/39924.html). Но как и в 1612 г. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви - Митрополит гор Ливанских Илия (Карам). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, - сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя…». Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.
Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери (см. видео вверху). Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву…
Сталин исполнил предначертанное свыше (
http://expertmus.livejournal.com/36438.html). Наступило время возвращения Веры на Русской земле, как и предсказывали наши святые и верные пастыри Русской Православной Церкви.
9/22 июня 1941 года. Первыми словами Митрополита Сергия, узнавшего о начале войны, по свидетельству его келейника, были: «Господь милостив, и Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну нашей победой» (Патриарх Сергий и его духовное наследство. Издание Московской Патриархии. 1947. С. 234).
Служивший в эти дни тайно в Сергиевом Посаде известный катакомбный священник архимандрит Серафим (Батюков, † 19.2.1942) на задававшийся всеми приходившими к нему вопрос «Кто победит?» отвечал: «Победит Матерь Божия».
22 октября/4 ноября 1941 года. Очевидец вспоминал: «Литургия в Елоховском Соборе в день праздника Казанской иконы Богоматери [...] как бы предварила выступление И. В. Сталина по радио 6 ноября 1941 года в день прославления иконы Богоматери “Всех скорбящих Радость”. Храм переполнен. Перед встречей архиерея два тогдашних московских благочинных - отец Павел Цветков и отец Феодор Казанский - в полном облачении через Царские врата центрального алтаря, высоко приподняв и благословив ею молящихся, вынесли икону Казанской Божией Матери и положили на аналой перед архиерейской кафедрой. [...] Еще раз раскрылись Царские врата и на солею в полном... облачении вышли архиереи: митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), архиепископ Саратовский Алексий (Толстопятов), архиепископ Калужский Алексий (Сергеев), епископ (потом митрополит) Питирим Курский, епископ Горьковский и Арзамасский Сергий и все настоятели московских церквей, а было их тогда всего семнадцать [...] Старшим протоиереем служил ключарь Елоховского Собора о. Петр Голубев, бывший настоятель Покровского храма на Красносельской улице; старшим протодиаконом - отец Николай Орфенов и два протодиакона. [...] Архиереи остались на солее, а о. Николай Орфенов со свечой в руке сошел с солеи и совместно со священством вышел в трапезную встречать архиерея. Появился седой митрополит в белом клобуке, чрезвычайно интеллигентной внешности [...] Так я впервые увидел владыку Николая (Ярушевича), с которым впоследствии был лично хорошо знаком [...] Общеизвестно, что владыка Николай - выдающийся оратор-проповедник. Проповедь владыки Николая была посвящена образу Казанской Богоматери. Вдохновенно говорил он о защите Богородицей России от наступающих врагов. И сейчас звучат его властные и страстные интонации: “Мы пройдем через все испытания и мы под знаменем Богородицы победим врага. С нами Бог, с нами Богородица. Мы молимся о единстве нашего народа. Мы верим, победа придет!” [...] Кончилась Литургия, начались уставные многолетия. О. Николай Орфенов произнес многолетие Митрополиту Сергию (путешествующему), митрополиту Николаю, всем архиереям по старшинству. [...] Впервые произнес многолетие Сталину протодиакон храма Святителя Николая, что на Новокузнецкой улице, отец Иаков Абакумов. Отец Иаков - родной брат начальника СМЕРШа (“Смерть шпионам” - военная контрразведка) и заместителя Наркома обороны СССР (то есть И. В. Сталина) [В. С.] Абакумова. - Такое я услышал впервые!.. Обладатель низкого звучного баритона, о. Иаков Абакумов начал: “Богохранимой стране Российской, властем и воинству ея... и первоверховному Вождю...” И вдруг десятками сотен голосов грянули молящиеся, заглушив отца Иакова: “Многая лета!!!” (Свенцицкий А. Б. Они были последними?: Воспоминания (Жизнь московского духовенства и интеллигенции в 1920-1950-е гг.). М., 1997. С. 121-123).
По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского (1899-1986), почитаемая Казанская икона, находившаяся в Фатиме (Португалия), а затем в папской капелле в Ватикане (см. видео внизу), представляет собой известный «дивеевский» список чудотворного Казанского образа. Когда протоиерей Стефан в 1976 г. увидел цветную фотографию Казанской иконы, находившейся в то время в католическом монастыре в Фатиме, то без всяких сомнений, как он пишет об этом во второй части Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, признал в ней икону матушки-первоначальницы Дивеевской обители Александры. Отец Стефан неоднократно бывал в Дивееве и особенно хорошо запомнил своеобразный драгоценный оклад иконы с изумрудами на нимбе Богородицы, рубином в короне, сапфиром внизу, изумрудами, мелкими рубинами и жемчугом на одеждах, фоне, полях. Этот оклад отец Стефан имел возможность со вниманием рассмотреть в Таганроге в 1943 г. Во второй части Летописи протоиерей Стефан приводит исторические сведения о Казанской иконе в предвоенные и военные годы: «Когда разорялся Дивеев в 1927 году, блаженная Мария Ивановна сказала, чтобы эту Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову), который в это время был в Дивееве, после чего он ушел в полнейший затвор в г. Краснодаре, в котором пробыл до 1942 года. После его бегства за границу в 1943 г. он взял ее с собой и по дороге остановился у нас в Таганроге, где я и видел ее и хорошо запомнил. Она была в золотой ризе и украшена 16-ю настоящими Уральскими изумрудами (смарагдами), настоящим жемчугом и одним на груди синим сапфиром, в короне были бриллианты и один рубин. Рубины малые были еще и в 6 других местах иконы. В нимбе были еще 16 других прямоугольных изумрудов. И много других мелких камней. Вообще это была драгоценнейшая риза, так как имения матушки-первоначальницы были настолько огромны, что находились на территории трех губерний. Риза была поразительной красоты. Добравшись до Югославии, уже в сане архимандрита, о. Серафим был там, по приходе туда Красной Армии, арестован, и икона была отобрана. Попав[шую] в руки торговцев икону оценили в полмиллиона долларов. Православные люди пытались ее выкупить и объявили сбор, но ничего не вышло. Тогда через много лет ее продали Фатимскому католическому монастырю за 3 миллиона долларов, в настоящее время эта икона - главная святыня Фатимского монастыря. Они ошибочно считают (судя по ценности), что это икона Казанского собора в Петербурге, только потому, что риза на ней драгоценная» (Протоиерей Стефан Ляшевский. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая с 1903 года по 1927 год. Машинопись).
По информации Ватикана, в 1950 г. в Англии икону приобрел для своей частной коллекции в замке Фарли (Farley castle) Ф.А.Митчелл-Хеджез (F.A.Mitcell-Hedges), который после консультации, сделанной экспертом по византийскому искусству в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне Кириллом Бантом (Cyril G.E.Bunt) считал икону той самой, которая явилась в 1579 г. в Казани. В 1955 или 1956 году г. Митчелл предлагал купить икону видному иерарху и богослову Русской Православной Зарубежной Церкви архиепископу Сан-Францискому и Западноамериканскому Иоанну (Шаховскому). Предлагалась икона за «символическую» сумму 92000 фунтов стерлингов, затем предложение о покупке делали и наследники г. Митчелла, но архиепископ Иоанн не в состоянии был принять его. В 1962-1963 гг. икона хранилась в Сан-Франциско в специальном помещении банка, наследники г. Митчелла назначили за нее цену в 500000 долларов. По экспертизе Фрэнка Дорленда (Frank Dorland), икона считалась древней, подлинной, написанной до 1450 г. (?), исследование в рентгеновских лучах показало, что на иконе нет записей; камни и алмазы на окладе признаны подлинными. В Америке было распространено мнение, которого придерживался и владыка Иоанн, что это явленная в 1579 г. в Казани икона. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, 8 декабря он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 г. католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 г. находилась в Ватикане.
Размер иконы, находившейся в Ватикане (31,1 х 27) больше размера чудесно явленного в Казани образа (26,7 х 22,3). Вид московского списка, который был чуть больше (27,3 х 24,5) явленной иконы, но меньше находящейся ныне в Ватикане, известен по архивной фотографии. На чудотворной иконе Казанской Божией Матери в Казанском соборе в Москве были 2 подписи ее реставраторов: « 146 года сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин» (1638 г.) и другая (1754 г.): «А сего: 754:го паки сей стый обра… поновляла г-жа баронесса Прасковия Ивановна Строганова» (Тренев Д.К. Сохранение памятников древне-русской иконописи // Иконописный сборник. Вып. I. Спб., 1907. С. 123). Когда в 1930 г. был закрыт только что отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936‑м г. его полностью снесут), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы (после занятия Храма Христа Спасителя обновленцами) храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930‑х гг. был закрыт и разрушен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных фондах. К сожалению, как и в случае с храмовыми синодиками о вечном помине душ (
http://expertmus.livejournal.com/42638.html), Церковь не предпринимает никаких усилий по розыску и возвращению ни чудотворных икон, ни литургической утвари…
Правда, когда дело касается международных контактов, то вдруг проявляется заметная активность, как было в случае с возвращением в Россию «ватиканского» списка Казанской иконы. Но состав «экспертов», которых направили от лица Русской Православной Церкви в совместную с Ватиканом комиссию, оказался весь как на подбор представлен «выходцами из южных краев», как изящно выражается Михаил Задорнов. Всё те же Г.В. Попов и Л.И. Лифшиц, которые не то что некомпетентны, но попросту воинствующие антицерковники, которые поносят почем зря православные святыни (
http://expertmus.livejournal.com/42405.html). Спрашивается, как могли попасть эти одиозные фигуры в патриархийный список? Да, всё по протекции того же С.Л. Кравца, который заказывает им компиляторские статьи для «Православной энциклопедии» и был не прочь смотаться в их "теплой компании" в Ватикан…
Click to view
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.