«Новорусская Богоматерь».
1998-2008 гг.
150 х 200.
Доска, левкас, сусальное золото, темпера (натуральные камни, перетертые вручную).
Произведение посвящено истории московского
Храма Христа Спасителя, который, как известно, был задуман в честь победы России в Отечественной войне 1812 г., и Сергей Куракин пытается всячески раскрутить свою работу накануне 200-летнего юбилея победы над Наполеоном. В его трактовке это не только «история московского Храма Христа Спасителя, но и история всей России с 1812 по 2000 гг. Это учебник истории России с XIX века до наших дней». История самого
Храма Христа Спасителя в произведении Сергея Куракина разделена на 3 регистра: верхний - XIX в. - строительство, средний XX в. - разрушение, и нижний - вступление в XXI столетие - воссоздание. В центре, или, как он подчеркивает, в среднике - образ Богоматери, несущий младенца Христа с храмом Спасителя. Всего в «Новорусской Богоматери», включая 16 боковых клейм, запечатлено, согласно подсчетам самого автора, 32 образа и 160 ликов, в которые, как он выражается, «переведены» не только русские цари и князья, но и правители России XX и XXI веков, вплоть до 2000 г.
При этом Сергей Куракин всячески подчеркивает новизну своего произведения, утверждая, что «с 1917 года традиции иконописи были прерваны, то есть новые сюжеты в них не использовались». Кроме того, как заявляет автор, «в процессе работы была восстановлена древнерусская техника письма, утерянная при расколе Церкви в 16 в.»?! В подтверждение своих слов он прилагает аннотацию к «Новорусской Богоматери», где указано, что «данное произведение уже получило высокую оценку ВСЕРОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМ. АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ (искусствоведа
А.Н. Овчинникова) , Священного Синода Русской Православной Церкви, представителей
Музея Храма Спасителя, ряда искусствоведов, коллекционеров и почитателей искусства»:
http://www.paradkukol.ru/news/detail.php?ID=1960 Похожая информация присутствует в многочисленных репортажах о презентации работы Сергея Куракина, где публику оповещают, что «Русская Православная Церковь уже признала "Новорусскую Богоматерь" произведением искусства, а представители храма Христа Спасителя рассматривают возможность размещения ее в самом храме» ...
В недатированной рецензии сотрудника ВХНРЦ искусствоведа
А.Н. Овчинникова действительно отмечено, что «в современной иконописи масштабные явления начали терять свою актуальность и, к сожалению, возникают крайне редко. Поэтому написание большой иконы Сергеем Сергеевичем Куракиным следует считать обращением к церковной истории в иконописи. Пришло время воплотить не только в бетоне или бронзе трудную историю православия, но и вернуть духовную значимость мученических подвигов, военных потерь и побед современной эпохи, так как без правильного осмысления и духовной оценки страшнейшей из эпох «возрождение» Церкви будет кратковременным. И чтобы не повторялись смутные времена, иконы-летописи становятся насущно необходимым трудом, требующим не только всеобщего одобрения, но и профессиональной помощи и поддержки ... Икона «Богоматерь Новорусская, в клеймах» написана с соблюдением традиций древнерусской иконописи и представляет собой художественную ценность» (см. фото).
Рецензия Священного Синода Русской Православной Церкви за подписью председателя Синодальной богослужебной комиссии архиеп. Орехово-Зуевского Алексия (Фролова) от 12.01.2010 г. не вполне удовлетворила Сергея Куракина. который в открытом письме на имя Президента РФ Дмитрия Медведева от 4.04.2011 г. указал, что эта комиссия Синода «избрала позицию стороннего наблюдателя за судьбой этой иконы, как это бывало со многими иконами, когда принятие новых образов происходило через молебное отношение народа». Между тем, в самой рецензии содержится немало похвал в адрес автора: «Сама икона Божией Матери написана весьма профессионально и качественно. Исполнение средника свидетельствует о знании Вами иконописного канона, о Вашем мастерстве, прекрасном владении техникой иконописи, хорошем вкусе. Изображения как Богородицы, так и Богомладенца вполне традиционны, что говорит о равнении на лучшие образцы русского иконописного творчества. Эти положительные качества новонаписанного образа верно подмечены художником А.Н. Овчинниковым, давшим отзыв на выполненную Вами работу».
А вот критику Синодальной богослужебной комиссии вызвало, как и следовало ожидать, содержание клейм: «Относительно содержания, прежде всего, клейм, а также монограмм, надписаний и иных деталей изображения, хотелось бы отметить следующее. В истории Церкви и иконописном наследии известны многоразличные варианты построения клейм, но они в обязательном порядке связаны с содержанием основного образа. Широко распространены созданные в разные эпохи иконы Божией Матери, в клеймах которых запечатлен, например, акафист Пресвятой Богородице. Однако отражение в образе Богородицы судьбы храма, пусть даже главного Кафедрального собора Русской Православной Церкви - Храма Христа Спасителя, является необычным и нетрадиционным. Усмотреть смысловую связь между средником и содержанием клейм затруднительно. Каждое из клейм, поскольку является иконой, призвано не только конкретизировать отдельный аспект цельного образа, но и прославлять изображенное на нем событие. Ряд клейм, относящихся как к области истории Храма в XX веке, так и новейшей истории, трудно соотнести с этим критерием. Например, какое событие прославляется клеймом, имеющим надписание «Приход к власти большевиков 1917»? Кроме того, обращение за отзывом на выполненную работу в Научно- реставрационный центр имени И.Э. Грабаря представляется не вполне уместным, так как деятельность этого всемирно известного учреждения лежит всё же в области культурно-исторического наследия. Принимая во внимание безусловный профессионализм автора и высокий уровень техники исполнения работы, Синодальная богослужебная комиссия отмечает художественную ценность представленного образа как произведения искусства, однако находит возможным рекомендовать его только к частному почитанию» (см. фото).
Такая декларация весьма любопытна, поскольку до сей поры ни в одном официальном заявлении Священный Синод Русской Православной Церкви еще не выражал своего отношения к событиям новейшей истории России в ХХ в.! Между тем, претензии Сергея Куракина на новаторство своего произведения, мягко говоря, не совсем оправданы, особенно в отношении новых сюжетов русской иконописи после 1917 г. Достаточно назвать роспись
Казанского собора на Красной площади, воссозданного при участии нашего коллеги академика Геннадия Яковлевича Мокеева:
http://expertmus.livejournal.com/51147.html Не все знают, что на паперти там есть аналогичные сцены восстановления
Казанского собора, где изображены и
патриарх Алексий, и тогдашний глава ОВЦС
митрополит Кирилл, и корыстолюбивый "куратор" воссоздания
Храма Христа Спасителя вл.
Арсений (Епифанов) и др. Кстати, подобную традицию писать живых деятелей «во святцах» с охотой подхватили «лужковские» строители, и, например, на мозаиках станции метро «Парк Победы» можно легко распознать «увековеченного» Юрия Лужкова:
http://expertmus.livejournal.com/81741.html «Новорусская Богоматерь» Сергея Куракина вмещает многочисленные изображения исторических событий. Тут и революция 1917 г., и годы репрессий, и времена перестройки и события у Белого дома. Например,
Сталин изображен в виде черного демона рядом с
макетом дворца Советов Иофанна, на вершине которого красуется статуя Ленина (см. фото). В «клеймах» присутствуют и «Правитель
Михаил», и «Правитель
Борис», который разрешает начать воссоздание
Храма Христа Спасителя, и «мэр
Юрий» и даже «Правитель
Владимир со княгинею»:-)
Но самым чудовищным является изображение событий
1993 года, «когда "силы света" побили "красно-коричневую чуму"», где "путчисты" помещены Сергеем Куракиным в горящую "пещь" (см. фото). Напомним, что в заявлении Синода Русской Православной Церкви 1 октября 1993 г. было сказано: «властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме» (Официальная хроника. М., 1993. С. 11-12). Более того, будущий Патриарх Кирилл знал о готовящемся утром 4 октября захвате здания парламента, когда просил накануне премьер-министра Виктора Черномырдина, чтобы «те люди в Белом доме, которые не повинны в пролитой крови и которые оказались заложниками ситуации, не пострадали при штурме». По свидетельству очевидицы кровавой бойни, «здесь раздавили и протащили священника, который вышел к танкам с иконой. Его раздавили и протащили метров 100, превратив в кровавый сгусток»:
http://expertmus.livejournal.com/47950.html 8 октября 1993 г. Патриарх Алексий II, члены Священного Синода и иерархи Русской Православной Церкви выступили с обращением: «Несмотря на то что посредническая миссия Церкви была принята... люди попрали нравственные принципы и пролили невинную кровь. Эта кровь вопиет к небу и, как предупреждала Святая Церковь, останется несмываемой каиновой печатью на совести тех, кто вдохновил и осуществил богопротивное убийство невинных ближних своих. Бог воздаст им и в этой жизни, и на Страшном Суде Своем» (Астраханкина Т. Дни гнева, дни скорби, дни национального позора // Правда России. 1996. 3 сентября). Не случайно,
страдальчески скончавшийся Патриарх Алексий отсутствовал на отпевании Бориса Ельцина в
Храме Христа Спасителя, когда
дурно стало даже вл. Кириллу (Гундяеву) …
Спрашивается, о каком «одобрении» Священного Синода Русской Православной Церкви может идти речь, если «Новорусская Богоматерь» содержит столь кощунственные изображения кровавых событий в годы «правлений» антинародного режима?!
Click to view
© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html
Метки:
#Музей,
#МузейАндреяРублева,
#МузейРублева,
#МузейноеЕдинство,
#Православие,
#монастырь,
#музей_имени_Рублева,
Андроников монастырь,
Музей имени Андрея Рублева,
СМИ о ЦМиАР,
досье,
иконопись,
лекторий,
расследование#rublevmuseum #andreyrublevmuseum@ Музей Андрея Рублева