Про плохие пересказы

Nov 28, 2013 07:46

Можете ли вы представить себе Шерлока Холмса эмоционально неуравновешенным Очкариком, орущим об этике с красным, яростным лицом? Об этике - в лицо преступнику, типа нельзя быть таким плохим человеком?.. Сильно небритым, в кургузом алкашном пиджаке? Заикой? Нелепцем с жестами ДЦПшника? Трусом, убегающим от увлечения женщиной в бравурную деятельность прямо при ней - стаканы на пол, книжки на пол, руки-клешни некуда девать, отойди от меня, сатана?.. Мордатым, с двойным подбородком? В самопальных, слабых сюжетах, отдаленно напоминающих Донцову, только в типа-Англии типа-позапрошлого века?
…Гарри Поттером, с которым случилась возрастная беда?




А русские создатели нового сериала 2013 г. могут. Почему ООС-ный фанфикшн - это плохо, а ровно то же самое, сделанное бандой безвестных манагеров - легально и вроде как хорошо, не понятно мне.

То есть понятно, что Шерлок Холмс стал чертовски популярен за последние три года, и чьи-то руки предательски задрожали в предвкушении бабла. Обойти Ливанова и ВВС невозможно, поэтому ставка как обычно сделана на душевность, угарные сивушные кабаки, женские визги, драматичные паузы и идиота Достоевского.

Позор. Смотреть можно только на Боярского и Дапкунайте. На Лейстрейда и домохозяйку. Британская стройность красивая линия плеча, грудные вытачки, аристократизм, достоинство. Хотя от фраз м-сс Хадсон вроде «Венера в Марсе» меня корежит. Такое тока по Фрейду можно понять. Хотели высмеять астрологию? А отчего блин не смешно?

Сломалась на 7 серии. Больше не могу.

В целях реабилитации ходила лечиться Шерлоком ВВС. Это черный алмаз, сгусток энергии, самолюбия, элегантности и магнетизма. Стопроцентное попадание, хотя Кикимер страшен как смертный грех. Главное - ТОТ САМЫЙ характер. Наших жалко, но презрения у меня нынче больше, чем сострадания.

Потому что вначале было слово. От прозаика Валентинова

Штафирка Цицерон раззявил хлеборезку
или Почему я не читаю нашу фантастику

Дело было так. Я занялась Гладиаторами, и кто-то спросил - не читала ли я хорошего человека Валентинова и его роман «Спартак». Я как раз читала хорошего человека Валентинова, «Дезертира», «Диомеда» и «Олу», дело было давно, и мне все нравилось. Поэтому я разлетелась на «Спартака».

«Спартак» был у кого-то где-то, и его передали в Питер моей подруге Лере. От Леры я его забрала и привезла в Москву. Но прочесть не успела, поэтому - когда внезапно случилась поездка в Лангедок - я взяла с собой желанного «Спартака», чтоб наслаждаться антикой в поездах, самолетах и на вокзальных простоях.

Я написала все это, чтоб было понятно, какой долгий путь проделала эта книга к сердцу читателя.

…Из которого сначала вышло недоумение - а потом череда неостановимой брани. Всю дорогу этот кирпич исторгал из меня стоны боли, провоцируя бросить его в урну при гостинице Каркассона, в мусорный бак Тулузы, в уличный слив Фуа, в заснеженные кусты Монсегюра, оставить его под сырой кроватью в Монферье, положить на вокзале Цербера (интересное название пограничного городка между Испанией и Францией). Цербер - это просто по Валентинову было бы, из его лучших времен. Но я дотерпела до самого конца и оставила книгу в Киеве, во время люфта между самолетами. Потому что по-настоящему эпично - вернуть чувака на свою родину, чтоб смерть настигла его не на чужбине.

Валентинов украинец, если кто-то не знает.

Теперь про Боль.
Роман «Спартак» - это не роман, а соображения историка и беллетриста по поводу восстания Спартака, о чем честно сказано в Предисловии. «Ненаписанный роман». Ну - ладно, от умного человека все почитать полезно. В первой главе автор обильно цитирует Маркса и прочие популярные источники, с которыми впоследствии спорит. Самая сильная красная тряпка и бесконечный укор для самолюбия - Джованьоли. Джованьоли написал шедевр, каким бы тот ни был с точки зрения реконструктора, и сам стал мерилом, во всяком случае для взрослой русскоязычной публики (хотя, например, «Кровь и Песок» американского производства более историчен). Это примерно та же херня, что и с Шерлоком Холмсом, которого создал Конан Дойль. Колет глаз Конан сей сильно. Велико искушение интерпретировать характер ГлавГероя, внешность, обстоятельства его жизни, детективный строй и саму Англию иначе, подальше от оригинала, чтоб не повторяться.

Сама по себе оригинальность - это дар божий. Но когда она проявляется в пику кому-то - некрасиво получается, словно моська никак не долается до слона.

В общем, этого лая там около 500 страниц. Но не это главная беда. Потому что есть у историка Валентинова интересные, небезпочвенные мысли, и античность он знает. Главная - стиль изложения.

В атрибутике книги указано: «Текст в авторской редакции». Это значит, почитал издатель книжку и сказал «Андрюша, ты охренел, надо все почистить, отредактировать». А автор - «нет уж, это мой естественный слог, иначе я эту книгу себе не представляю и вам не дам!» Поэтому очень скоро, сразу после Предисловия, мы попадаем в «Спартаке» в альтернативную Вселенную, созданную залихватским пером Бывалого. Трус и Балбес - это оппоненты автора, Цицерон, Плутарх, Аппиан, Луций Флор, Оросий и Саллюстий. Не понятно на какой основании кандидат исторических наук, который в свое время «что-то копал в Херсонесе» - то есть мирской человек вполне библиотечного диванного склада жизни - обильно называет древнеримских историков «штабными штафирками», словно сам он литовский стрелок. Штабной штафирка Цицерон - это устойчивый мем, повторяемый с каким-то бесовским постоянством, и мантра сия в последующих главах обрастает куплетами: штабной штафирка Цицерон или Аппиан, или Батиат раззявил хлеборезку и заорал такое-то. Кореша подогнали! Получил маляву! Такой вот вышел дауншифт (или драгнахост, не помню).

Кто-нибудь знает, что такое малява и штафирка без гугл-словаря?.. За кого блин держат читателя? То есть понятно за кого - за хрюкающего тролля, которому для полного счастья не хватало только родной речи под переплетом.

Полный прогиб наших людей перед феней понятен: феня - язык Силы. Самый сильный язык - мат, поэтому у фени второе почетное место. Потому что много пиздили интеллигентов наших, впоследствии кандидатов и номинантов, в их бесправном слюнявом детстве - вот такие, с наколками и с феней. И если ты все еще не можешь пиздить хуком слева и наколок не прижил - заговариваешь себя и окружающих грязной речью, словно ты и есть ее исконный носитель.

Однако кого смутит грязная речь? Я знаю шедевры поэзии, полностью состоящие из мата. Боль мне причиняет адово несоответствие заявленного формата текста (историческая фантазия) и потоков мутной воды, главным содержанием которых является Самовыражение автора на историческом материале. Это Самовыражение убивает исторический материал, потому что бессознательная авторская цель - Я КРУТОЙ! У МЕНЯ СТАЛЬНЫЕ ЯЙЦА! А вовсе не дохлый Спартак.

Боже мой, сколько мужчин сгубило это постыдное, некритичное ячество, в котором каждый - великий полководец, знаток и членоцентрик. Как убого это выглядит рядом со штабным штафиркой Цицероном, который писал покороче. Насколько это немужская позиция в конечном итоге. Подросток в весеннем вандалическом приходе - потенциальная добыча психолога.

…Кстати, о психологах. Свежий горный воздух Лангедока сильно прояснил мое сознание, и я все вспомнила. В смысле - про ранее прочитанные книжки Валентинова. Во всех «пересказанных мифах» сюжетах Валентинова есть две Постоянные. Они кочуют из текста в текст, так что имеет смысл говорить о Сквозной Теме. Первая - герой уже мертв изначально. Психологически, мистически и даже физически. Роман - приключения мертвеца, который отчего-то все еще чувствует себя как живой, хотя и догадывается. Вторая Тема: легенда героя или события - не заслуга героического характера, а фальсификация. Легенду «сделало» окружение - из разных интересов: шкурного, политического, тактического, оправдательного, задним числом. То есть мало развенчания Героя в его так сказать онтологическом аспекте - добавкой идет развенчание историческое. Пока читаешь - ты этого не видишь. Тебе очень интересно, ты захвачен драматургией и фантастикой происходящего. По потом делается видно: герои мертвы, живыми они действовать не могут, они лишь куклы, а вот власть толпы - воистину велика. Такая шняга.

Я знаю этот синдром.
Поэтому не стану застревать на стратегических планах Спартака, шлемах на двух заклепках, на психологической реконструкции битв - во-первых, у меня, как у ролевика-трижды-тамплиера, опыта побольше будет, во вторых сильно поддостал постоянный «перевод» с античного на родной фашистко-германский, словно радость узнавания какого-нибудь Халкингола или операции «Оверлорд» должна окончательно приблизить бравого парня Спартака к нашему скоростному сегодня, снять все вопросы, вызвать панибратский дух, развеять тьму.

…Надеюсь, никто не оскорбится, если я скажу, что не читаю Олди, Дяченко и прочих хороших людей - поскольку я уже напарывалась там на «очень много слов» Самовыражения, и больше не могу. Пусть лучше я останусь в пессимистическом заблуждении, чем в твердой пессимистической уверенности.

А теперь, когда я поневоле прокачалась по фене, отдельный абзац для ФРАМА:

Чикса, -ы, ж. (гопники, рэперы, общеупотр.)
значение: девушка.

пример текста: Чикс надо укатывать, чтобы не убежали к пацанам пореальнее. • И куда пацан без чикс? Ну или хотя бы одной чиксы. • О чиксах слагают песни. • Всем взять побольше пива, отключить мобилы, семак пару упаковок и чиксу под праву руку. • Эй, чикса, могу я с тобой познакомиться? • Я хочу тебя! / Любая чикса после тебя ерунда! • Кто эта чикса? • Подходит ко мне секси чикса в баре. - Угостишь? • Сходи в модельное агенство,если ищешь «чиксу». • И вдруг на горизонте, незнакомая чикса / Она была просто блеск, она была хороша! • Хорошенькая чикса ничего не скажешь.
http://teenslang.su/content/%F7%E8%EA%F1%E0

Chica (исп.) - девушка.

Любите Британцев и будьте счастливы))

Литература

Previous post Next post
Up