Dec 08, 2013 00:08
28 ноября
Михайловский театр
Фестиваль "Дягилев P.S."
Последняя программа фестиваля "Дягилев P.S." изначально воспринималась странно-экспериментальной. Если задача фестиваля была познакомить петербургского зрителя с хореографией Килиана, зачем было для этого приглашать Норвежский балет? Вопрос неразрешимый. Это все равно, что для знакомства с хореографией Петипа выписать балетную труппу из Хельсинки.
В первом отделении был показан балет "Крылья из воска". Балет красивый до изысканности, построенный в основном на дуэтах, остается абсолютно непонятным и до зевоты скучным - ибо хореография Килиана требует хороших танцовщиков, а их в Норвежском балете нет ни одного. Проблема в этой самой изысканности хореографии: в танце норвежцев не хватает нюансов, а без них от Килиана не остается ничего. Требует еще и вкуса, но, когда у танцовщиков серьезные проблемы с техникой, о вкусе и прочем речи уже нет. Есть лишь одно развлечение на все эти тоскливые 20 минут: созерцать классное дерево, растущее сверху вниз, с потолка, и фонарь, объезжающий это дерево с четкой равномерностью планеты, движущейся по орбите.
Во втором отделении норвежцы показали свою хореографию - балет Йо Стрёмгрена "Сюита". Это сочинение вполне по плечу норвежским танцовщикам. Балет полон хореографических банальностей и шуток, очень удачных для капустника. Танцовщики забираются на рояль, держатся за него так, что не оторвешь, иногда залезают под него. Мужчины и женщины в череде дуэтов демонстрируют разные психологические типы и разные варианты отношений полов. При этом все решается не на хореографическом уровне, а при помощи мимики. Главная проблема балета в том, что его протяженность существенно превышает те несколько минут, которые должен продолжаться номер капустника. Несколько раз улыбнувшись, снова переходишь к зевоте - и это в лучшем случае, ибо, как известно, однотипные шутки в течение 20 минут могут и осточертеть.
Третье отделение отвели раннему Килиану - еще не во всем изысканному, но наивно-искреннему. "Солдатская месса", посвященная чешскому батальону, погибшему во Франции в Первую мировую, полна простых движений и не требует особой техники. Однако норвежцы не в состоянии выдержать необходимой четкости линий и выступить единой массой. Танцовщики то и дело разваливают балет на части, и общее впечатление теряется. Однотипные движения, призванные подчеркнуть простоту и общечеловечность темы, требуют от каждого предельной четкости, внимания и ансамблевости. Ни того, ни другого, ни третьего норвежская труппа не умеет. И вновь: первое представление балета в России - комом.
Наполовину нераспроданный зал Михайловского театра - верная реакция петербургской публики на предложенную продукцию. Культуртрегерские позывы фестиваля обернулись противоположным эффектом: кто в этот раз впервые посмотрел Килиана, боюсь, больше на него не пойдет. "Крылья из воска" недавно поставил Стасик - не лучше ли было пригласить его?
михайловский,
Михайловский,
Йо Стрёмгрен,
Крылья из воска,
Солдатская месса,
фестиваль Дягилев P.S.,
Иржи Килиан,
Дягилев P.S.,
Михайловский театр,
Норвежский национальный балет