Норвежский национальный балет танцует Килиана и Стрёмгрена

Dec 08, 2013 00:08

28 ноября
Михайловский театр
Фестиваль "Дягилев P.S."

Последняя программа фестиваля "Дягилев P.S." изначально воспринималась странно-экспериментальной. Если задача фестиваля была познакомить петербургского зрителя с хореографией Килиана, зачем было для этого приглашать Норвежский балет? Вопрос неразрешимый. Это все равно, что для знакомства с хореографией Петипа выписать балетную труппу из Хельсинки.

В первом отделении был показан балет "Крылья из воска". Балет красивый до изысканности, построенный в основном на дуэтах, остается абсолютно непонятным и до зевоты скучным - ибо хореография Килиана требует хороших танцовщиков, а их в Норвежском балете нет ни одного. Проблема в этой самой изысканности хореографии: в танце норвежцев не хватает нюансов, а без них от Килиана не остается ничего. Требует еще и вкуса, но, когда у танцовщиков серьезные проблемы с техникой, о вкусе и прочем речи уже нет. Есть лишь одно развлечение на все эти тоскливые 20 минут: созерцать классное дерево, растущее сверху вниз, с потолка, и фонарь, объезжающий это дерево с четкой равномерностью планеты, движущейся по орбите.

Во втором отделении норвежцы показали свою хореографию - балет Йо Стрёмгрена "Сюита". Это сочинение вполне по плечу норвежским танцовщикам. Балет полон хореографических банальностей и шуток, очень удачных для капустника. Танцовщики забираются на рояль, держатся за него так, что не оторвешь, иногда залезают под него. Мужчины и женщины в череде дуэтов демонстрируют разные психологические типы и разные варианты отношений полов. При этом все решается не на хореографическом уровне, а при помощи мимики. Главная проблема балета в том, что его протяженность существенно превышает те несколько минут, которые должен продолжаться номер капустника. Несколько раз улыбнувшись, снова переходишь к зевоте - и это в лучшем случае, ибо, как известно, однотипные шутки в течение 20 минут могут и осточертеть.

Третье отделение отвели раннему Килиану - еще не во всем изысканному, но наивно-искреннему. "Солдатская месса", посвященная чешскому батальону, погибшему во Франции в Первую мировую, полна простых движений и не требует особой техники. Однако норвежцы не в состоянии выдержать необходимой четкости линий и выступить единой массой. Танцовщики то и дело разваливают балет на части, и общее впечатление теряется. Однотипные движения, призванные подчеркнуть простоту и общечеловечность темы, требуют от каждого предельной четкости, внимания и ансамблевости. Ни того, ни другого, ни третьего норвежская труппа не умеет. И вновь: первое представление балета в России - комом.

Наполовину нераспроданный зал Михайловского театра - верная реакция петербургской публики на предложенную продукцию. Культуртрегерские позывы фестиваля обернулись противоположным эффектом: кто в этот раз впервые посмотрел Килиана, боюсь, больше на него не пойдет. "Крылья из воска" недавно поставил Стасик - не лучше ли было пригласить его?

михайловский, Михайловский, Йо Стрёмгрен, Крылья из воска, Солдатская месса, фестиваль Дягилев P.S., Иржи Килиан, Дягилев P.S., Михайловский театр, Норвежский национальный балет

Previous post Next post
Up