29 ноября
Театр Пикколо (Милан) на сцене МДТ
Зимний театральный фестиваль
Особое спасибо фестивалю за Театр Пикколо, которого мы не видели в Петербурге пять последних лет. Лев Додин вновь пригласил миланцев в свой театр и приберег веселую до глупости комедию Эдуардо де Филиппо на закрытие (и впрямь, закрывать фестиваль трагическим спектаклем Персеваля было бы крайне сложно. А тут: комедия ситуаций, веселые шутки и веселая игра, как брызги шампанского). Легендарный театр Джорджо Стрелера вновь вывел на сцену его руководитель Тони Сервилло. Однако, в отличие от "Дачной трилогии" по пьесам Гольдони, Сервилло играл роль второстепенную, то здесь весь спектакль - его большое соло. Блестящую игру знаменитого актера мы смогли оценить в полной мере. Как бывает у де Филиппо, центральный герой не просто смешон, он по-своему трагичен и даже в какой-то мере обличитель людских пороков.
В первой части Тони Сервилло до уморительности смешон, когда пытается выиграть время до прибытия полиции. Сначала кажется, что он пришел в квартиру Чимарута, чтобы поесть даром, потом он кажется свихнувшимся стариком, обожающим двигать мебель (потом выяснится, что за буфетом он хотел найти улики). В конце сцены он невероятно смешно рассказывает про мертвецов, мешающих надевать пиджаки и завязывать галстуки, - в тот самый момент, когда хозяин квартиры пытается надеть пиджак и завязать галстук. Во второй части он полон недоумения и стыда: неужели убийство, в котором он обвинил соседа, ему приснилось? В третьей части Сервилло достигает обличительного пафоса: в приснившееся ему убийство готовы поверить все. Племянник подозревает тетю, тетя племянника (правда, хочет взять вину на себя), дети родителей и т.д. Значит, все вокруг потенциальные убийцы. При этом играет на грани трагедии и комедии, тонко выдерживая границу - не перепуская пафоса, оставаясь в меру смешным.
Ярким партнером Тони Сервилло выступил его брат Пепе Сервилло (сыгравший брата главного героя). он, с одной стороны, любит брата; с другой, пытается продать отцовское наследство без его участия и придумывает разные простенькие (и от этого смешные) хитрости. Все остальные актеры не менее хороши, актерский ансамбль, объединяющий великолепную выучку актеров и блистательную работу режиссера, - визитная карточка театра Пикколо.
Первая часть. Тони Сервилло отвлекает внимание предполагаемых убийц.
Тони Сервилло. Соло. Фото Фабио Эспозито предоставлено пресс-службой Зимнего театрального фестиваля
На закрытии фестиваля, после окончания спектакля Тони Сервилло спел нам неаполитанскую песню, Ксения Раппопорт выступила одновременно в роли переводчицы и международной звезды, Кичеджи сказал, все что знал по-иатльянски (а именно "Брависсимо"), а Додин долго говорил о важности фестиваля и как хорошо, что все получилось. Но Додину в этот раз можно говорить все что угодно и сколько угодно. Потому что праздник, который он устроил Петербургу, прецедентов не имеет.
Хотелось бы особо отметить организаторов фестиваля - Екатерину Галанову и ее команду. Обычно организация фестивалей в Петебурге заставляет говорить про "ам слав" и невозможность все сразу учесть и т.д. Фестиваль технически был сделан на высоком, европейском профессиональном уровне: отлично сделанная реклама, практически ни одной накладки во время спектаклей, полное соответствие анонсов тому, что было показано.
Спасибо!