Амстердам симфониетта

Dec 13, 2013 00:31

10 декабря
Большой зал филармонии

Послесловием года Нидерландов в России стал концерт камерного оркестра "Амстердам симфониетта". Он состоит из 22 музыкантов, выступает без дирижера и от этого, кажется, сильно проигрывает. Художественный руководитель оркестра - Кандида Томсон (скрипка). Показалось, что альтист Даниэль Бард, стоявший во главе правого фланга, по сути, второй руководитель коллектива. То ли двойное руководство, то ли формальность руководства, то ли женское руководство (да простят меня дамы) создают главную проблему: при очень приличном общем звуке (по отдельности, пожалуй, понравился только альт Барда) оркестр звучит стабильно-неопределенно, без индивидуальности, без какой бы то ни было интерпретации исполняемой музыки - звуки есть, идеи нет.
Первым номером прозвучал Дивертисмент си-бемоль Моцарта. Тут мы оценили общий звук (особенно классно, когда все струнные играют разом - звук очень собран и вкусен), но в целом не было того огня, который должен гореть в Моцарте и который, собственно, и делает музыку гениальной. Далее Симфониетта исполнила Концерт Мендельсона ля минор для фортепиано с оркестром. Солировала Нино Гветадзе (родившаяся в Тбилиси, переехавшая в Нидерланды и продолжившая обучение там) - очень хорошая, умная и сдержанная пианистка. С хорошим солистом Амстердам симфониетта звучит идеально. Мендельсон, как везде, великолепный мелодист, рояль Нино Гвентадзе замечательно вел темы, оркестр хорошо сведенным звуком аккомпанировал. Получил большое удовольствие.
Второе отделение началось двойным концертом для скрипки, альта и струнного оркестра, написанным английским композитором Дэвидом Мэттьюзом специально для "Амстердам симфониетты" в этом, 2013 году. Музыка оказалась невероятно традиционной для начала 21 века и совершенно без изюминки. Впрочем, ознакомившись с программкой и узнав, что в медленной части композитор имитирует пение соловья, мы имели возможность в этом удостовериться. Это, пожалуй, и стало единственным интересным местом произведения. Завершало программу переложение для оркестра струнного концерта Бетховена № 11 фа минор. Здесь стало совсем скучно, потому что любое переложение - поскольку звук получается совсем иной, чем было изначально задумано - требует большой идеи для яркого исполнения. Идеи не было - и оркестр просто пилил Бетховена. Второе отделение, таким образом, показалось значительно хуже первого. Но публика была вознаграждена бисами. Сначала оркестр проникновенно сыграл Шостаковича - видимо, специально для петербургской публики. А затем повторил самую известную, почти хитовую вторую часть моцартовского Дивертисмента.
Концерт, безусловно, на порядок ниже, чем выступление Концертгебау или Амстердамского барочного оркестра, но, тем не менее, показательный: нидерландский коллектив среднего европейского уровня звучит, как лучшие наши. Неслучайно публика под конец сильно аплодировала и кричала "Браво".

Нино Гвентадзе, Даниэль Бард, Кандида Томсон, филармония, Амстердам симфониетта

Previous post Next post
Up