18 сентября
Михайловский театр
Посмотрев в Михайловском "Лебединое" и "Жизель", могу сказать, что обновленный "Дон Кихот" - лучший спектакль из классических балетов, идущих в театре. Кордебалет в сравнении с Ж и ЛО приличный, роли второго плана сносные (вновь очень приличная девичья двоечка в первом акте). Очень удачным приобретением можно было бы посчитать Анну Оль (Повелительница дриад), если бы использовали ее исключительно в партиях второго плана. Маленькая и аккуратная, с хорошими руками, слышит музыку. Пару раз споткнулась в вариации, но от этого никто не застрахован. Плохо, что взяли ее в статусе примы. Для примы не хватает и яркости и техники.
Если бы постановщики "Дон Кихота" поработали с кордебалетом Ж и ЛО, а заодно и об исполнителях вторых ролей подумали, глядишь, совсем другой уровень был бы у Михайловского балета.
Однако это что называется латать ветошь. Все равно ощущение пыльного музейного театрика второй свежести так не выветришь.
Предлагаю другой план, радикальный:
1)избавиться от Мессерера как от тяготящего нас прошлого. Ни одной новой идеи у Мессерера нет. Все, что он может - это переставить балет так, как шло при папе (а иногда еще и при маме) в Большом театре. Пусть втирает советскую рухлядь где-нибудь в Нью-Йорке тем, кого это прикалывает. Нам не надо. Во-первых, сергеевские версии классических балетов(которые в свое время много ругали и поделом), идущие в Мариинском, интереснее, оригинальнее и современее (они музейно застыли лет на пятнадцать позже мессереровских). Ставить "Лебединое" или того же "Дон Кихота" так, как это шло в 60-е в Большом - все равно что заново переписывать "Поднятую целину". Во-вторых, на маленькой сцене Михайловского не помещается огромный балет из Большого. Здесь нужны камерные версии, а этого Мессерер не умеет.
2)предложить Начо Дуато, сохранив все вариации солистов, переставить всю хореографическую лабуду, которыми они проложены. В духе стилизаций "Спящей красавицы". Причем резко сократить число выходящих на сцену артистов кордебалета - это серьезно изменит балетный рисунок. И подобрать человек 5-10 артистов второго плана в статусе премьеров или первых танцовщиков (как это было раньше в Мариинском, когда Маргарита Куллик и Владимир Ким или молодой Андрей Баталов использовались именно для партий второго ряда). Анна Оль уже есть.
Вчерашний спектакль получился совершенно другим, чем тот блестящий "Дон Кихот" по весне:
http://evg-ponomarev.livejournal.com/37705.html. Во-первых, в партиях второго плана сказывалось отсутствие Андрея Меркурьева - заменить его некем. Но главным минусом была общая расслабленность солистов и любимой примы. То ли сказалась замена Ивана Васильева на Ивана Зайцева (кстати, объявлять о замене за минуту до начала - верх неуважения к публике. Так даже понтовый Мариинский себе не позволяет), который местами заваливал Осипову в па-де-де, а сам танцевал эдак расхристанно (на весь спектакль его не хватает, первый акт был много лучше последнего). То ли в мыслях Наташа уже на гастролях. Но танцевала она далеко не в полную силу, а откровенно как получится. И, хотя спектакль накатанный, и многое (практически все вариации) получается само собой, но энергии как-то не ощущалось. Кроме того, выход в первом акте, диагональ во "Сне" сделала откровенно лениво - совсем не так эффектно, как может. А фуэте и вовсе не получились. Жаль, если общий блеклый фон Михайловского отразится на лучшей русской балерине современности.