Дон Кихот, Осипова-Васильев

Apr 13, 2012 18:14

12 апреля
Михайловский театр

Вчерашний "Дон Кихот" имеет все шансы войти в историю петербургского балета как один из знаменитых "Дон Кихотов" новейшего времени. Сопоставим со вчерашним спектаклем, пожалуй, только мариинский "Дон Кихот" Вишнева-Рузиматов, которому уже больше 10 лет. Вчера мы видели не просто выдающийся спектакль Натальи Осиповой и не просто нормальный спектакль Ивана Васильева, на который - приятной неожиданностью - пригласили еще и Андрея Меркурьева. Это был в целом очень яркий спектакль, энергетический, заводящий и завораживающий.
В михайловском "Дон Кихоте" красивые декорации и иной стержень балета, вполне имеющий право на существование. Минусами этой хореографической версии мне показались следующие вещи: 1) очень уж разухабистый танец цыганки под музыку, напоминающую помесь Иоганна Штрауса с Яном Френкелем, но никак не Минкуса; 2) ненужная в своей эффектности диагональ Базиля, предваряющая уникальную вариацию Китри с выбросом ног и зависанием над сценой - весь эффект от потряющей вариации смазывается; 3) беспомощно-невнятная хореография сцены дриад (спасибо, вариацию Китри оставили без изменений!) - при том, что у Петипа-Горского это выдающийся кусок.  
Наталья Осипова вчера танцевала гениально, получалось у нее в этот вечер абсолютно все, включая фуэте (которые нередко у нее смазываются). Иван Васильев снова был расслаблен а ля "Лауренсия", особенно в первом акте: носок до отказа не тянул, спину временами сутулил, вращения и прыжки делал не всегда чисто. Особенно ярко проявлялась вся эта небрежность на фоне яркого Андрея Меркурьева, который не просто танцевал блестяще, но еще и играл блестяще. Например, в таверне, во время танца Мерседес интереснее всего было смотреть не на Мерсердес, а на великолепный жест Меркурьева, когда он стоит на сцене и хлопает в ладоши.
Виктория Кутепова (уличная танцовщица) танцевала на хорошем среднем уровне, но особенно запомнилась двоечка цветочниц, которые не просто работали в унисон, но и очень технично выполняли довольно сложные элементы. В Мариинском такого уровня не бывает. Заглянул в программку и понял, в чем дело: Сабина Яппарова и Юлия Тикка - вообще-то солистки. Очень правильное решение, надо сказать. Очень приличными были все пантомимные сцены, характерный танец цыгана (Александр Омар) тоже понравился. Так что дело не только в выдающихся солистах. Они тянут за собой весь коллектив театра, который постепенно выходит на высокий, мировой уровень.
Разумеется, в большой семье не без урода. Вероника Игнатьева (Амур) ниже всякой критики. А вот повелительница дриад (Ирина Кошелева) сначала даже понравилась: мягкий хороший жест, хорошие руки, прыжок вроде бы есть. Половину своей вариации исполнила очень хорошо. Но потом... Вместо итальянских фуэте сделала что-то настолько пошлое со втыканием рук в воздух (если это придумал Михаил Мессерер, чтобы закрыть непрофессионализм труппы, то балетмейстер расписался в полной профессиональной несостоятельности. Ему бы на дуатовской "Спящей" поучиться убирать сложность балетов Петипа), а в диагонали с тремя шпагатными прыжками окончательно показала, что партия не для нее.
Но главный прокол - это дирижер Павел Бубельников. Во-первых, оперному дирижеру не место на балете. Во-вторых, если импортировать дирижеров, то никак не из Мариинского театра, в который после 1988 г. не брали ни одного талантливого дирижера. Бубельников испортил Васильеву фуэте в па-де-де. Иван начал вращения, а этот кретин (народный артист России, нужное подчеркнуть) в это время мух на потолке считал. Музыка зазвучала где-то на четвертый оборот. Зачем Кехман поссорился с Ференцем? Он звезд с неба не хватал, но в целом был дирижером культурным.
Главная задача Михайловского театра на сегодня - выписать из Европы большого дирижера. Не обязательно знаменитого (хотя, если это будет Аббадо, мы не обидимся), но талантливого и культурного.
В целом же, несмотря ни на что, вчера был выдающийся, исторический спектакль. Я понимаю, что "Дон Кихот" у Наташи накатанный, но вчера, помимо техники, было и вдохновение. Я очень рад за Наташу: после весьма средней (для ее уровня) "Баядерки", перед готовящимся "Лебединым" (которое у нее, я уверен, получится, но, вероятно, не сразу) нужен был блестящий спектакль, и она его исполнила.

Ирина Кошелева, Юлия Тикка, Андрей Меркурьев, Сабина Яппарова, Наталья Осипова, Александр Омар, наталия осипова, бубельников, наталья осипова, Наталия Осипова, мессерер, Вероника Игнатьева, Мессерер, иван васильев

Previous post Next post
Up