Sep 15, 2012 13:22
14 сентября
Михайловский театр
Ну вот и балетный сезон открыт. Кто бы мог подумать еще год назад, что мы будем открывать балетный сезон так рано, да и еще в, прости господи, Михайловском театре. Да и был ли "балетный сезон" у нас в Петербурге на протяжении последнего десятилетия? Осенью 2008-го, живя большей частью в Москве, наблюдал московских балетоманов, поздравлявших друг друга с открытием сезона. Их было с чем поздравлять: первый спектакль - Захарова, второй - Осипова-Васильев. Теперь нечто подобное вернулось и к нам, спасибо Наташе и Ване. Судя по афише Михайловского, опубликованной до декабря, нас ждет худо-бедно, но действительно "балетный сезон".
С другой стороны, "балетный сезон" по-прежнему сводится исключительно к выступлениям Осиповой и Васильева. Михайловский театр попробовал было добавить к ним еще одну пару крупных танцовщиков, но тут дело уперлось в обычный для нашей страны плохой менеджмент. Ну кому, простите, из понимающих в балете (кроме больших фанатов Московского училища и лично господина Малахова) интересно смотреть Полину Семионову? Что такое Марсело Гомес, мы уже выяснили на "Лебедином озере" в прошлом театральном году. Те деньги, которые потрачены на эту недешевую пару (а уже объявлено, что выступать они будут на постоянной основе), можно было освоить с куда большим артистическим качеством. Например, пригласить несколько молодых и пока еще не очень дорогих солистов. Или на пару спектаклей по-настоящему выдающихся танцовщиков. Но для этого нужно вести постоянную селекционную работу. Куда проще искать солистов так, как это делает Михайловский. Только на одно удачное решение при таком ведении дела приходится десять неудачных.
Кроме того, Михайловский театр неразумно (если он действительно собирается становится мировым балетным театром) практически ничего не вкладывает в солистов второго плана (очень плохое крестьянское па-де-де - не стоящая на ногах Анна Кулигина и очень школьный, по-провинциальному танцующий Андрей Яхнюк - и совершенно чудовищная Мирта - Ирина Кошелева - во вчерашней "Жизели" более чем показательны). И по-прежнему не обращает внимания на плохой кордебалет. Возникает острое ощущение балетного "чеса", спектакля-однодневки, на котором к знаменитым солистам добавляют кого попало. В это тоже надо вкладывать деньги, иначе и в балете получается русский бизнес-стиль.
И еще. Чтобы стать балетным театром мирового уровня, Михайловскому следует пересмотреть (т.е. фактически переставить) все редакции классических балетов. При всем уважении к Никите Долгушину, в его "Жизели" очень много отягчающих спектакль (особенно на маленькой сцене) хореографических элементов. В первом акте многое из того, что в Мариинском танцуется, превращено в пантомиму. Пока в Михайловском не было солистов-звезд, такое решение было оправданным. Теперь это надо менять. То же касается и второго акта. Нужно убрать со сцены и из хореографии все, что мешает танцевать солистам.
Все эти неудачные стороны Михайловского менеджмента повлияли и на вчерашний спектакль. Наталья Осипова, можно сказать, танцевала здесь "Жизель" впервые (не будем считать не очень удачный спектакль много лет назад, предпринятый в плане "чеса"). Мы знаем, видели, что несколько лет назад у Наташи получилась просто гениальная "Жизель". Вчера это тоже было видно, особенно к концу второго акта. Никто из мировых балерин последней генерации не летает так по сцене во время вариации, как Наташа. Никто не умеет так здорово сыграть любящий призрак. Однако, на мой взгляд, вчерашний спектакль получился менее удачным, чем фестивальный спектакль в Мариинском несколько лет назад. В первом акте дирижер Овсянников(которому не надо бы дирижировать балетами, а может, и вообще не надо бы дирижировать) взял очень медленный темп. В результате весь первый акт вышел тормознутым, тормознутости добавил и набор долгушинских хореографических фишек. В Мариинском (по крайней мере, раньше) эти фишки легко бы сняли репетироры во время репетиций, подогнав балет под конкретных солистов. В Михайловском так работать пока не умеют. Даже сцена сумасшествия, которая у Наташи своя и очень интересная, из-за общей тормознутости спектакля вышла смазанной. Второй акт начался чудовищным по исполнению танцем Мирты. Две другие главвилисы не сильно от нее отличались. На таком фоне трудно танцевать большому солисту. Спектакль - это все-таки не череда вариаций, это единое целое. Так что общий серый фон (по крайней мере, в моем восприятии) перешел и на начало па-де-де. Впрочем, он быстро рассеялся, потому что Осипова танцует Жизель, как никто сегодня.
Иван Васильев произвел очень хорошее впечатление, ибо исходим из того, что не его это балет. Был очень собран, без московского подхалтуривания, танцевал от начала до конца. Романтические прыжки получались не очень, не очень вышли и две диагонали с мелкой техникой, но, поскольку никто и не ожидал, что это у него получится - в силу его артистической фактуры, можно поставить ему за партию очень высокую оценку. Везде старался, делал свой максимум. Вариацию в па-де-де выполнил очень хорошо. Главное: стало совершенно ясно, что старающийся Ваня (при всем несовпадении фактуры) много лучше Марсело Гомеса. Который просто не нужен театру, ибо тупо не врубается в специфику классического балета.
Ирина Кошелева,
михайловский,
Михайловский,
Наталья Осипова,
наталия осипова,
открытие сезона,
наталья осипова,
Наталия Осипова,
Жизель,
Семионова,
Анна Кулигина,
Андрей Яхнюк,
иван васильев,
Овсянников,
Марсело Гомес,
Михайловский театр,
Иван Васильев