Collegium Vocale Gent
4 сентября
Эндрю Лоренс-Кинг и Марко Бисли
6 сентября
Капелла
Сезон в этом году открывается рано, что нельзя не приветствовать. На фестивале "Earlymusic" выбрал два концерта известных исполнителей.
Collegium Vocale Gent приезжает в Петербург во второй раз (первый раз они были два года назад:
http://evg-ponomarev.livejournal.com/11773.html). Слушая коллектив снова, испытал схожие ощущения: очень хороши инструменты, особенно деревянные духовые. Довольно слабый вокал. Местами сильно скучаешь. Может, конечно, привык я к иной манере исполнения старинной музыки и в частности Баха (ну, скажем, Il Giardino Armonico). Может, вообще далека она от меня. Но в первом отделении, скучая, стал думать, а что мне, собственно, не нравится. И пришел к выводу, что как-то блекло все, серовато, нет (да простят меня поклонники!) яркости интерпретации. И тут уже дело не только в составе коллектива и в идее аутентичности, но и в руководителе Херревеге.
Что именно исполнялось, особо заморачиваться не стал, тем более, что программа концерта была составлена вполне в пофигистском духе фестиваля Earlymusic (впрочем, сам факт появления программ надо признать большим шагом вперед): написанное там не слишком соотносилось с тем, что звучало. Например, "Missa brevis" согласно программке была ну очень brevis: состояла из двух частей; "Gloria" оказывалась последней. Второе отделение с этой самой "Missa brevis" показалось значительно интереснее: инструменты и вокалисты звучали много сыграннее, а в целом появился какой-то духовный задор.
В отличие от концерта двухлетней давности в этот раз почти не было гламурной публики, что, возможно, пойдет на пользу фестивалю - серьезнее, может быть, станет. Впрочем, зал Капеллы пережил от открытия фестиваля редкий в последние годы аншлаг.
На концерте 6 сентября свободных мест было много. Несмотря на то, что качество концерта было ничуть не ниже, чем концерт-открытие. Звезда барочной арфы Эндрю Лоренс-Кинг выступает на фестивале не впервые, но как-то раньше послушать его мне не удавалось. Техника исполнения, равно как и уровень музыкальной культуры вызывают искреннее восхищение. Марко Бисли, тенор, а также крупный теоретик ренессансной и барочной музыки, приехал в Петербург впервые. Поначалу вокал Бисли показался слишком педантичным, но постепенно стал нравиться. Перселла и Монтеверди он поет больше как педагог, чем как практикующий певец, а вот когда переходит к музыке, менее изысканной и более приближающейся к итальянской народной, получается классно. Получил большое удовольствие. Где-то прочитал, что Бисли много внимания уделяет проблеме артикуляции при оперном пении. Вот это чувствуется. Грамотной артикуляции и грамотному интонированию у него следует поучиться всем оперным певцам.
Высокому уровню концерта соответствовало и интеллектуальное оформление: номера из музыки разных композиторов были поделены тематически на пять актов; получилась этакая барочная опера, составленная исполнителями, выступившими навроде диджеев. И только чтение Андрея Решетина, предваряющее каждый акт, вызывало улыбки практически у всех.