Jul 31, 2012 10:10
Итак, сезон закрыт.
Странное осталось впечатление от него. С одной стороны, в Петербурге в этом году было очень нескучно, несколько событий можно назвать outstanding, что для петербургского сезона очень хорошо (ведь тягаться с лондонским или нью-йоркским сезоном нам, сирым, невозможно).
С другой стороны, все outstanding-события были гастрольными, причем - как у нас водится - возникающими в последний момент как бы ниоткуда. Сольные концерты Чечилии Бартоли и Лоуренса Браунли появились в афише совершенно неожиданно. Бартоли собиралась в Москву и Казань - и заехала к нам. О Браунли мы тоже узнали где-то за месяц - вероятно, договорились, как это в России обычно бывает, что певец заедет "по пути". Как когда-то Джоконда.
Свои же собственные театры отметились полнейшим застоем, а иногда и падением за плинтус. Ни одного первоклассного впечатления в драме за весь сезон - сравнимых, скажем, с премьерой "Аркадии" в БДТ в прошлом десятилетии (да что далеко ходить - сравнимых с премьерой "Дядюшкиного сна"). Наложились на это и загубленные организаторами два главных драматических фестиваля - "Балтийский дом" и Александринский". Из всего виденного понравились две добротные (на четверочку) работы - "Канкун" в "Приюте комедианта" и "Ворон" в МДТ.
Опера Мариинского театра решила взять зрителя попсой и поставила мюзикл, впервые в своей истории. Что и стало самым ярким - до тошноты - впечатлением за весь сезон. Мариинский балет выдал единственную премьеру - самый плохой балет Баланчина, "Сон в летнюю ночь". Выбор балета, надо полагать, вызван тем обстоятельством, что полное отсутствие танцовщиков на Мариинской сцене не должно бросаться в глаза. Не "Ундину" же ставить! Концертный зал окончательно утерял проект "Артист месяца" и стал все больше уподобляться филармонии, заполняя клеточки календаря доморощенной бездарностью.
Филармония, в свою очередь, несколько оправилась от многолетнего падения за плинтус. Сказались, конечно, и гастроли Чикагского оркестра (в отличие от вокалистов, запланированные заранее). Но и собственные проекты - фестиваль камерных оркестров, включивший Венский камерный оркестр, Музыкантов Рима и Берлинскую филармоническую камерату, были на высоком уровне. Ярким, в результате гастролей Пармской оперы, оказался и зимний фестиваль "Площадь искусств". Не говорю о целой серии проходных концертов, державших высокую планку.
Михайловский театр все больше опускается в опере (огромной глупостью стало прощание с Феранцем и замена его двумя дирижерами мариинской школы - Татарниковым и Петренко, не менее глупо тратить деньги на приглашенных певцов третьего эшелона, а не на звезд) и все больше поднимается в балете. Неудачу Дуато со "Спящей красавицей" компенсировала премьера "Многогранности". Но главной сенсацией сезона стал переход в Михайловский Натальи Осиповой и Ивана Васильева. Благодаря этим солистам балетный сезон дряхлеющего Петербурга вдруг омолодился и расцвел.
Итак, до нового сезона. Фестиваль "Балтийский дом" опубликовал программу осеннего фестиваля, на сей раз, спасибо, интересную. А вот фестиваля "Александринский" мы, вероятно, вовсе не удивим. Умирал, умирал несколько лет и, наконец, приказал долго жить. Фокин, по-видимому, из тех, кто много обещает поначалу, но совершенно не умеет свои идеи реализовать. Маниловщина - общая беда русской интеллигенции. Менее чем через месяц - фестиваль старинной музыки, небезыинтересный. С Мариинским, как всегда, ничего не ясно. И, как обычно, много обещает Михайловский, вывесивший всю афишу до конца календарного года.
михайловский,
Михайловский,
Наталья Осипова,
наталия осипова,
Чечилия Бартоли,
наталья осипова,
Наталия Осипова,
Приют комедианта,
мдт,
Музыканта Рима,
мариинка,
Мариинский театр,
иван васильев,
Берлинская филармоническая камерата,
балтийский дом,
Петренко,
Татарников,
МДТ,
Лоуренс Браунли,
филармония,
Михайловский театр,
Балтийский дом,
Иван Васильев